Куплет из песни «Нет милее края» поэта и композитора
Николая НИКУЛКИНА, заслуженного работника культуры
Алтайского края из села Новоярки.
Евгения Новикова живет и работает в селе Новоярки. Преподает академический вокал, ведет класс фортепиано, сольфеджио и музыкальную литературу. Один-единственный педагог по академическому вокалу на несколько окрестных сел. При этом место жительства менять она не собирается. Здесь ее ученики, которых она не сможет предать и бросить. Здесь выросли ее дети. Это родина ее мужа. А еще, как сама говорит, в Новоярках прекрасная природа и хорошие люди.
Лауреаты, дипломанты, обладатели гран-при краевых, всероссийских и международных уровней — такими смог сделать своих воспитанников сельский учитель музыки. Конечно, бывают и нелегкие моменты, когда тяжелая болезнь приковывает к кровати, но они снова и снова помогают ей жить. Когда ее воспитанница Лена Песцова, победив во всероссийском конкурсе в Сочи, получила приглашение на международный на Кипр, Евгения Ивановна не смогла ее сопровождать. Находилась в больнице, проходила лучевую терапию. Новость о ее победе в солнечной Греции, можно сказать, со смертного одра подняла. Шутка ли — Новоярки взяли гран-при международного уровня – наивысшую награду у музыкантов и вокалистов. Она воспряла духом, захотела жить, творить. И, несмотря на то, что педагогическая карьера началась тридцать два года назад, музыка в ее жизни была с рождения.
ПАПИН БАРИТОН
… Она его отчетливо помнит с самого глубокого детства. Все в ее семье пели. У двух братьев тоже были прекрасные голоса. Сызмальства Женя занималась в каменской музыкальной школе № 1 в классах скрипки и соло. И как-то само собой получилось, что девочка из музыкальной семьи над выбором профессии особо не думала – поступила в Новосибирское музыкальное училище в 1986 году на отделение сольного академического вокала. Во время учебы довелось поработать в новосибирском театре музкомедии. До сих пор считает эту работу почетной. А после по распределению попала в детскую музыкальную школу № 3 Камня-на-Оби. Работала и во 2-й школе, и в каменском педагогическом училище преподавала. Вышла замуж и в лихие 90-е вместе с супругом перебралась на его Родину – в село Новоярки. Зарплату тогда не давали, на руках двое маленьких детей. На селе было гораздо проще выжить в те времена.
«Там и началась моя сельская педагогическая деятельность, — вспоминает Евгения Ивановна, — помню, как в 1999 году у нас открылась студия «Мечта». Представляете, я не так давно увидела телевизионную запись про нашу «Мечту» в видеоархивах ТВ-Информ, которые публикуются на сайте «Каменских известий». Так приятно было посмотреть.
Вообще, всю жизнь приходится учиться. Я, как начала с шести лет, так до сих пор продолжаю: переподготовки, самообразование, курсы повышения квалификации, сколько новых технических веяний приходится постигать. Раньше думалось, например: ну какая может быть связь между пением и компьютером? А сейчас она самая прямая. В 2008 году закончила Алтайскую академию искусства и культуры, факультет академического хора и сольного академического пения.
После оптимизации нашу Новоярковскую школу искусств присоединили к городу, к Каменской школе искусств. Да, сельским преподавателям дополнительного образования гораздо сложнее, чем городским. Субъективно – в городе дети отборные, есть из кого выбрать. А мы берем всех, кто хочет, и начинаем с ними работать. Плюс, здесь гораздо ниже рождаемость, многие покидают села. Несмотря на это, мы перешагиваем все трудности и творим, «держим» культуру на селе. Будем это делать и дальше по возможности».
Общаясь с Евгенией Новиковой, убеждаешься, что правдивы те слова, которые говорят о том, что один человек способен изменить мир вокруг. Сколько звезд она зажгла, скольким помогла себя найти в жизни и стать лучше. Ольга Ермакова, Алина Шароватова, Радомир Мешков и Настя Анищенко – дети, которые учатся у нее сейчас, уже звездочки, которые она зажгла своими руками. Не говоря о престижных победах, которые регулярно приносят ее ученики в копилку Каменского района. Некоторые из ее выпускников на всю жизнь связывают себя с музыкой, поступая в музыкальные учебные заведения. Некоторые вырастают и приводят к ней на занятия своих детей. И так из поколения в поколение в Новоярках передается любовь к прекрасному. А еще они с юными певцами гастролируют: Филипповский, Толстовский, Поперечное, Октябрьский.
«Любое занятие музыкой влияет на развитие души, — утверждает педагог, — человеческая душа становится открытой, насыщенной, восприимчивой к окружающему миру, не сможет сделать какую-то гнусность. Те, кто рядом с музыкой, улыбаются и выглядят по-другому. У них совершенно нет зажатости и закрепощенности.
Мы работаем с человеческими душами. В точных науках, например, важен прагматизм, а у нас – именно душа».
ПРО МЕДВЕДЕЙ, УШИ И РЭП
Интересно Евгения Ивановна относится к словам о безнадежно лишенных музыкального слуха людях. Про таких еще говорят: медведь на ухо наступил. Наша героиня уверена, что каждый человек рождается с музыкальными задатками, нужно лишь суметь эту искорку разжечь.
«Мама поет колыбельную малышу, значит, у него задатки уже есть, — говорит собеседница, — музыка заложена в человеке генетической памятью, как видеть, слышать, ходить – это все ведь приходит со временем и с трудом. Так и с пением – внутренний слух где-то глубоко есть у каждого, нужно лишь его подтолкнуть и вытащить задатки.
