23 июня прошла седьмая очередная сессия РСД, поставившая парочку рекордов нынешнего политического сезона — по явке и длине повестки. На заседание пришли 16 из 19 народных избранников, причем некоторые почтили депкорпус своим присутствием впервые за долгое время, и рассмотрели без малого тридцать вопросов.

По большей части это были дежурные вопросы, связанные с приватизацией муниципального имущества, передачей собственности и так далее. В центре же сюжета была серия отчетов — об исполнении бюджета за 2021 год, о том, как прошел отопительный сезон, о состоянии дорожно-транспортной сети и работе Каменского ПАТП. Некоторых докладчиков мундепы отпустили с миром, некоторые попали под перекрестный огонь.

14 МЛН. «ТРУДНОУСВОЯЕМЫХ» ДЕНЕГ

С отчетом по бюджету за 2021 год выступила и.о. председателя районного комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Ирина Стрельцова. Подробно акцентировать на  содержании доклада не будем, поскольку все вопросы, касаемые бюджетной сферы, не единожды освещались со страниц газеты, озвучивались на сессиях райсобрания, да и сами депутаты были ознакомлены с содержанием отчета заблаговременно.

Отметим только основные цифры. Так, по словам Ирины Стрельцовой, уточненный прогноз общего объема доходов районного бюджета составил 958,8 млн. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы — 278,6 млн. руб. Исполнение по доходам составила 954,9 млн. рублей, что составляет 99,6 % — это хороший показатель.

Доля безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы в прошлом составила 69 процентов — это различные субсидии и дотации. Также докладчик отметила, что расходная часть остается социально направленной — 728,4 млн. руб. (78,3%) потрачены на  образование, культуру, социальную сферу, физическую культура и спорт.

Здесь стоит добавить, что по исполнению бюджета меньше всего повода для гордости в сфере спорта, так как в прошлом году не было освоено 14 млн. рублей, выделенных из краевого бюджета на ремонт спортивной школы по программе КАИП.

Вопросов к докладчику не возникло, депутаты единодушно приняли отчет по бюджету к сведению.

ХОРОШИЙ АВТОБУС УЕХАЛ БЕЗ НАС

Основную информацию об организации транспортного обслуживания населения на территории Каменского района донес Владимир Баранов, заместитель главы администрации Каменского района, председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и архитектуре.

Он предоставил общие сведения: в 2021 году перевозкой пассажиров по сельской части района были заняты шесть автобусов — по такому же числу муниципальных маршрутов на тринадцать сельсоветов. В Камне-на-Оби на пассажирских перевозках были задействованы двенадцать автобусов на девяти автобусных маршрутах (часть из которых «сдвоены» — 1 и 1а, 3 и 3а). Нехватку автобусов на маршрутах в прошлом году горожане ощутили на себе.

Впрочем, замглавы сделал акцент на роли администрации в чисто физическом содержании маршрутов: на приведении в порядок павильонов, качественно и количественно, благоустройстве остановочных площадок и так далее. Также он озвучил цифры: на осуществление пассажирских перевозок в 2021 году было использовано 4,08 млн. рублей. В настоящее время на 2022 год за счет средств краевой дотации запланировано использование 3,9 млн. рублей.

Более подробно о ситуации с городскими и не только автобусами рассказал Сергей Кузнецов, директор ОАО «Каменское ПАТП».

В самом начале выступления он заострил внимание на том, что Каменское ПАТП — коммерческое учреждение, учредителем которого и держателем 100 процентов акций является Главное управление имущественных отношений Алтайского края.

— Мы единственное предприятие, осуществляющее социально значимые перевозки по городскому поселению, району и на междугородних маршрутах, —  сказал директор ОАО «Каменское ПАТП». — На сегодняшний день предприятие обслуживает  только один междугородний маршрут — Камень-Новосибирск, это связано с отсутствием автобусов и общей изношенностью автопарка.

Судя по содержанию доклада, пассажирское автотранспортное предприятие сейчас переживает не лучшие времена  — при том, что спрос на услуги общественного транспорта есть. Так, в 2021 году в городских автобусах ПАТП проехали из личного пункта А в пункт Б  почти два миллиона человек (1 млн 854 тыс.), примерно на 40 тысяч меньше, чем годом ранее. Сохраняется спрос на пригородные маршруты, заказные перевозки, междугородние рейсы.

— В 2021 году произошло снижение пассажиропотока по городским маршрутам, — анализирует статистику Сергей Кузнецов. — На это влияет и отток населения, и появление большого количества частных извозчиков, работающих без лицензии. В пригородном сообщении наблюдается увеличение пассажиропотока  за счет возобновления маршрутов, отмененных в 2020 году на определенный период из-за коронавирусных ограничений.

ДЕНЕГ НЕТ, НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ… …ЗА ПОРУЧНИ ВО ВРЕМЯ ЕЗДЫ

Есть ли будущее у предприятия — такой вопрос задал депутат Виктор Штрак. Со слов руководителя ПАТП, доходы предприятия в 2021 году составили 57,3 млн. рублей, на 9 млн. больше, чем за предыдущий год, и львиную долю выручки составляют городские перевозки. В то же время положительную статистику объясняют не успехами прошлого года,  а провалами позапрошлого —когда свирепствовал коронавирус и эпидемиологические ограничения, поток пассажиров стремительно упал, в какой-то момент на всех маршрутах оставалось всего два автобуса (не по два, а вообще!) .

