В одну из редакционных командировок в село Корнилово Каменского района мы случайно, на секундочку, заглянули в школьный музей. С того момента прошел год, а неуемное желание вернуться туда и все узнать об экспонатах, нас не покидало. В прошлый раз корреспондентам объяснили, что музеем заведует Марина Репкина и она в отпуске, ну а после поездка в корниловском направлении как-то не складывалась. И только в этом году, как только прошел первый месяц нового учебного года, мы договорились о встрече и отправились изучать историю музейной коллекции.
Настрой поближе познакомиться с корниловским наследием был более чем положительный, тем более дорога до села в тот день стала поистине «золотой» – желтые березы и пурпурные осины, листочки которых лоснились от яркого солнышка и легкого дуновения ветра, ярко-зеленые сосны, кое-где стоявшие в гордом одиночестве, последние полевые цветы проглядывали сквозь жухлую траву и только убранные поля чернели то по правую, то по левую сторону от нашей машины. Корнилово встретило нас теплой осенней погодой и громким смехом детворы, которая, окончив уроки, спешила по домам.
ВЕК МИНУВШИЙ
Марина Репкина уже ждала корреспондента в фойе на первом этаже и после приветственных слов поспешила провести на третий этаж в помещение, где находится школьный музей.
— Наш музей начинается отнюдь не с кабинета за дверью, — говорит Марина Борисовна. — Все левое крыло пропитано историей…
Когда директор повела нас по коридору, сказанные ею слова стали более понятными. Сотрудники школы с помощью жителей села разместили в учреждении недалеко от музейного помещения памятный стенд под названием «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой Герой». Как раз глаза этих Героев Великой Отечественной войны смотрят с фотографий на пробегающих школьников. Теперь они безмолвно следят за успехами своих праправнуков.
— Когда мы объявили в селе, что хотим в школе организовать свою мемориальную доску, то жители с удовольствием откликнулись и сами стали приносить старые фотографии, информацию о Героях войны, помогали финансово, — рассказывает Марина Борисовна. — Мы никого не принуждали, просто сделали предложение, и односельчане помогли нам всем, чем смогли и даже в оформлении. Огромную исследовательскую работу провели мы сами. Большинство имен на стене памяти с фотографиями, но есть и те, снимков которых мы не нашли, однако карточки с фамилиями и наградами тоже заняли свое место на стенде. Здесь наши земляки – орденоносцы и жители села, удостоенные наград Родины. Более двухсот человек мы разместили на стенде. Центром композиции стала карта, по которой можно ознакомиться с передвижениями наших войск во время Великой Отечественной воны с ноября 1942 года по май сорок пятого.
Также Марина Репкина отметила, что за несколько дней до 9 мая школьники у стенда несут Вахту Памяти. Из музея выносят специальную подставку, обтянутую тканью защитного цвета, солдатскую каску, в которую вставлена свеча и четыре гвоздики. В течение всего учебного дня идет смена караула. Ребята с огромным удовольствием участвуют в данном мероприятии и свой пост не оставляют.
Сделав несколько фотографий, мы двинулись по коридору дальше и вот… Та самая дверь, за которой хранится минувший век. Из кабинета повеяло прохладой, но, когда включили свет, стало чуточку теплее. Музей разделен на два зала. В том, что поменьше, обустроили светелку, а в более большом зале разместили экспонаты, относящиеся к истории села, Гражданской и Великой Отечественной войнам, здесь же хранятся документы и награды, а также задокументированные воспоминания жителей Корнилова, которых уже нет в живых.
— Музей в Корниловской школе зародился еще в прошлом веке и назывался «Музей имени Ленина», — поясняет Марина Борисовна. — Его основателем была Мария Скоркина, жительница села, учитель. В Ленинском музее было очень много поделок ручной работы, собрана богатая документальная картотека, вырезки из газет, предметы быта того времени, знамена и многое другое. Но с наступлением девяностых годов наш музей начали «бомбить», растаскивать по кусочкам что-куда, а остатки экспонатов переместили в отдельное помещение и законсервировали. Этой комнаты уже давным-давно нет, спасти удалось только несколько предметов. Мы несказанно рады и этому.
ОН СНОВА ДЫШИТ
Сейчас школьный музей расположили в бывшем кабинете истории, а инициатором его возрождения стала Марина Репкина. По ее словам, у бывшего учителя истории в этом кабинете было несколько старинных самоваров и два утюга, те, что нагревались углями. Вот с этих экспонатов и началась история нового музея.
— Без преувеличения могу сказать, что наш музей возродился из пепла, в переносном смысле, конечно, — продолжает разговор директор школы. — Он снова задышал. Мне стало очень интересно посмотреть, где был старый музей и что от него осталось. Мы пошли в эту комнатенку, а там все развалено и разбросано. Ветхие вещи вовсе пришли в негодность. Все, что можно было собрать, а это: папки с пожелтевшими документами и фотографиями, несколько поделок, выполненных собственноручно Марией Скоркиной, гипсовую фигуру Владимира Ленина, мы бережно собрали и принесли в кабинет истории. И я загорелась идеей о новом школьном музее.