Конечно, для сольного пения одного желания мало, нужно хотя бы небольшой диапазон иметь. Но если у ученика есть желание, мы с ним обязательно чего-нибудь достигнем – хоть три ноты в хоре будем петь, но чисто и правильно.
Я могу преподавать и эстрадный вокал, но академический – это фундамент, это основа, это стиль, это классика, это мощь и постановка звука. Это один из самых сложных видов пения. Это очень красиво. Хоть его и не особо чествует сейчас подрастающее поколение. Знаете, сейчас через СМИ – радио и телевизор, звучат произведения, которые мало способствуют развитию голоса и слуха. РЭП – это вообще не музыка, это речетатив. Но стоит детям вникнуть, у них сразу начинается любовь к классическому пению и эта любовь, как правило, сопровождает их всю жизнь».
BEL CANTO И МАЛЕНЬКИЙ РАЙ
Сидя в кабинете педагога, попыталась сосчитать грамоты и дипломы, завоеванные в различных конкурсах ее учениками. Не получилось, да и оказалось – это регалии всего за несколько месяцев 2022 года. Евгения Ивановна и сама иногда участвует в «музыкальных состязаниях». Особой гордостью для нее стала победа во всероссийском фестивале культуры и традиций малых городов и сел Руси «София-2021». Представить только, из 2500 участников со всей России лауреатом стал сельский педагог из Каменского района. Какие же талантливые люди живут рядом с нами!
В это время на индивидуальное занятие пришел Радомир Мешков. Одаренный ученик занимается вокалом несколько лет. И самое поразительное, что не родители захотели видеть сына академистом – это выбор мальчика.
«С детских лет Радомир — музыкальный ребенок, — говорит его отец Сергей, — и, честно сказать, мы были поражены, когда узнали, что здесь, в Новоярках, есть преподаватель такого высочайшего уровня. Гордимся, что сын занимается у Евгении Ивановны. Мы в музыке сами хорошо разбираемся и, если сравнивать эстраду, могу сказать, что академический вокал – это высшая ступень вокального уровня».
В этот день нам посчастливилось услышать belcanto (в переводе с итальянского — «красивое пение» — прим. автора) в исполнении Радомира. Но можно ли описать звук?
«Одна ученица как-то спросила у меня, можно ли ей выйти на сцену в платье, которое она сама сшила для выступления. И вот, она принесла мне его и показывает, — улыбается женщина, — а вот поделочки и рисунки, которые дарят мои ученики. Это улыбки и солнечный свет на бумаге. А мне это бальзам на душу. В этом и заключается маленький рай. Это моя жизнь. Без них я жить не смогу».
Увлекательная и простая игра-головоломка на ваш смартфон, в которой предлагается объединить пронумерованные плитки на сетке, кратные трем, чтобы набрать максимально возможное количество очков. Свайп в заданном направлении перемещает плитки по сетке. Определенные ячейки будут объединяться вместе, а это означает, что игроку нужно будет думать наперед, чтобы не исчерпать ходы. Игра заканчивается, когда больше нельзя сделать ходов. Устанавливайте рекорды и пытайтесь побить их вновь и вновь.
Рубрика «Печки-лавочки», в которой мы говорим обо всем, пользуется большим спросом среди читателей. Интересные семейные или народные традиции, дельные советы для сада и огорода, вкусные рецепты, здоровье и долголетие, прекрасный опыт по выращиванию диковинных растений – все это мы готовы опубликовать на странице газеты «Каменские известия».
Если вам есть о чем поделиться с читателями, то присылайте свои материалы на редакционную почту izvestiya.gazeta@mail.ru с пометкой «Печки-лавочки». Нет возможности отправить на электронную почту, приносите заметки в редакцию по адресу ул. Первомайская, 37.
***
Что в осеннее время года необходимо делать в саду? С этим вопросом мы обратились к Ларисе Бычковой, предпринимателю, хозяйке магазина «Все пучком».
Огородно-садовые дела не завершаются со сбором урожая. Осенью необходимо подготовить почву для того, чтобы на следующее лето овощные и плодово-ягодные культуры радовали нас еще больше.
Лариса Бычкова советует: — После того, как убрана какая-либо культура, на освободившееся место в это время года можно посеять сидераты. Сидераты – это зеленые удобрения, выращиваемые с целью последующей заделки в почву. Они улучшают ее структуру, обогащают азотом, микроэлементами, угнетают рост сорняков и помогают избавиться от проволочника. Сидераты запахиваются в почву до или вскоре после начала цветения до появления семян.
— Какие сидераты лучше всего сеять?
— Горчица и масличная редька обогащают почву калием и фосфором, избавляют от слизней и проволочника. Горох, вика, клевер – это легкодоступный азот. Фоцелия высаживается после любых культур и поэтому считается универсальным сидератом. Люцерна также избавляет от проволочника, подходит для кислых почв. Люпин для переувлажненных почв, лечит у будущих культур болезни, корневые гнили. Отмечу, что культура, выращиваемая до посадки сидерата, не должна быть того же семейства, что и он.
— Слышала, что саженцы желательно садить осенью, а не весной. Так ли это?
— Посадка саженцев осенью более благоприятна, так как выкопка плодовых растений происходит в это же время года. Им будет достаточно времени для приживаемости. А весной растение уже полностью войдет в вегетацию. Саженцы, высаженные в почву осенью, растут и развиваются лучше.
— Нуждаются ли деревья и кустарники в саду в специальной обработке от болезней и вредителей в это время года?
— Обработка от болезней должна быть обязательной. Для этого используются препараты «Топаз», «Чистоцвет», «Прогноз» и другие. Чтобы наше растение в последствии не съели вредители, необходимо после уборки опавшей листвы опрыскивать кроны кустов и деревьев инсектицидами «Актара», «Шарпей», «Фуфанон». Также следует защитить деревья от грызунов. Для этого применяется садовая краска, деготь, креолин, препарат «Пугач». Процедуру проводим в октябре.