— Мы несем расходы на налоги, — сетует руководитель предприятия. — Кроме того, есть  обязательные затраты, которые не учитываются в налогооблагаемой базе: аренда автобусов, диспетчерской, амортизация зданий и транспорта, обязательное страхование. Добавьте плату за тепло, электроэнергию, топливо, тахографы, онлайн-кассы  и другое — всё это в сумме «тянет» на 46,1 млн. в 2021 году.

Впрочем, хорошие новости тоже были: в этом году на городских маршрутах курсирует уже 20 автобусов, а в ближайшем будущем ПАТП получит в распоряжение 13 новых автобусов взамен рассыпающихся на части «старичков», корейцев и отечественных.

Прямой ответ на вопрос выживет ли предприятие растворился в потоке цифр. Директор ОАО «Каменское ПАТП»  назвал пассажирские автоперевозки крайне затратным делом, нуждающимся в дотациях. И благодаря правительству края в лице Минтранса часть выпадающих доходов удается компенсировать.

— В 2020 году во время ковида всего за три месяца мы потеряли 8,5 млн. рублей, — отметил Кузнецов. —  В этом году мы пытались поднять тариф — до 31 рубля. Затем нашли компромисс — 28 рублей, но и его не утвердили. Даже если считать по последнему, с февраля доходов выпало на сумму порядка 6 млн. рублей. А если посчитать по тарифу, который мы представили изначально, потери составили вдвое больше. Минтранс обещал компенсацию, и первый  транш составил всего 3,9 млн. рублей.

УГОЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА

Еще немного о грустном рассказал Владимир Баранов, говоря о делах Каменских теплосетей — тоже единственного в своем роде предприятии. Начал замглавы с перечисления работ, проведенных во время подготовки к уже прошедшему сезону:  это замена тепловых сетей, водопровода, утепление теплотрасс, ремонт котлов, самих котельных и др. На всё про всё ушло 49,3 млн. рублей из собственных средств МУП «Каменские теплосети». При этом кредиторская задолженность растет как на дрожжах и сейчас составляет 593 млн. рублей.

— Причиной тому стали рост цен на уголь, электроэнергию и расходов на наемную технику в связи с износом собственной, — подвел итог замглавы, курирующий ЖКХ. — Долги по оплате за электроэнергию составили 20 млн. рублей, за уголь — 366 млн., из них 337 млн. рублей — за резервный. Задолженность за резервный  уголь сложилась в результате того, что денежные средства предприятия  были направлены на проведение неотложных мероприятий.

Также, со слов докладчика, подросла дебиторская задолженность  — 87 млн. рублей. Чего в этом смысле ожидать в следующий отопительный сезон, если потребители уже взвыли от прорекламированных повышений тарифов на всё? Общая же потребность в финансовых средствах теплосетей  для подготовки к отопительному сезону 2022-23 составляет 197,1 млн. руб.

Вопрос о качестве закупаемого угля задал депутат Василий Железовский. Он привел калькуляцию, в которой количество начислений потребителям отображает количество «проданного» населению тепла. Условно разделив уголь на тепло, мы получаем среднюю цифру калорийности твердого топлива, которая по нормативам должна составлять порядка 5000-5500 килокалорий на 1 кг. Как это выглядит на деле?

Директор Каменских теплосетей Алексей Ягупов трудности арифметики объяснил тем, что на котельные поступает разный уголь, и для производства одной гигакалории может понадобиться от 200 до 1000 кг. То есть, имеет место быть серьезный «разброс» по качеству. В то же время теплосети могут требовать качества от поставщиков, выигравших торги, но основной рацион котельных составляет резервный уголь.

ДИЛЕММА

В конце повестки значилась самая невкусная тянучка, которая переходит из заседания в заседание уже много месяцев — депутаты никак не могут решить, что делать с представлением прокуратуры на счет регламента РСД. Так, надзорное ведомство не устраивает, что в регламенте не прописаны черным по белому причины, по которым заседание может быть объявлено закрытым (обычно это ЧС или эпидемии).

Похоже, что это стало делом принципа для части депкорпуса. Важен не сам факт расписывания регламента на новый лад, а то, что в таком случае данный документ будет формально считаться нормативно-правовым актом, бумагой, решение по которой должен подписывать глава района. Мол, это недопустимое вмешательство исполнительной власти в представительную, а значит регламент должен оставаться документом внутреннего пользования.

Докладчик по данному вопросу, руководитель аппарата РСД Андрей Сиротенко, предложил принять претензии прокуратуры и внести в регламент требуемое, однако большая часть депутатов встала на сторону сомневающихся. Вопрос отложен до неизвестности, и, вероятно, разрешить дилемму предстоит уже суду.

Максим ПАНКОВ. Фото Александра ЖДАНОВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here