С 1 сентября Правительство РФ ввело запрет на вывоз семян рапса. Документ действует до марта 2024 года. Данная мера выгодна масложировому производству страны, однако аграрии, ориентирующиеся на экспорт сырья в Азию, опасаются коллапса.
Напомним, что временный запрет на экспорт семян рапса оставляет небольшое окно в пункте пропуска Забайкальск. Подчеркиваем, что под семенами рапса подразумевается именно сельхозпродукт для переработки. То есть вывоз семян рапса возможен, если они задекларированы как посевной материал.
Государство может направить рынок по пути лени (сырьевой экспорт) или по пути извлечения максимальной прибыли, который подразумевает переработку сельхозпродукта на своей территории и экспорт готовой продукции. Логика закона о временном запрете как раз и состоит в том, чтобы аграрный сектор перестал быть сырьевым придатком.
«Мы, образно говоря, вывозим из страны не просто дельту в прибыли, мы вывозим рабочие места и налоги, — говорят фермеры, опрошенные журналом «Алтайский крестьянин». — Мы таким образом создаем рабочие места в Казахстане, Китае и других странах Азии».
Очевидно, что ограничение вывоза рапса пойдёт на пользу переработчикам. Собственно, существует мнение, что данный запрет лоббирует Масложировой Союз России. Примерно в таком контексте звучат комментарии в защиту этого постановления.
РБК цитирует заместителя директора по научной работе Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур имени В.С. Пустовойта Марину Трунову:
«Запрет на экспорт рапса — это эффективная государственная мера поддержки масложировой отрасли. Она направлена на поддержание перерабатывающих предприятий, чтобы максимально использовать заложенные на производстве мощности и нарастить объемы отгрузки готовой продукции с добавленной стоимостью. Запрет на экспорт дефицита рапса или продуктов его переработки не вызовет. Излишки будут направлены в государства-члены ЕврАзЭС, а также в Китайскую народную республику через Забайкальск автомобильным и железнодорожным транспортом».
Опасения среди аграриев связаны с тем, что продление запрета в разгар уборочной кампании может вызвать переизбыток сельхозпродукции, и переработчики первым же делом «уронят» закупочные цены. Переработка в профите, фермер в пролете.
«В этом вопросе должно быть серьезное государственное регулирование, — рассказал собеседник «АК». — Мол, мы сделаем всё, чтобы вы не стояли без работы, но при этом вы должны понимать, что цена будет регулируемая. И государство должно объяснить это переработчикам».
Для многих фермеров новое постановление стало неожиданностью: некоторые аграрии успели заключить контракты с восточными партнерами, и теперь под вопросом поставка рапса в срок. Ведь пункт пропуска Забайкальск, в сущности — игольное ушко, куда внезапно полез караван верблюдов.
За комментарием мы обратились к управляющему АО «Сиболеум», входящего в структуру холдинга «СЭУС», Василию Стрельчуку.
«Объяснение данному запрету простое: рапс должен остаться в стране, закрыть полностью потребности перерабатывающих предприятий. Окно через пункт пропуска Забайкальск необходимо, так как на Амуре и Дальнем Востоке переработки нет, а рапс выращивают на площади около 20 тысяч гектаров. В итоге для аграриев Сибири появилась маленькая форточка, и туда лезут все».
Максим ПАНКОВ, «Алтайский крестьянин».