— А как же быть с теплицами и погребами. Их тоже надо обрабатывать?
— Погреба и теплицы тоже нуждаются в обработке от вредителей. Используем для этого серные шашки. Но не забудьте, что после нее необходимо все проветрить в течение двух суток.
Первое сентября — это не только радостный и волнительный день, но и очень цветочный. Именно в этот день в селе проводится праздник цветочных букетов и композиций. Не стал исключением и этот год. За неделю до этой даты было сделано обращение к цветоводам-любителям села Корнилова с просьбой принять участие в данном мероприятии. Показать результаты своих летних трудов, поделиться новинками, порадовать разнообразием форм и расцветок.
За час до школьного торжества, вдоль ограды уже красовались пышные букеты с оригинальными названиями. «Первый поцелуй» и «Георгиновый вальс» от Раисы Сергейчук, «Осенняя мелодия» Натальи Агиловой, «Улыбка осени» и «День знаний» Юлии Байда.
Перламутровые хризантемы от Татьяны Гавричкиной, которым она дала название «Осеннее созвездие», букет из цветов ярких окрасок от Тамары Вагнер.
Много букетов выставили дети и педагоги. Великолепную цветочную композицию с патриотическим значением «Ради жизни на Земле» сделали ученики 6 класса с классным руководителем Ириной Ильиной. Алые кисти красной калины, как капельки крови, хороводом окружили большие белые садовые ромашки. Будто герои, жертвуя своей кровью, защищают хрупкий и красивый мир.
Не менее симпатичными были букеты от остальных классов и педагогов. Много названий, связанных с Днем знаний, с любимыми учителями, с красивой природой осени.
Выставка до полудня дарила хорошее настроение всем, кто ее посетил. Затем все букеты были переданы детям, которые торжественно прошли к Мемориалу Славы и с благодарностью возложили их нашим героям.
Большое спасибо всем за участие, за красоту, щедрость и позитивное настроение.
Да тут заблудиться можно, петляя разными ходами с этажа на этаж по коридорам и лестницам. Какой необычный лабиринт времен советской эпохи. А какой огромный зал на 300 посадочных мест! «Браво!», «Бис!», — кричали зрители, стоя в проходах, когда мест всем желающим не хватало. На крыльце во время антрактов будто бы все село собиралось, нарядившись в самую парадную одежду. Оглушительные овации и удивительно отменная акустика, которой даже каменский Дворец культуры похвастать не может. Так было 35 лет назад в сельском Доме культуры села Поперечного… Отблески активной культурной жизни сохранились и двадцать лет назад. А потом пришло запустение…
В 2021 году попереченский СДК отпраздновал 35-летний юбилей. И вы не поверите, культура в этом селе не просто выжила вопреки всем обстоятельствам – она развивается стараниями всего трех человек, не считая главы сельсовета. Причем, развивается очень успешно. В 2022 году «Творческая мастерская» попереченского СДК получила диплом I степени краевого фестиваля театральных коллективов «Театральный разъезд» за спектакль по пьесе Михаила Хайфеца «Не забудьте расписаться». Попереченские театралы своим дебютом попросту поразили жюри, чем вывели Каменский район в несомненные лидеры. До этого ребята получили диплом в номинации «Новаторство и оригинальность» за эту же постановку в районном фестивале «Калина красная».
Про то, как судьба свела актеров из разных городов в Поперечном и про их новую постановку «Телемутация», мы уже писали в публикации «Прага-Стамбул-Камбоджа-Поперечка». Но нынешним летом театралы удивили снова: впервые за многие годы в Каменском районе был поставлен детский спектакль с разновозрастными актерами. Мало того, после успешной премьеры ребята отправились в небольшие гастроли в соседний район и планируют принять участие в краевом конкурсе «Яркий образ».
О том, каким чудом попереченской культуре удалось не просто выжить и существовать, но и двигаться вперед, добиваясь успехов, приобщая молодежь к творчеству, в нашей сегодняшней публикации.
ШОК
Аншлаг! За последние годы ни одно культурное мероприятие не собирало столько зрителей. Поначалу, незаметно выглядывая из-за кулис, дети были спокойны: 10-15 человек в зрительном зале, все, как обычно, бояться нечего. Но когда поднялся занавес, юные дебютанты оторопели – почти 60 человек. А среди них не только родители и родственники, но и одноклассники, односельчане. «Главное, не опозориться, не забыть слова, чтобы не засмеяли», — вертелось в головах юных героев сцены. И ведь все получилось! А самое удивительное в том, что премьера проходила в разгар школьных каникул – спектакль «Сказка о жареных петухах» Владислава Панфилова впервые увидел зритель на земле Каменского района 30 июня. Репетиции шли полтора месяца, иногда включая выходные дни. Дети вместо отдыха и летних игр трудились в поте лица с огромным интересом. Причем, уже сейчас ждут не дождутся следующей постановки со своим участием.
«Изначально обсуждали с ними: беремся или не беремся. Смогут ли они месяцем лета пожертвовать, месяцем каникул. А читка сценария прошла у нас весной – 8 мая, — говорит Ирина Дворских, режиссер, руководитель «Творческой мастерской».
До этого я работала со взрослыми, и мне просто захотелось попробовать поработать с ребятишками. Некоторые из них видели, что мы со старшим поколением уже поставили два спектакля, кто-то из детей даже бывал на «взрослых» репетициях из любопытства, другие до этого участвовали в театрализованных представлениях, например, к Новому году. Кто-то из них уже пробовал себя в роли ведущего. Но серьезных детских постановок у нас не было никогда.
