Продолжение. Начало в № 48-51 (2021 г.), № 4-19, 21, 22 (2022 г.).

КРАСНЫЙ КАМЕНЬ

Он состоял из одной улицы, огородами к озеру, где устраивались мостки для забора воды и стирки белья. Копались у кромки озера маленькие колодцы для более чистой воды. По другой стороне улицы пытались вырастить тополя. Но принялись единицы, саженцы затоптал скот. Зато в палисадниках у домов росли клены и дички. Озеленением занимался страстный любитель природы Силь­ченко — колхозный счетовод. На второй стороне улицы располага­лись школа, изба-читальня, амбар под магазин, другие хозяйственные постройки и хозяйственные помещения, колодец с журавлем.

Поселок выглядел хилым и бедным. Дома маленькие и низкие, в основном саманные, да землянки. Ведь собиралась сюда городс­кая беднота. Кулацкого добра им не досталось, как в других дерев­нях. Только после войны появилось несколько привозных бревенчатых домов. Благополучие складывалось от огорода, домашнего подворья и озера.

У большинства жителей имелись сети мордушки и другие ры­боловецкие снасти, которыми в любое время можно было поймать свежую рыбу. Озеро до сих пор является излюбленным местом для каменских рыбаков.

При переписи населения в 1926 году в поселке уже имелись 34 двора, 136 жителей (75 мужского и 61 женского пола) русской наци­ональности. Дальше поселок почти не развивался, вырос только до 39 дворов.

При коллективизации создается колхоз одного с поселком на­звания — «Красный камень». Вступили в колхоз сначала только три семьи: Конева Сергея Гавриловича, Титова АрсентияГаврило­вича и Берлизева Василия. Они совместно обрабатывали прежние свои наделы, расположенные рядом. Только через год колхозным стал весь поселок. Он получил от государства совсем небольшой земельный надел — 1347 гектаров, в основном солонцовые, супес­чаные, низкоурожайные земли. Добрых черноземов было мало, и колхоз более 30 гектаров никогда не засевал. Даже освоение цели­ны никакой прибавки не дало. Распахивались напрасно не пригод­ные солонцы, что только усилило эрозию почвы.

Не лучшим образом складывалась обстановка и в животновод­стве. Находясь рядом с лугами, колхоз имел мало сенокосов и паст­бищ. Если с пастьбой еще как-то перебивались, то сено косить по­чти негде было. Кормов заготавливали мало, и почти ежегодно их приходилось покупать на стороне, да соломой кормить коровушек. Данных о наличии скота не нашлось, но понятно, что поголовья боль­шого не было. Хозяйство успехами не блистало, числилось в рядах середняков. И тем не менее на полях и фермах работали замечательные люди. Привыкшие к добросовестному труду на личном под­ворье, они перенесли эти традиции и на колхозное хозяйство.Слави­лась деревенская красавица доярка Волкова Мария Яковлевна. Даже на выставку в Москву ездила. Всю жизнь отдал механизации Гонюков Яков Васильевич, из них 18 лет в колхозе «Красный камень». Любил он технику и осваивал ее успешно. Впервые сел на колесный фактор в 1937 году, когда МТС начала обслуживать это хозяйство.

До этого землю обрабатывали на конях и засевали очень мало. Пер­вым бригадиром тракторного отряда из двух СТЗ был Фетисов. На тракторе по два тракториста да прицепщик. Дела пошли лучше, и площади посевные возросли, повысилась урожайность.

Укрупнение колхозов прежде всего коснулось вот таких маленьких и, конечно же, неперспективных хозяйств. В ноябре 1950 года колхоз «Красный камень» присоединился к мысовскому колхозу им. Кагановича, который вскоре вошел в состав Рыбинского совхоза. Именно в это время была предпринята попытка сохранения поселка за счет организации поливного производства овощей и других куль­тур. Построили ЛЭП, приобрели трубы, насосы, но сменился дирек­тор совхоза товарищ А. П. Чернышов, и доброе, но хлопотное дело заглохло.

Старейшие участницы художественной самодеятельности с. Гонохова Анна Степановна Исаева и Полина Иофна Волокитина. Руководитель Самылкин.

Постепенно поселок начал распадаться. Люди уехали по свое­му разумению, кто в город Камень-на-Оби, кто в с. Рыбное, а кто и еще дальше. Остался один пустырь. Только озеро по-прежнему не забывают заядлые рыбаки. Им все равно, лишь бы клев хороший.

Девять человек побывало у колхозного руля. Были разные: и хо­рошие, и плохие, свои деревенские, и привозные. От всех их цели­ком и полностью зависела судьба хозяйства и людей. Сложно, трудно было им без опыта колхозного строительста и грамоты. Но боль­шинство из них жили с народом и для народа. Их даже невозможно было отличить по внешнему виду от рядовых колхозников.

Первым председателем избрали Бурутского Константина, и сра­зу же получилась осечка. С махинаторскими целями он зимой на трех подводах уехал в Новосибирск. Лошадей не берег, плохо кормил, и они сдохли: одна в дороге, остальные дома. Сразу же его выгнали из председателей. Позднее были Зимонин Николай, Никулин Тихон Степанович, который также опростоволосился, присвоил колхозное. Об этом узнал председатель сельского совета Дудников Василий Ва­сильевич (его называли Сталиным в Мысках), и Никулина не стало у руководства. Потом хозяйством руководили Казаков Семен, Шерш­нев Григорий Ефимович, Климов Петр, Конев Сергей Гаврилович, Титов Ефим (фронтовик), и последним —Левников. Трагическая ис­тория произошла с Коневым С. Г., до этого бессменным бригадиром. Он с молодежью поехал на луга за сеном, разогрелся там с вилами, захотел пить и поел снегу. Через четыре дня его не стало.

Здесь начинал свою трудовую деятельность Черновский Григо­рий Федосеевич. Вначале был продавцом, но быстро образовалась растрата, так как по простоте своей отпускал товар в долг, а денег у людей, чтобы рассчитаться, не было. Неизвестно, как бы поверну­лась жизнь, не вступись за него председатель колхоза. Он выделил ему авансом воз зерна, велел продать в Камне и скорее покрыть долг. А самого взял счетоводом. Коммерсанта из него не получилось, но финансист вышел добрый. Потом он многие годы работал в горпо.

Долгую и добрую память оставил о себе учитель Ишутин Иван Филиппович, растивший своих шестерых детей. Жил бедно-пребедно в маленькой саманушке, слепленной им же. Но его обожали дети за безграничную любовь к ним, за доброту и щедрость душевную. Как часто мы забываем, что это основа не только воспитания де­гей, но и человеческих отношений в целом. Нельзя понапрасну терять эти драгоценности. Изучать, обобщать, сохранять и приме­нять опыт таких людей — священный долг.

И. МЕЙКШАН. Фото из личного архива С. П. МАТУШКИНА. Продолжение следует.


Дорогие читатели!

Мы призываем вас стать соавторами рубрики «Вехи истории». Ведь вы и ваши родные — сами хранители истории. Если вы помните интересные факты из жизни деревень и сёл Каменского района, если у вас сохранились старые фото, запечатлевшие историю, если в вашем семейном архиве хранятся воспоминания ваших родных — пишите и присылайте материалы в редакцию (658700 г. Камень-на-Оби, ул. Первомайская, 37, e-mail: izvestiya.gazeta@mail.ru, тел.: 8 (385-84) 2-54-19).  И мы напишем историю вместе!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here