Корреспондент «Каменских известий» посетил Алтайскую краевую специальную общеобразовательную школу закрытого типа в Камне-на-Оби. Она является единственной в Алтайском крае и вторым образовательным учреждением в Сибирском Федеральном округе, где обучение проходят дети и подростки с девиантным поведением.

О месторасположении спецшколы в городе осведомлено большинство жителей, но чем она дышит и как живет, знают единицы. В гуще события, в основном, сотрудники учреждения, которые ежедневно помогают трудным подросткам пройти сложный путь психологической, медицинской и социальной реабилитации, включая коррекцию их поведения и адаптацию в социуме. Этих детей от общества отделяет высокий забор, который доходит почти до второго этажа школьных зданий. Вся их жизнь, на время пребывания в спецшколе, а оно круглосуточное, протекает по режиму. Для них детство не закончилось, но глазами ребенка они смотреть на мир уже точно не будут.

Ответственность, дисциплинированность, умение находить общий язык со сверстниками и взрослыми, быть добрым и отзывчивым, увлекаться творчеством, получить профессию и работать по ней, создать крепкую семью. Так о себе в будущем говорят почти все учащиеся специальной школы. Ребята считают, что данное учреждение для них – это палочка-выручалочка, место, где педагоги и воспитатели всегда помогут найти правильный путь во взрослую жизнь.

ДНИ В РЕЖИМЕ

— У нас учатся самые обычные мальчишки, — говорит Людмила Бабаева, заместитель директора по учебной работе. — Разница лишь в том, что они в своем юном возрасте совершили какие-либо противоправные действия, некоторые были подвергнуты психологическому насилию, испытывали трудности в общении с родителями, отказывались посещать общеобразовательные учреждения. В нашу школу ученики попадают по решению суда, но это не говорит о том, что они другие. У нас замечательные, очень трудолюбивые дети. Кроме того, наша школа считается общеобразовательной, как и любая другая. Поэтому мы в полном объеме реализуем программы начального и основного общего образования, адаптированного образования для умственно-отсталых детей.

Валерий Филиппов, директор Алтайской краевой специальной общеобразовательной школы закрытого типа.

На этой доброй ноте мы и начали знакомство. Проводником в историю учреждения для корреспондента стал директор Алтайской краевой специальной общеобразовательной школы закрытого типа Валерий Филиппов. Он рассказал, что в период с 1961 по 1965 год на месте спецшколы работала школа-интернат. После землетрясения 1965 г. стены здания требовали ремонта и интернат закрыли. Однако летом того же года на основании приказа Министерства просвещения РСФСР на этом же месте была создана спецшкола на 240 мест. В спецшколу прибывали подростки со всех регионов Советского Союза, прием детей осуществлялся в течение всего года по путевкам Министерства образования. В 80-е годы была проведена реконструкция всех зданий, построены новые мастерские. После капремонта на территории школы появился спортивный городок, хоккейная площадка, проведена планировка и разметка футбольного поля.  В мае 1985 года заложен памятник в честь 40-й годовщины Победы советского народа над фашистами.  В 1992 году переоборудован спальный корпус.

В настоящее время специальная общеобразовательная школа закрытого типа рассчитана на 86 мест. Есть учебный и спальный корпуса, учебно-производственные мастерские, пищеблок, столовая, библиотека и банно-прачечные помещения, здравпункт. Сейчас в школе проходят обучение 24 ребенка. Отметим, что в данном учреждении находятся только мальчики.