Стоит сказать, что когда я выбрала пьесу, определенных детей уже знала – они всегда за любой кипеж, как говорится. Им любую роль дай, они с удовольствием возьмутся за дело, остальных мы вместе с ними и добирали в нашу актерскую трупу. И я могу сказать, что все они справились в итоге, они большие молодцы! Мало того, что у них был дебют на большой сцене, так мы еще перед выступлением решали вопрос: где находиться режиссеру – за кулисами, где я могу им как-то помочь и подсказать, либо в зале. Дети сказали, чтобы я была в зале. Они были абсолютно одни перед зрителями, и каждый знал свой выход, все действия».
Радости и детским улыбкам предела не было, когда мы встретились с ними в стенах родного СДК. Да и мне было сложно скрыть удивление, увидев перед собой такую редкость – не гаджеты и интернет интересовали их последние полтора месяца, а ежедневная отработка сценария. Поистине редкие дети в современном мире. При учете того, что младшему из них Максиму Анищенко, выступившему в роли «Цыпленка», всего семь лет миновало. Кстати, несмотря на самый юный возраст, «Цыпленок» к предложенной ему изначально роли отнесся серьезнее всех – сказал, что даст свое согласие или откажется только после того, как ознакомится со сценарием. Ему, по словам режиссера, досталась одна из самых сложных задач – каждую репетицию сидеть в специально сшитом мешке, таскали его по сцене туда-сюда. Максиму в это время нужно было проявлять огромное терпение, чтобы высовываться из мешка по сценарию, вовремя. Впрочем, у каждого в спектакле была своя особенная роль, отточить которую нужно было так, что даже если ошибешься или слова забудешь, зритель не должен этого понять. Зритель должен подумать, что все так и было запланировано.
Уже после они, довольные и счастливые, обнимались с родственниками и друзьями, не успев смыть театральный грим, почувствовав себя настоящими звездами. Ведь без преувеличения, этот детский шок от аншлага обернулся огромной радостью, самоудовлетворением и успехом.
ВЕСЬ МИР ТЕАТР, А МЫ В НЕМ?
Но стоит сказать несколько слов о самом сюжете. Излагать его полностью на газетных страницах нет смысла, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более, посмотреть получасовое видео спектакля можно будет на нашем сайте. Но если вкратце. Основная мысль постановки вроде бы очевидна, как белый день, а в реальности добиться этого не так уж и легко — какими бы вы ни были, в какие бы обстоятельства ни попали – главное, оставаться людьми. В общем, по «легенде» Баба Яга отправляет родителей детей на леденцовое поле, а их отпрысков намеревается превратить в поросят, ежедневно снабжая летающими по небу жареными петухами на берегах молочной реки с кисельными берегами. Цель злой Яги – забрать у детей все человечное, чтобы они отвыкли думать, перестали умываться и следить за собой, росли безалаберными, беззаботными и бездумными, жадными и ленивыми. Уж каким чудом героям удалось справиться с этой напастью, писать не будем – лучше насладиться театральным искусством попереченцев воочию через видеопросмотр. Скажем лишь то, что колдунья своей цели почти достигла – сцена была полна хрюканья. А уж какая реакция самих актеров на это забавное зрелище была на репетициях, и как тяжело было сдержать им смех, когда весь зал взрывался громким хохотом – это отдельная история. Ну, приоткроем еще немножко завесу тайны о главном герое Вовчике – в настоящей жизни Евгении Нечунаеве. Он, как и его юные коллеги по цеху, стал настоящей находкой для режиссера. Парень в роль вошел настолько, что пугал товарищей, когда с визгом отбрасывал от себя заговорившую человеческим голосом волшебную палочку. Даже во время нашей встречи с ребятами, он так естественно начал мысленно возвращаться на сцену и повторять слова своего героя, что к нему невольно присоединялись по очереди все его товарищи. Я попала в спектакль, хоть и сидели мы с ребятами за столом, и действия нужно было представлять, но с таким старанием актеров воображение без проблем рисовало сцену за сценой. При этом Женя знал наизусть слова каждого героя.
«Женечка, твой шепот был слышен на задних рядах, когда ты пытался другим их слова подсказать, — улыбается Ирина Дворских, обращаясь к юному дарованию, — он был, как мамка для остальных, кстати, как палочка-выручалочка».
Еще режиссер отметила, что много слов благодарности потом получила от родителей дебютантов, хотя сама не считает постановку своей заслугой – гордиться здесь нужно ребятами. Да и вообще, разве плохо, что они с малых лет начинают любить не виртуальное, а реальное и немножко позабытое искусство? В чем главные преимущества театра? Понимать себя, выражать себя, понимать людей, правильно выражать эмоции. Это дисциплина и самоконтроль. Ирина Дворских и дальше планирует развивать детское театральное искусство в Поперечном, утверждая, что настоящая командная работа начнется только после второй или третьей постановки, когда дети начнут чувствовать, уважать друг друга, знать свои настоящие способности.
НАС ТРОЕ, НО МЫ В «ТЕЛЬНЯШКАХ»
Маргарита Мацюк, Людмила Украинская и Ирина Дворских – имена тех людей, благодаря которым еще не «умерли» эти нескончаемые лабиринты советской эпохи. Как-то непривычно, что в селе настолько огромный Дом культуры, и это при том, что внушительный по площади зал на втором этаже отрезан от жизни в буквальном смысле этого слова. Вход в него заложен кирпичами, отопления нет, ремонт там проводить пока бессмысленно из-за протечек ветхой кровли. Еще десять лет назад почти все СДК было в таком состоянии: большая часть здания была закрыта от посетителей, отопление перекрыто. Стены на лестничной площадке черного цвета от плесени, запах сырости витал повсюду. Кое-как культурная жизнь села периодически теплилась в малом зале на втором этаже – практически единственном месте, где можно было собраться на праздник.
