20 декабря прошла десятая очередная сессия районного Собрания депутатов, в ходе которой были приняты основополагающие документы — нормативно-правовой и финансовый. И Устав, и бюджет на следующий год прошли без трений, поэтому гештальт можно считать закрытым. Почти.

«СЛАВА БОГУ, ВЫ ПРИШЛИ»

Вероятно, депутаты решили войти в Новый год с чувством выполненного долга. Так, на последней сессии вопрос по изменениям в Устав вылетел из повестки дня в связи с отсутствием кворума, а на этой вполне хватало рук для принятия решения нормативно-правового характера. Более того, среди присутствующих наблюдалось единство касательно районной «конституции». Впрочем, все изменения, коих набралось очень много — это всего лишь «причесывание» ряда статей Устава в фасоне актуального на сей день федерального законодательства.

Можно отметить один из моментов новой редакции — пункт в статье о сессиях РСД, в котором расписан порядок проведения закрытого заседания или закрытого слушания отдельного вопроса. Ранее как на районном уровне, так и поселенческом, он вызывал разного рода дискуссии. Устав, однако, говорит об этом в довольно общих чертах: основанием для принятия решения о закрытой сессии или рассмотрении отдельного вопроса устанавливаются регламентом райсобрания.

А именно по регламенту возник однажды поистине экзистенциальный спор: что это, нормативно-правовой акт или чисто внутренний рабочий распорядок самоуправленческого органа? Ответ на этот вопрос тонет в океане юридических коллизий и лакун, а в практическом смысле подвешивает в воздухе абсолютные права граждан и СМИ на посещение заседаний. Если принять регламент не за нормативный документ, а внутренний рабочий акт, то все решения по нему полностью отдаются в вотчину РСД с минимальным порогом «проходимости» в 50 % +1.

КОПЬЯ ПОД НОВЫЙ ГОД СЧИТАЮТ

Пока не ясно, как будет на практике реализовываться процедура объявления сессии закрытой (на сегодняшний день это в принципе эксклюзивная мера, которая принималась лишь единожды со ссылкой на злосчастный коронавирус), но почва для парадоксов имеется — а значит, пересчитывать уцелевшие копья пока рано.

Кстати, больше всего копий за последний год было сломано о статью Устава под номером 51 — о правовом статусе контрольно-счетной палаты. Именно здесь кипели страсти, именно 51-я статья забраковывалась в рецензиях краевого Минюста из-за формулировок, конфликтующих с базовыми ФЗ. По ходу долгой пьесы из нескольких актов статья о КСП была допилена до нужной формы, и вот на последней сессии приняли последнюю правку, касающуюся контрольно-счетного органа.

Напомним, что по инициативе нескольких депутатов изначально предлагалось заложить в Устав контрольно-счетную палату подушно, прямо прописывая состав оной из двух человек. В итоге статью 51 в этой части пришлось снова переписывать в базовой трактовке, данной в федеральном законода-тельстве. А детализация штата КСП отдана в компетенцию райсобрания.

Последним штрихом в общей картине контрольно-счетной палаты в уставе стала принятая депутатами правка, в которой срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетной палаты района устанавливается  муниципальным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий районного Собрания депутатов.

Таким образом, базовый облик будущего ревизионного органа создан, осталось дело за малым — сформировать палату. Кстати, по повестке также рассмотрели и приняли вопрос о зарплате председателя КСП. Опять же, только в общей формулировке — жалование членов палаты, так же как и её состав, будет определено положением, которое предстоит разработать и принять депутатам.

МИЛЛИАРДНЫЙ ПОРОГ ПРЕОДОЛЕН

Главный финансовый документ района — бюджет на следующий год, а также перспективный план на последующие, был принят депутатами спокойно и практически единодушно. Исходя из доклада председателя комитета по финансам Ирины Мамоновой, он по-прежнему имеет ярко выраженный социальный характер и в значительной степени дотационный.

Впервые его доходная часть превысила миллиард: прогнозируемый общий объем доходов районного бюджета составляет 1,058 мрд. рублей, из них объем «вливаний» из бюджетов свыше насчитывает почти  740 миллионов. При этом расходы бюджета на сегодняшний день в прогнозе превысят доходы примерно на 32 млн.

– Основным направлением расходов районного бюджета в 2023 году определено исполнение принятых расходных обязательств Каменского района, — отметила Ирина Мамонова. — Важнейшими условиями бюджетной сбалансированности являются приведение бюджетных расходов в соответствие с реально прогнозируемым поступлением доходов и усиление экономии бюджетных ресурсов. Объем бюджетных ассигнований предусмотрен с учетом прогнозирования налоговых и неналоговых доходов, обеспечения устойчивости и сбалансированности районного бюджета.

ОТНЯТЬ У ГОРОДА, ОТДАТЬ СЁЛАМ

Отдельно можно подчеркнуть, что в следующем году согласно последней редакции проекта бюджета порядка 2,5 миллионов рублей, заложенных на содержание дорог, будет «переброшено» из городской казны на аналогичные нужды сельских советов. В большинстве муниципальных образований за границей города, как правило, эта статья бюджетов испытывает наибольший финансовый голод. По крайней мере, остроту данной проблемы подчеркнула глава Рыбинского сельсовета Ольга Мерц, присутствовавшая на заседании. По её словам, сельский дорожный фонд имеет тенденцию уменьшаться из года в год, и поступающих средств хватает лишь на зимнее содержание дорожно-транспортной сети. На что ремонтировать дороги летом — не совсем ясно.

Достаточно ли будет дополнительных 2,5 миллиона, «отнятых» у города? Это покажет только практика.

Более детально на бюджете мы пока останавливаться не будем. Опричь нескольких воздержавшихся, большинство депутатов проголосовало за принятие проекта бюджета в новой редакции. Депутат Василий Железовский вопросы по главному финансовому документу не задавал, однако без комментариев его не оставил, выразив общий скепсис по прогнозам и планам на будущее.

Также на сессии были рассмотрены дежурные вопросы по приватизации муниципального имущества, о стратегии социально-экономического развития Каменского района, об увеличении компенсации стоимости школьного питания и другие.

В конце сессии по представлению прокуратуры к нескольким депутатам применили «дисциплинарку» — за ошибки в поданных декларациях о доходах. Учитывая их несерьезный масштаб и явно случайный характер, коллегам, допустившим оплошность, депутаты вынесли предупреждения.

ЛОЖКА ДЁГТЯ

Особняком стоял вопрос о деятельности теплоснабжающего предприятия, добавленный в повестку дня в самом начале заседания. С докладом на эту тему выступил депутат РСД, главный инженер МУП «Каменские теплосети» Александр Кунц, содокладчиком — экс-руководитель предприятия Алексей Ягупов. Суть выступления сводилась к тому, что в текущем году теплосети понесли немалые расходы на подготовку котельных и коммуникаций к отопительному сезону, при этом имея многомиллионные долги. Видимо, описание тяжелой ситуации на предприятии было призвано объяснить причину, по которой город столкнулся с серьезным дефицитом угля. Депутаты доклад приняли к сведению, но не все приняли его по факту. Особенно резко на этот счет высказалась депутат Наталья Антонова: «Зачем мы слушали о котлах и дымососах, если в городе нет угля?»

В целом депутаты закончили календарный год на хорошей ноте: основополагающие документы приняты без жарких дебатов, долгоиграющая пьеса с контрольно-счетной палатой сыграна. А короткую дискуссию о делах теплосетей можно считать пресловутой ложкой дёгтя.

Максим ПАНКОВ. Фото Александра ЖДАНОВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here