Как рассказала Марина Репкина, для того, чтобы музей был полноценным и интересным и, кроме того, мог использоваться для изучения малой Родины школьниками, односельчанам был брошен клич о сборе старинных вещей, фотографий, наград, документов. Очень большой вклад в его создание внесла семья самой Марины Борисовны.
— Мой отец был председателем колхоза в свое время. Он помогал мне в оформлении. Папа очень хорошо рисовал и писал. Увлекался фотографией. Теперь установка для проявления фотопленки находится в музее и занимает не последнее место в нашей коллекции. Здесь есть все. Начиная с фотоаппарата и заканчивая фотобумагой. Проявитель находится в рабочем состоянии. Замечу, что в нашем музее большинство экспонатов работают до сих пор. Помаленьку к обогащению музея предметами начали присоединяться и жители села. Они несли нам все, что могли найти в своих кладовых. Копали картошку, нашли монетку или какой-нибудь крюк, несли к нам. Так, кстати, был найден барельеф Иосифа Сталина из железа. Мы его отчистили и повесили на стену в большом зале. Я вела краеведческий кружок в школе и мы с ребятами ходили по домам и собирали информацию о наших жителях. Одно скажу, для возрождения музея в школе было приложено много усилий и времени. Мы провели огромную кропотливую работу и сейчас можем без стеснения показать ее людям. Все, что собрано здесь – это наша история, наше наследие, о котором необходимо знать и не забывать.
РУССКАЯ ИЗБА
Знакомство с историческими богатствами Корниловского школьного музея мы начали со светелки. Здесь сразу же у входа по правую руку расположилась русская печь, на которой были расставлены различные светильники и фонари, котелки, глиняные крынки, чугунки, ухваты, чапальники, садник с небольшой трещиной (деревянная лопата для печи), невероятных размеров сковородки с длинными ручками, и даже вафельница и форма для печенья имеется. Сразу видно, что наши предки любили баловать себя не только свежим хлебом и кашей, но и пекли в русской печи вафли и печенье. Кроме того, здесь можно увидеть предметы для изготовления сливочного масла (маслобойки), лукошко, деревянное корыто.
Особенное место на печи занимает большая глиняная ваза. Как рассказала нам Марина Репкина, она представляет собой большую ценность, так как датируется не прошлым, а скорее всего позапрошлым веком, судя по рисунку и качеству глины. Ее стараются не беспокоить, чтобы не лопнула. Около печи представлена большая коллекция старинных предметов для столярных и полевых работ. Серпы, молотки, рубанки, пилы, мотыги, борона, крюки, ножницы и многое другое. Очень привлекательны в этой части комнаты фонари масляные и те, в которые ранее устанавливали свечи, керосиновые лампы. Большая коллекция плетеных корзин.
— Вы сами видите, что все эти предметы, когда-то использовались в быту, — рассказывает Марина Борисовна. — Это не бутафория! Каждый ухват, каждый чугунок все еще хранит тепло рук своей хозяйки. Если мы будем двигаться дальше, то взор упадет на предметы, расположенные в буфете. Здесь стаканы и кружки, посуда того времени, включая деревянные ложки, более поздние года представлены термосами, сифонами для газирования воды, ручными мясорубками большими и маленькими, современной посудой из алюминия. Если поднимите глаза вверх, то увидите самовары, с которых началась история нового музея. Чуть дальше утюги разных эпох и замысловатые чайники с узорами от ржавчины.
В дальнем правом углу комнаты расположили круглый стол, за которым по традиции должна на обеды и ужины собираться вся семья. Он накрыт ажурной скатертью, на нем установили подстаканники, кружки и самовар. Слегка пошарпанные табуреты дополняли образ старинной русской избы. На импровизированном окне красуются белые расшитые занавески.
В дальнем левом углу свои места занимают ткацкий станок, прялка и различные гребни, чесалки, веретено. Именно здесь мы задержались дольше всего. Было очень интересно рассматривать данные экспонаты, тем более, что их разрешают потрогать руками и ощутить вибрацию того времени. Сразу представляешь себя девушкой с длинной косой, которая сидит в своей светелке у окна с прялкой, напевая песни.
Имеется в коллекции музея и детская люлька. Она расположилась почти посередине избы. Рядом из-за небольшого пространства кровать с множеством подушек в расшитых наволочках, накидки на кровать из гобелена, ковер с оленями, часы, куклы и плюшевые игрушки. На полу самотканые дорожки. А также мужская рубаха-косоворотка и множество головных платков.
Выделено место и для развлечений прошлых лет – это патефон, телевизор «Старт», радиоприемник, транзистор. Есть даже сувенир из бивня мамонта. Бережно хранятся бритвенные принадлежности и женские украшения. Самым невероятным было в этой части избы услышать, как играет патефон. Корреспонденту дали прослушать инструментальный ансамбль под управлением Кондакова «Двадцатый век. Эмиль Городец». Если честно, то впечатления были неоднозначные. Почему-то вспомнились фильмы о войне. Так как патефон мы слышали только там. А теперь и наяву смогли его увидеть, послушать, потрогать.