«Наверное, целое десятилетие Дом культуры постепенно приходил в запустение, — рассказывает во время небольшой экскурсии Маргарита Мацюк, заведующая Попереченским СДК, — а потом постепенно начал оживать благодаря стараниям главы сельсовета Светланы Кольченко. И я, став директором клуба, постоянно капала и капала на нервы руководству, что в таких условиях полноценно работать невозможно. Большой зал с огромной сценой закрыт на ключ, из пожилых людей не все могли подняться на второй этаж в малый зал. К тому же там лавочки вместо сидений стояли, все на одном уровне, зрителям плохо видно, что происходит на сцене. Я хорошо запомнила из тех времен, как однажды у нас была небольшая театральная постановка, народу в зале много было. Весна. И во время представления на потолке собрался конденсат в таком количестве, что на людей дождь закапал.
В общем, потребность в культуре у нас большая – ну не просто же людям на лавочках сидеть. Попереченцы любят культуру, есть у нас определенный костяк населения, который посещает все мероприятия. А вот на День молодежи, праздник, про который «Каменские известия» писали летом, я увидела людей, которые к нам вообще не приходили. Празднование Дня молодежи превзошло все наши ожидания по массовости и размаху. Да и, честно признаюсь, не ожидала я, что на детский спектакль рекордное количество зрителей придет».
К слову о Маргарите Мацюк. В этом году заведующая культурным учреждением стала одним из победителей краевого конкурса в номинации «Лучший работник сельского клуба». Благодаря Маргарите Николаевне сельский Дом культуры получил 110 тысяч рублей на приобретение новой световой аппаратуры. Она – единственный педагог в Каменском районе, преподающий музыкальный фольклор. Директор успевает не только организационными вопросами заниматься, но и обучать детей игре на фортепиано, вести два музыкальных коллектива (про которые, возможно, мы тоже когда-нибудь напишем более подробно). Для взрослых – это ансамбль народного пения «Сибирянка», через два года он уже отпразднует десятилетний юбилей. Для ребятишек — ансамбль «Домисолька».
— Маргарита Николаевна, а кто вам помогает обслуживать такое большое здание? Например, если лампочка перегорит, потолки-то высоченные.
— С этим у нас проблема, — отвечает собеседница, — почти все приходится делать своими руками или слезно просить кого-то о помощи. Это в районном Дворце культуре доходы другие – они зарабатывают себе деньги и нанимают работников, чтобы им ремонт делали. А у нас нет выхода. Вот к юбилею ДК готовились всем миром. Пришел наш фермер Василий Анищенко и положил передо мной деньги, подарок от себя. На них я купила три большие лампы, чтобы избавиться от мрака в коридоре и в одном из кабинетов. В общем, проблем много, а финансов и рабочих рук нет.
— Хотелось бы спросить у ваших работников: по вашему мнению, есть ли будущее у культуры на селе?
— Мое личное мнение, что если коллектив хочет работать, он будет работать, «тащить» и привлекать сюда людей. А если коллектив не хочет работать, он тихонечко засядет, и будет сидеть для отчетов, — ответила Ирина Дворских.
А вот и светлый кабинет с пластиковыми окнами и стройными рядами швейных машинок. На стенах висят платья, сшитые девочками специально для дефиле. Это вотчина Людмилы Украинской, работает она в ДК, как и Ирина Дворских, на 0,5 ставки и выбить эти «половинки» руководителю удалось не так давно. Несмотря на это, все костюмы и наряды в Доме культуре сшиты Людмилой Семеновной – их накопилась уже целая гардеробная.
К слову сказать, ремонт в ее кабинете появился лишь в позапрошлом году, его не было здесь тридцать лет. Стены все эти десятилетия были завешаны плотной тканью по типу мешковины. Женщины эту ткань сняли, постирали, да нашили новых костюмов – рубашек да фартуков для артистов. Так сказать вышли из положения и обновили костюмерную, денег ведь никто ни на какой реквизит не выделяет уже много лет, все старенькое.
А еще, по словам директора, Людмила Украинская единственный на весь район педагог, преподающий декоративно-прикладное искусство в СДК.
Так и живут «трое в тельняшках». Работа хоть и не денежная, но бросить ее, бросить культуру даже в мысли не приходило, ведь жизнь-то налаживается.
КАК НАЛАЖИВАЕТСЯ ЖИЗНЬ
Это было похоже на праздник, когда открывались запечатанные годами двери изолированного крыла здания. В них снова пришло тепло жизни. В былой пустоте появился фитнес-зал, где проходят занятия спортивного кружка «Тонус-плюс» под руководством Ирины Дворских. В огромном помещении на первом этаже заменили «холодные» окна, глава помогла и с приобретением ноутбука для культработников. По вечерам здесь проходят дискотеки, желающие могут поиграть в фойе в бильярд. Еще бы проектор кто подарил для полного счастья, да оставшуюся часть крыши починить, но это пока лишь мечты.
Отдельно стоит отметить попереченский музей, переехавший из местной школы в ДК. Довести до ума его пока не хватает времени, а ведь в нем есть достаточно любопытные экспонаты. Например, фотоаппарат 1878 года, старинная икона. Образ нарисован на прочной плахе, видимо, какими-то натуральными красками, раз изображение до сих пор видно отчетливо. Хранится здесь журнал из землянки Кири Баева, в этом журнале расписывались пионерские делегации со всего Алтайского края, оставляли отзывы. А однажды старинное зеркало музея попало на видеокадры, когда снималось видео про ДК. И совершенно случайно люди узнали зеркало своей прабабушки. Наверное, сельская культура чем-то похожа на старинное зеркало, которое нужно беречь и передавать из поколения в поколение вопреки времени.