— Учебный процесс у нас начинается с 8:30 и длится до 14:05.  В это время заканчивается шестой урок. Затем обед, перерыв 40 минут, общее построение и начинаются седьмые-восьмые уроки, внеурочная деятельность, — рассказывает Людмила Бабаева. — Мы, как и любая другая школа, работаем по Федеральному образовательному стандарту. Все уроки, нагрузка идентичны. В прошлом году к нам прибыл во второй половине учебного года третьеклассник, это был единственный ребёнок начального звена. Срок у него был год. В декабре он уехал и поэтому сейчас у нас начального звена нет. В основном, к нам поступают дети пятых-девятых классов. Наши выпускники так же проходят государственную итоговую аттестацию. В этом учебном году есть один выпускник. Он планирует сдавать математику, русский язык и обществознание. По окончании девяти классов ученики получают аттестаты государственного образца.

Специфика школы, как пояснила Людмила Николаевна, совершенно не сказывается на качестве обучения. Наоборот, есть большой плюс. Так как в школе немного учеников, а в классах не больше двух-пяти детей, то занятия проходят в своем большинстве индивидуальные. Что положительно сказывается на более лучшем усвоении ребенком учебного материала. Надо сказать, дети, которые поступают в спецшколу, как правило, СОШ в своем населенном пункте не посещают и вследствие этого имеют огромные пробелы в знаниях, которые нужно ликвидировать.

В малом тренажерном зале дети в свободное время могут совершенствовать свою силу и выносливость.

— Хотят дети этого или не хотят, но решение суда вынесено и они попадают к нам, — подхватывает разговор Валерий Филиппов. — Прибывают в течение всего года со всего Алтайского края. Если раньше сюда попасть было легче через комиссию, то сейчас только по решению суда. Все же семья у нас в приоритете, и чтобы изъять ребенка из нее, надо постараться. Сейчас мало кто смотрит на то, что иногда мама и папа становятся для своих же детей недоброжелателями. До суда многие дела не доходят. Конечно, мальчишки, поступающие к нам, все разные. Приезжают в школу со своими проблемами. Ребята из неблагополучных семей. Мама употребляет спиртные напитки, отца у некоторых и вовсе нет, либо вместе с мамой на одной волне. Дети предоставлены самим себе. О какой учебе может идти речь, когда он приходит домой, а там родители в пьяном угаре, постоянные драки. Дома покушать нечего, места для выполнения уроков нет. Тетрадь на коленке открыл, что-то там написал, не написал и хватит. Потому что думает, где и что покушать. В результате завтра в школе двойки. И так изо дня в день. Получается, что улица – это его семья. Раз, два оступился и суд. Когда они к нам попадают, то первое время для них очень волнительно.  Идет адаптационный период. Это время и для сотрудников волнительно. Поэтому в спецшколе нет случайных людей. С тем контингентом, который поступает в школу, смогут работать только педагоги со стержнем. Мы для мальчишек, как последняя ступенька, которую они могут пройти для того, чтобы получить образование.

Распорядок дня у воспитанников специальной школы строгий. День у них начинается рано и все расписано по минутам. Подъем в 7:20, с 8:10 переход в учебный корпус и завтрак, а затем линейка и уроки. Отметим, что общий сбор учеников и педагогов проходит в течение дня несколько раз. Обед, внеурочные занятия, прогулка, занятия с психологом, самоподготовка, ужин… Отбой в 21:00. В летний период точно так же, разница – нет уроков, но воспитатели находят для детей подходящие занятия.

По словам Валерия Владимировича, при строгом соблюдении режима спецшколы, большой ответственности, которая ложится на плечи учеников, все педагоги, воспитатели понимают, что перед ними еще дети и поэтому без детских шалостей и «не хочу!» не обходится. Естественно, если такое происходит, то за преступлением последует разбор ситуации и варианты ее решения.   Кстати, если получил двойку, то и за нее придется нести ответ на линейке и не только ученику, но и его воспитателю.