— Не знаю, как у вас, — обратилась к корреспонденту Марина Репкина. — Но у детей после посещения русской избы приподнятое настроение и постоянно удивленные глаза. Они с удовольствием проводят здесь время. Мы очень часто организовываем уроки истории именно в музее. Уж если рассказывать ученикам о прошлых временах, то не только по учебнику. Надо давать им возможность увидеть это собственными глазами. Так они и прочувствуют, и запомнят лучше все исторические моменты своих предков.
ЖИВАЯ ПАМЯТЬ
Закончив осмотр светелки, мы перешли в большой зал и первым делом обратили внимание на непонятный аппарат, похожий на квадратный пылесос с насадкой в виде плойки. Оказалось, что это фен «Весна» времен СССР. Марина Борисовна сказала, что он в рабочем состоянии, но включать такое чудо мы не стали. Здесь же из экспонатов представлен аппарат для проявления фотографий и старенькая швейная машинка «Волга». Все это установлено на магнитоле. По другую сторону установлен шкаф, где хранитель музея познакомила нас с монетами и бумажными деньгами ушедшей эпохи, книгами о школе, фарфоровыми статуэтками, макетом Мавзолея и фотографиями Ленина.
Далее наша встреча проходила в самом важном уголке музея, который посвящен Великой Отечественной и Гражданской войнам. В экспозициях мины, гильзы, гранаты, осколки бомб, подошвы от немецких сапог, ящики для патронов, пробитые каски, ордена и медали, солдатские фляжки, разорвавшийся снаряд от «Катюши»… Осмотр этих экспонатов начался с минуты молчания. Держать в руках историю войны без слез не получилось.
— Это все настоящее, — тихо произнесла Марина Репкина. — Все, что вы видите, привезено с фронта, найдено при раскопках в Волгограде. Наш житель села уехал туда жить и вот потом привез в музей эти вещи. Я даю детям подержать их в руках. Рассказываю о каждом экспонате. Данная коллекция самая главная для нашего музея. Такой экспозиции нет даже в Каменском краеведческом музее. Есть личные вещи фронтовиков. Например, вот эти две каски. Они ранее принадлежали Макару Маширову и Ивану Киче, жителям села. Их возвращение домой с Великой Отечественной войны с Синявских высот затянулось на семьдесят четыре года. Их останки были найдены в Ленинградской области и доставлены в Корнилово поисковиками в конце августа 2015 года. Второго сентября два бойца стрелковой дивизии, погибшие в 1941 году при обороне Ленинграда, были перезахоронены на малой Родине. Каски красноармейцев хранятся в школьном музее.
Также в экспозиции участвуют штандарты фронтов Великой Отечественной войны, флаги, с которыми наши бойцы шли в бой. Они специально были изготовлены для музея. Есть и копия флага, который был водружен на крыше Рейхстага. В музее свою историю хранят военные письма, документы, повестки и награды. Создан стенд «Бессмертный полк». Стену Памяти и все баннеры помогал делать Максим Мусихин, выпускник школы.
Особой меткой отмечена и Гражданская война. В школьном музее можно познакомиться с историческими фактами и героями того времени, почитать вырезки из газет, потрогать бляхи от ремня белогвардейца и красноармейца, своими глазами увидеть заржавевшую от времени пулеметную ленту. Кстати, экспонаты Гражданской войны были найдены на территории Корниловского сельского совета.
В музее отведено место и для пионерии, и для истории села со старыми фотографиями. В общем и двух часов не хватит, чтобы полностью познакомиться со всеми выставками школьного музея. Как говорит директор учреждения, в музее хранится более одной тысячи экспонатов и это только те, которые записаны и выставлены. Музейный фонд постоянно пополняется.
— Для того чтобы организовать любую экспозицию, мы потратили немало времени на изучение документов. Мы работали не покладая рук и можем точно утверждать, что история в нашем музее правдивая, подтвержденная фактами и предметами. Много чего найдено на свалке. Мы отстирывали, отмывали и затем все узнавали об этих вещах. Искали родственников наших фронтовиков, беседовали с теми, кто еще был жив, и бережно записывали их воспоминания в свою картотеку. Это огромный труд, которым я могу гордиться. Сейчас у меня в планах историю обновить теми предметами, которыми пользовались не так давно мы с вами, например, первые сотовые телефоны, DVD-проигрыватели и кассетные видеомагнитофоны. Это тоже осталось в прошлом. Кто его знает, может, и компьютер когда-то будет стоять в экспозиции нашего музея. Время движется вперед, но нам с вами все же стоит оборачиваться назад для того, чтобы знать свои корни и все важные исторические моменты жизни русского народа, — подытожила Марина Репкина.
Ирина СПИРИНА. Фото автора.