1 of 9
Юлия РАССКАЗОВА. Фото автора.
Денис КОНРАДИ, 11 лет, роль «Славика-баловника»:
«Как-то мы шли с Максом домой уже после премьеры и мечтали. Сначала нас в Плотаву на гастроли пригласили, потом пригласят в Барнаул, потом вПитер и Москву. Так мы с гастролями до самого Китая доедем».
Анастасия КУЛИГИНА, 13 лет, роль «Любашки-замарашки»:
«Самое сложное для меня на сцене были те моменты, когда нужно было хрюкать, в то время, когда мы превращались в поросят. Нас ведь заколдовала Баба Яга. Ну очень смешно было. Особенно сдержать улыбку, когда в зале смех стоял».
Георгий МАЦЮК, 17 лет, роль «Человека-тени»:
«Роль мне досталась случайно. Шел по своим делам. Знал, что у нас в ДК спектакль готовили. Зашел посмотреть, Ирина Анатольевна предложила мне поучаствовать, я согласился».
Татьяна ТОЛСТЫХ, 12 лет, роль «Жорика»:
«Для меня было главным – не забыть слова, не запутаться. Я представляла, что мы одни в зале, как на репетиции. Мы ведь не думали, что столько людей придет на премьеру».
Анастасия ГЕОРГИНА, 11 лет, роль «Зеркала»:
«А мне было очень сложно падать в платье, так как я их вообще не люблю носить, но ради спектакля пришлось надеть».
Максим АНИЩЕНКО, 7 лет, роль «Цыпленка»:
«В мешке сидеть постоянно было не такой проблемой, как по-настоящему схватить Любашку-замарашку за волосы».
Анастасия АНИЩЕНКО, 11 лет, роль «Бабы Яги»:
«Папа был на работе во время спектакля. Мама все записала на видео, и он потом три раза пересматривал. Сложно было озвучивать свою роль голосом бабушки, ходить старческой походкой. А еще, когда закрылся занавес, я хотела поплакать от волнения, но потом поняла, что нам еще выходить, а у меня весь грим растечется по лицу».
Евгений НЕЧУНАЕВ, 13 лет, роль «Вовчика»:
«Согласился на роль с огромным удовольствием. Для меня это была целая жизнь».
Камилла ШАДАРОВИЧ, 10 лет, роль «Ленки-лентяйки»:
«Режиссер меня называет суперновичком в театре. Правда, мне сложно было поначалу вжиться в роль, когда требовалось ползать по сцене от навалившейся лени и спать на мусоре. Мы эти мусорные декорации, кстати, сами делали. Но было очень смешно. Люблю вспоминать наши репетиции».
Ирина Дворских благодарит всех детей и их родителей за постановку спектакля. Безупречно свою работу выполнила и звукорежиссер — пятнадцатилетняя Екатерина Селиверстова. Без запинок, без единой паузы.
Отдельная благодарность за спонсорскую помощь ИП Петру Гедерту и главе КФХ Василию Анищенко.
Уважаемые жители г. Камень-на-Оби, в связи с проведением работ сотрудниками филиала «Каменские МЭС» 13.09.2022г. будет приостановлено электроснабжение жилых и нежилых зданий, расположенных по адресам:
13.09.2022г с 08-00 до 17-00
г Камень-на-Оби, ул Гоголя, д. 71; 79; 81; 86; 88; 90
По информации Избирательной комиссии Алтайского края, в сельсоветах образованы многомандатные избирательные округа. «В организации и проведении выборов в органы местного самоуправления задействованы 16 участковых избирательных комиссий, — цитирует Избирком председателя Каменской районной ТИК Людмилу Сартакову. – В конце августа члены УИК прошли обучение на базе территориальной избирательной комиссии».
ВТОРЫЕ ПО МАСШТАБНОСТИ
Напомним, что в это воскресенье Единый день голосования объявлен по всей России. Во многих городах и районах Алтайского края пройдут выборы в органы местного самоуправления. В прошлом году мы избрали депутатов в два представительных органа: верхний уровень самоуправления — районное Собрание депутатов, а в нижнем уровне выборы прошли только в городе. В сельских поселениях полномочия депкорпусов истекают только сейчас. Соответственно, ближайшая задача селян выбрать своих новых представителей.
Представительные органы сельсоветов — это власть, что называется, у самого дома. В полномочия сельсоветов входят составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, его утверждение и исполнение, а также контроль за его исполнением. Депутаты вправе решать судьбу имущества муниципального образования, заниматься благоустройством. Нередко в полномочия сельских советов передают право решать вопросы содержания местных дорог. То есть, понятие «вопросы местного значения» оправдывает свое название. Как правило, именно на местах лучше «видно», какие проблемы стоит решать в первую очередь, исходя из местного бюджета и ассигнований «сверху».
ВЫБИРАЕМ, ПОКА ВОЗМОЖНО
Мы уже писали о том, что сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, согласно которому в ближайшем будущем двухуровневость местного самоуправления может быть упразднена. Останутся только представительные органы муниципальных районов (как в нашем случае — районное Собрание депутатов), и они будут решать все вопросы, от ведения дорожного хозяйства до покосившейся стелы где-то на выселках. О достоинствах и недостатках одноуровневого самоуправления пока идет оживленная дискуссия, а мы с вами всё ещё имеем возможность избрать саму местную власть.
Кстати, два года назад в трех районах края такая система уже была введена — Залесовский, Петропавловский и Чарышский районы решили стать округами и упразднили суммарно 27 сельсоветов.