— Когда я работал в общеобразовательной школе, всегда говорил и теперь говорю, что все дети должны учиться хотя бы на три. Потому что у всех в медицинской карте написано «Здоров». А раз здоров, значит, на тройку учиться может, — отмечает Филиппов. — Частые линейки у нас необходимы. На них мы разбираем разные ситуации, узнаем, кто отсутствует, кто болен, у кого какие изменения в занятиях, кто какую оценку получил и почему. После общего сбора все уже знают, что, например, у меня будет первым уроком не физика, а история. А Иванов пойдет к врачу, Сидоров провинился – разбираем и так далее. Это специфика школы. Воспитанники должны понимать, что они всегда находятся в поле зрения педагогов. Новички вникают, им сложно, но их старшие учат. Приехал новенький, за ним закрепляется наиболее организованный, самостоятельный парень, на которого можно положиться – наставник. Он старается мальчишке всё показать. У нас есть Совет воспитанников. Мальчики имеют право на свидание с родителями в стенах школы. Конечно, пандемия внесла свои коррективы. Поэтому общение последние два года с родными у детей по телефону.

Вся урочная деятельность у ребят проходит в учебном корпусе, здесь же расположена и столовая. В ходе экскурсии по этому зданию мы заглянули в несколько аудиторий. От обычных классов они ничем не отличаются. Парты, стулья, доска, техническое оборудование для занятий. В двух классах встретили мальчишек, занимающихся индивидуальной работой с учителями. Заглянули в спортивный зал, где познакомились с Евгением Нехорошевым, учителем физической культуры. Он рассказал, что ребятам очень нравится заниматься спортом. Тем более, что для этого в спецшколе созданы все условия, есть даже тренажерный зал.

Евгений Нехорошев, учитель физической культуры.

— Наши дети охвачены самыми популярными видами спорта: волейбол, баскетбол, футбол, пионербол, настольный теннис. Зимой мы заливаем каток и катаемся на коньках. Прокладываем по территории лыжню. В общем, проводим время активно и спортивно, — рассказывает Евгений Нехорошев. — Мальчики не пропускают ни одного занятия и с удовольствием принимают участие в различных соревнованиях.

УВЛЕЧЕННЫЕ ЛИЧНОСТИ

В спецшколе ребята получают не только прочные знания по основной программе. С ними работают: психолог, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, есть возможность проявить себя и в творчестве, и в исследовательской деятельности. В учреждении педагогом дополнительного образования работает Сергей Брейфогель и является руководителем военно-патриотического клуба «Отечество». Для занятий с детьми ему выделили отдельное помещение. Праздники всегда проходят весело. Дети под руководством педагогов ставят мини-спектакли, сценки, поют и танцуют, собственноручно изготавливают декорации, мастерят поделки из дерева и даже вышивают.

— Мальчишки у нас рукодельники, — с гордостью говорит заместитель по учебной работе. — Своими руками ткут, для этого есть специальное приспособления. Вышивают, шьют, рисуют, выпиливают, вырезают из дерева, работают с металлом… Мы принимаем участие в городских мероприятиях, творческих конкурсах. Свои поделки мальчишки представляют на краевом конкурсе прикладного искусства «Сибириада», помимо этого, мы участвуем в олимпиаде «Олимпус». К праздникам 8 марта, Новый год, 23 февраля, в дни рождения педагогов обязательно будет подарок, изготовленный своими руками.  Это шикарные подарки! Был такой случай, не могу о нем не рассказать. В прошлом году 8 марта мальчишки подарили женщинам деревянные шкатулки. Они были все абсолютно разные, внутри бархатом обтянуто. Но большее впечатление произвели их слова: «Мы дарим вам шкатулочки, чтобы ваши мужья наполнили ее золотом». С теми ребятами, которые от нас уже уходят, расставаться всегда сложно, и мы всегда поддерживаем с ними связь. Все знаем о выпускниках. Большинство состоятельные люди, становятся учителями, врачами. Сердце радуется за них.