А у нас же пока есть возможность выбирать своих ближайших представителей из числа односельчан.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ
По сведениям Алтайского краевого избиркома, общее число зарегистрированных кандидатов по Каменскому району составляет 140 человек. Интересно, что даже на выборах настолько местного значения большую инициативу проявляют политические партии. 122 кандидата выдвинуты партиями, и только 18 участвуют в выборах в порядке самовыдвижения.
Рассуждая о природе этого явления, можно отметить, что как таковой политики в глобальном её смысле на местном уровне самоуправления быть не может — местные представительные органы власти не наделены правом законотворческой инициативы. Все вопросы местного самоуправления гораздо ближе к дому, чем общий экономический и социальный курс страны и субъекта Федерации.
КАК ВЫГЛЯДИТ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА В ЦИФРАХ И ФАКТАХ?
В этом году кандидатов в депутаты представили три политические партии — «Единая Россия», «Справедливая Россия» и КПРФ. Всего было подано 153 заявления от кандидатов (в предвыборную гонку вошли только 140 из них).
Наибольшее число заявлений поступило от партии «Единая Россия» — 86, что составило 56,21%. 44 заявления поступило от кандидатов, представляемых партией «Справедливая Россия» (28,76%). КПРФ выдвинуло всего три кандидата (1,96 %). Двадцать кандидатов подали заявления в порядке самовыдвижения (13,07 %). Довольно интересная статистика, учитывая недавний триумф коммунистов на выборах практически по всей «вертикали».
Скорее, «эсеры» пытаются повторить их массовую победу в Каменском районе на выборах пятилетней давности. А возможно, что просто на местах действующие депутаты идут в сельсоветы на новый срок, оставив прежнюю политическую принадлежность. Впрочем, смотри примечание о местной политике выше.
Женщин в этом политическом сезоне заметно больше, чем мужчин. Представительницы прекрасного пола (по числу поданных в избирательную комиссию заявлений) составляют 67,8 процента. Средний возраст кандидата составляет 49 лет.
Накануне 145-летия со дня рождения одного из основателей Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем Феликса Дзержинского в историко-демонстрационном зале УФСБ России по Алтайскому краю состоялась встреча, посвящённая исторической личности.
Ветераны органов безопасности, действующие сотрудники, а также ученики и преподаватели средних общеобразовательных школ № 52 и 55 г. Барнаула поделились фактами биографии советского государственного и партийного деятеля. Участники памятного мероприятия отметили в качестве главных качеств Дзержинского непримиримость в борьбе с врагами Отечества, а также неравнодушие к существовавшим на тот момент социальным проблемам — в первую очередь, к детской беспризорности.
«Не допустить перерастания этой проблемы в катастрофу удалось именно благодаря инициативе Дзержинского по созданию Комиссии по улучшению жизни детей, — поделился на встрече ветеран УФСБ России по Алтайскому краю полковник в отставке Сергей Пятунин. — Детей устраивали в центры, где с ними занимались педагоги, они находились под наблюдением врачей. Подросткам находили работу на разных предприятиях. Иногда даже удавалось отыскать родственников».
Руководитель народного музея истории органов безопасности подшефной Управлению школы № 52 г. Барнаула Николай Чуваев отметил, что, за настойчивость в достижении поставленных целей в сочетании с решительностью и твёрдостью Дзержинского и стали называть «железный Феликс».
«Председатель ВЧК, помимо выполнения основных функций по борьбе с преступностью, занимался восстановлением железнодорожной отрасли, — сказал Николай Александрович. — также решал проблемы с голодом в регионах. По праву, это значимая фигура в истории нашего государства».
В завершении мероприятия начальник УФСБ России по Алтайскому краю полковник Роман Плотников, руководители и сотрудники, гости возложили цветы к памятному знаку, установленному в честь Феликса Дзержинского возле территориального органа безопасности в Барнауле.
Справка
Советский государственный и партийный деятель, основатель и первый председатель ВЧК, ГПУ и ОГПУ Феликс Дзержинский родился 11 сентября (30 августа по старому стилю) 1877 года.
По информации пресс-службы УФСБ России по Алтайскому краю.
Продолжение. Начало в № 48-51 (2021 г.), № 4-19, 21-23, 25-28, 30-36 (2022 г.).
КОММУНА «ПОБЕДА»
О коммуне «Победа» забыли настолько, что такой знаток ярко-вских просторов, как Федор Леонтьевич Гуляев, всю жизнь отдавший колхозу, воспринял мой вопрос как провокационную шутку и остался при прежнем мнении — такой коммуны не было.
Но о ее существовании говорят итоги переписи населения 1926 года и карта Каменского округа, отпечатанная сразу же после переписи населения.
Поселок с названием «Победа» возник в 1920 году в 10 км от села Новоярки, если ехать полевой дорогой в сторону Корниловского бора. На время переписи в нем проживало 18 семей, 91 человек (43 мужского и 48 женского) пола), в основном переселенцы из Украины, обосновавшиеся вначале в селе Новоярки.
Вот и все. О поселке и коммуне настолько забыли, что долгое время ничего нового узнать не удавалось. Однако встречи со старожилами не прекращались, и удача мне улыбнулась. Кто-то так, между прочим, и не будучи уверенным, высказал предположение, что вроде в г. Камень-на-Оби проживает один из коммунаров «Победы» Гавричкин. В паспортном столе в считанные минуты мне выдали все сведения об этом человеке. Через пару дней состоялась встреча в квартире Владимира Степановича Гавричкина, действительно бывшего члена коммуны «Победа», пережившего невероятно трудные годы истории страны, прошагавшего всю Великую Отечественную войну от звонка до звонка. В свои 84 года он оказался очень бойким и разговорчивым человеком со светлой памятью и ясным умом. Клад, да и только. Из его уст услышал столько подробностей о жизни коммуны, что и не мог ожидать.