Неужели мальчишки и правда такие увлеченные и творческие личности? И пока корреспондент не увидел работы учеников спецшколы своими глазами, верил в это с трудом. Когда мы отправились на экскурсию в спальный корпус, то первым делом заглянули в комнату, где расположены те самые детские поделки. Сказать, что это великолепные шедевры, то значит ничего не сказать. Резная кухонная утварь, предметы интерьера, рисунки, иконы, картины в разных стилях исполнения, мягкие игрушки, аппликации… Глаза разбегались. Хотелось все потрогать, посмотреть.

Затем мы заглянули в школьный музей, где увидели необычные экспонаты: деревянные потрескавшиеся от времени ступки для взбивания масла, бочки, прялку, выставки старинных фотоаппаратов, музыкальных инструментов, кухонной утвари, утюгов. Свое почетное место заняли и детские игрушки ушедшего века. В основном, это машинки. Есть портреты Ленина и небольшая подборка фарфоровых статуэток.

Также мы посетили малый тренажерный зал, где установлены несколько тренажеров, и заглянули в библиотеку. Она совсем небольшая, но книг для чтения предостаточно. Библиотекарь Нина Суслова говорит, что вначале дети читают с трудом и поэтому она с ними сначала поет песни, а потом предлагает, судя по музыкальной композиции, почитать подходящую литературу. Так мальчишки приучаются к культуре чтения.

Пока корреспондент рассматривал библиотеку, в музыкальном зале началась репетиция к весеннему празднику. Мальчишки на сцене весело и задорно репетировали сценку с переодеваниями. Те же, кто ждал своей очереди в зрительном зале, держались за животы от смеха. Наше присутствие их совершенно не смутило, наоборот, заприметив нас в дверном проеме, они поспешили пригласить гостей в зал и посмотреть веселое представление. Те десять минут, что корреспондент провел на репетиции, показались мгновением. Мальчишки очень старались играть свои роли и по окончании с нетерпением ждали одобрения гостя – аплодисментов. И они были заслуженными, громкими.

На одной ступени с творческими увлечениями стоит и психологическая помощь. В ней особенно нуждаются воспитанники спецшколы. Раз уж дети в учреждение поступают из неблагополучных семей, с проблемами в поведении, то и поддержка специалиста необходима с первого дня их пребывания в школе. Адаптационный период у многих проходит трудно, и чтобы облегчить его, с учениками работает педагог-психолог Татьяна Гуникер.

— Психологических проблем у ребят вагон и маленькая тележка, — отмечает она. — Но мы стараемся тихою сапою решать их все. Иногда воспитанник, находясь в школе, узнает, что он остался на этом свете один. Он получает новый статус – сирота. Как жить дальше? Мы всем коллективом переживаем за него, поддерживаем. Я как педагог-психолог делаю все, чтобы облегчить его состояние. Социальный педагог работает с документами. Чаще приходят дети с личностными проблемами, травмами, отрицают себя, закрываются, агрессируют. Мы работаем с ними на индивидуальных занятиях, организовываем групповые занятия, чтобы ребенок не рос асоциальным. Проводим встречи в сенсорной комнате. Я всегда нахожусь с ребятами в независимости от того, есть у нас занятие или его нет. Они нуждаются в моей помощи, и я готова им ее предоставить. Приятно наблюдать, когда ребенок за время пребывания в спецшколе из замкнутого человека превращается в умеющего существовать в социуме.

Жизнь за забором…  А ведь она не такая страшная, как о ней привыкли думать. Да, воспитанники спецшколы соблюдают режим дня, но в учреждении для них созданы условия, при которых будут развиваться целеустремленные, творческие, коммуникабельные, психологически устойчивые люди. Если ребенок попал в недобрую ситуацию, оступился, это не значит, что его нельзя наставить на правильный путь. Сплоченная работа коллектива, высокий уровень профессионализма педагогов дают весьма положительные результаты.

— Если захотеть быть лучше, то, приложив усилия и старания, этого достичь легко, — говорят мальчишки из Алтайской краевой специальной общеобразовательную школы закрытого типа.

Ирина СПИРИНА. Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here