Семья Гавричкиных была огромной, 23 человека: родители, 5 сыновей с женами и детьми. Один Володя, как самый малый, ходил в холостяках. Отец и четверо старших сынов являлись коммунистами. Их семья составляла основной костяк коммуны.
В коммуну вступали только добровольно. Агитаторы ходили по селу с разъяснениями, как умели, убеждали людей, после чего вели запись. Соглашались, главным образом, самые бедные семьи и многодетные. Не блистала богатством и семья Гавричкиных.
Коммунам помогало государство: выделяло кредиты, технику, семена. Им передавалось конфискованное у богачей имущество, скот, жилье, хозяй-ственный инвентарь, мебель, инструменты, предметы культуры.
Семье Гавричкиных достался большой двухэтажный дом богача Сергея Николаевича Преображенского, погибшего в гражданскую войну. А жену его, активно содействовавшую колчаковцам, лично зарубил саблей командир партизанского корпуса Громов, когда она вылезала из погреба, где пряталась от партизан.
В коммуне имелась изба-читальня, пианино, на котором молодежь училась играть. Пели песни, танцевали, ставили спектакли.
Работали сообща, даже пахали в одной борозде. Совместно убирали хлеб и свозили на один ток, где его молотили чуть не целую зиму. Хлеб для всей коммуны выпекали в своей пекарне. Питались с общего стола, кормили работающих и неработающих, даже при-ходящих. Услышав общий сигнал, из ближайших кустарников появлялись заспанные, грязные и облипшие сухой травой люди и как ни в чем не бывало садились за стол. От такой вольности с самого начала подрывались устои экономики хозяйства. Падала трудовая активность честных коммунаров, расшатывалась дисциплина.
Кроме всего прочего, за коммуной закрепили более десятка беспризорных детей. Их надо было кормить, одевать, заниматься их воспитанием. Школы да и учителя в поселке не было, но обучение детей и ликвидация безграмотности взрослых были обязательными.
Эту важную задачу поручили бывшему командиру батальона партизан Семену Михайловичу Томбовцеву. И занятия проходили в его доме. Ходил на них и Владимир Семенович Гавричкин. Не было ни мебели, ни учебников, ни бумаги, даже карандашей и перьев. К тому же сам «учитель» был малограмотным. Писали на газетных и книжных листах, кто чем мог, вплоть до угля. «Учащиеся» располагались в основном на полу, до самого порога. Сам «учитель» устраивался на печи, откуда лучше виделось, кто чем занимается. Он был строг и требователен, дисциплину держал, как в батальоне. В нарушителя порядка летело все, что попадало под руки на печке, прежде всего валенок, который чаще попадал в невиновного.
Томбовцев считал себя несправедливо обиженным прежде всего потому, что его не избрали председателем коммуны. Им стал Иван Ильич Колмыков, командир роты в батальоне «Красных орлов», которым командовал Томбовцев. Он никак не мог согласиться с тем, что его обошел бывший подчиненный.
И. И. Колмыков был человеком достаточно образованным, имел специальность веттехника. И политически был более подкованный, активный общественник.
Томбовцев, видя пороки коммунарской жизни, бурно возмущался складывающимися порядками и решил искать правду. Срочно собрался и уехал в Москву, да как в воду канул. Обратно он так и не вернулся. Его семья долго жила в Новоярках. Сын Василий Семенович до объединения руководил одним из колхозов, потом стал партийным вожаком колхоза «Россия».
Коммуна доживала свои последние дни. Ко всем бедам прибавилась еще одна — полностью пересохла ложбина, возле которой сиротливо ютился поселок.
Началось массовое бегство. Но перед этим поделили остатки имущества, по справедливости распределили землю, и ее владельцы продолжали обрабатывать в частном порядке, живя в разных местах. Семье Гавричкиных, например, досталось 30 га пашни.
Председатель коммуны И. И. Колмыков переехал в коммуну им. Карла Либкнехта и трудился по специальности веттехником. В этой же должности он появлялся в коммуне «Социализм», что за протокой напротив поселка Караси. Затем его след затерялся.
Семья Гавричкиных распалась на части и разъехалась. Кто-то переселился в более благополучную коммуну «Пчела». Появлялись Гавричкины и в коммуне им. К. Либкнехта. Владимир Степанович долгое время жил в Корнилове, а последние годы провел в г. Камень—на-Оби.
Большой интерес представляет собой справка, выданная Кол-мыкову в 1933 году и подписанная Дмитрием Егоровичем Курочкиным, председателем коммуны им. Карла Либкнехта, авторитетным человеком в районе, ставшим потом заместителем председателя райисполкома. На штампе значится: Сельскохозяйственная коммуна «Карл Либкнехт» Каменского района, г. Камень-на-Оби, поселок «Вставай, бедняк» (так первоначально называлась коммуна).
Сожалею, что встретился с Владимиром Степановичем Гавричкиным лишь однажды. Кто бы мог предположить, что этот энергичный старикан так неожиданно уйдет из жизни. Видимо, повлияла смерть жены. Попытки найти след его документов ничего не дали. Не удалось добыть даже фотографию.
А с коммуной «Победа» получился конфуз. Вместо победы — разгромное поражение. Что-то подобное происходит сегодня с колхозами, подтвердившими свое право на существование и пришедшимися по душе крестьянину. Силой, через колено, губим жизнь не только села, но и страны в целом.
Гуляют ветра над осиротевшими просторами, и яркий луч солнца не возрадует, как прежде, и покосившейся луне грустно на повисшем небосводе.
О том ли мечта человеческая?
И. МЕЙКШАН. Фото из фондовой коллекции каменского краеведческого музея и сети «Одноклассники. Село небесной красоты — село мое Новоярки».