Выпускной. Последний день в школе. Прощание с надоедливыми и одновременно любимыми одноклассниками, разговоры по душам с преподавателями. Хочется узнать, какие эмоции сейчас испытывают выпускники и их учителя. Разговор состоялся накануне выпускного, ребята очень волнуются, поэтому сначала я обратилась к учителям, и вот что узнала:
— Этот школьный год является последним для 11 классов. Некоторых учеников вы увидите в последний раз. Какие эмоции вы сейчас испытываете?
Людмила Александровна, классный руководитель 11 А:
— Хотелось бы, конечно, начать с того, что этот год был заключительным для ребят, которые учатся в одиннадцатых классах. Хотелось бы, конечно, почаще встречаться. Грустно. Расставаться всегда грустно, потому что привыкаешь, прикипаешь сердцем. И я, когда выпускаю одиннадцатый класс, всегда говорю: «Не буду больше набирать класс», потому что очень сильно привязываюсь. Но проходит время, а в школе без классного руководства нельзя, поэтому набираешь новый класс и снова идешь вперед.
Инна Викторовна, учитель русского и литературы:
— Конечно же, это чувство радости и грусти одновременно. Грустно расставаться с учениками, так как к ним привыкаешь, привязываешься всей душой, и радостно, потому что в их жизни наступает новый этап, и я надеюсь, что он будет успешным.
Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания:
— Наверное, чувство благодарности за то, что у меня были такие ученики. Я ими довольна. И, наверное, какое-то чувство исполненного долга, потому что детей веду с пятого класса, и поэтому мне очень приятно, что сейчас они взрослые, самостоятельные, добились того, что ставили перед собой. В принципе, добрые дети, отзывчивые. Это очень важно. Человеческие качества у детей точно сформированы.
— Расскажите о каких-нибудь воспоминаниях, которые связаны с вашим классом. Какое для вас самое любимое?
Людмила Александровна:
— Самое любимое воспоминание? Когда я пришла в первый раз уже в десятый класс, увидела своих подросших и новых ребят, и когда буквально в течение месяца я поняла, что это уже коллектив, это дружный, сплоченный коллектив, что они один за всех и все за одного.
Инна Викторовна:
— Самые лучшие воспоминания — о подготовке ребят к урокам, желании работать, анализировать произведения. Это хорошее знание предмета. Молодцы!
Татьяна Николаевна:
— Воспоминание?.. Воспоминаний очень много, конечно, но в первую очередь вспоминается то, как вы пришли в первый класс, еще маленькие, несмышленые, такие интересные, любознательные, любопытные… Приятным в воспоминаниях является то, что по мере роста вы могли шутить, могли общаться по-простому, могли хорошо реагировать на какие-то мои, может, даже не совсем верные, высказывания. У меня с вами никогда не было конфликтов. Это очень приятно, потому что взаимопонимание и помощь друг другу очень важны в любом классе и в любом коллективе. Конечно, были интересные и веселые моменты. Вспоминаются интересные звонки с уроков во время пандемии, когда Дима включал свой телефон. Это было очень смешно, точно запомню, на 100 %.
— Каким вы помните ваш класс до 10-го класса и после?
Людмила Александровна:
— До десятого — задорные, пытающиеся что-то сотворить, а в десятом это уже взрослые, состоявшиеся молодые люди.
Инна Викторовна:
— До десятого класса очень энергичные, непоседливые. А в десятом и одиннадцатом появились совсем другие цели, иное отношение ко всему. Вы стали вдумчивыми, любопытными, доброжелательными, милыми.
Татьяна Николаевна:
— До десятого вы, наверное, были менее самостоятельные, требовали определенной помощи, очень много нужно было помогать и подсказывать, давать наводящие вопросы. В 10-11 вы уже взрослые дети, и я на вас смотрела уже совершенно по-другому, потому что вы на такой стадии интересной были, вроде уже и не дети, и еще не взрослые, но все равно вы были уже ближе к взрослой категории, поэтому, конечно, я старалась говорить с вами на равных. Это было очень важно, чтобы не было такого, будто я взрослее вас, я старше вас, и поэтому я должна доминировать, я старалась этого не допускать. Вы уже взрослые дети, и я смотрела на вас как на взрослых детей.
— Какими вы представляете в будущем выпускников? Как думаете, они станут выдающимися людьми?
Людмила Александровна:
— Я считаю, что главное стать не выдающимся человеком, а стать просто Человеком, Человеком с большой буквы. Неважно, выдающийся ты или невыдающийся, главное, чтоб ты был человеком.
Инна Викторовна:
— Всегда рисуется будущее выпускников только очень приятным, хорошим. Да, я считаю, что очень многие добьются хороших результатов в жизни, выберут достойный путь.
Татьяна Николаевна:
— Представляю, что каждый в дальнейшем найдет свою дорогу в жизни, свою специальность. Я не сторонник того, что все должны обязательно получить высшее образование, потому что профессии все нужны и важны, и я в этом на 100% уверена. Я думаю, что многие добьются больших результатов, потому что очень многие дети целеустремленные. И в дальнейшем я еще услышу о своих детях, их достижениях и о том, что они сделали, возможно, для города или для страны.
— Что бы вы хотели сказать выпускникам?
Людмила Александровна:
— Своим выпускникам я бы хотела пожелать удачи, счастья, легких дорог, чтобы они всегда были просто людьми, а уже все остальное приложится.
Инна Викторовна:
— Конечно же, хотела бы сказать: «В добрый путь, всего самого доброго, все получится! Не расстраивайтесь, не переживайте по пустякам, легко относитесь ко всем трудностям и умейте их преодолевать».
Татьяна Николаевна:
— Выпускникам я хотела бы пожелать в первую очередь удачи, найти свою правильную дорогу в жизни, не бояться менять что-либо в ней и не бояться ошибаться, это самое главное, потому что ошибки совершают все: и взрослые, и дети. Нужно пробовать все, нужно пробовать себя везде, поэтому какой бы путь ни выбрали выпускники в дальнейшем, кем бы они ни стали, неважно. Главное, чтобы они оставались людьми и всегда помнили о своих родителях, о своей школе, о своей родине, о тех людях, которые в них вложили все самое главное, благодаря кому они стали такими.
* * *
Торжественные, волнительные минуты позади. Теперь можно задать вопросы выпускникам:
— В этом году ты заканчиваешь школу. Какие мысли тебе приходят в голову, когда ты думаешь о том, что этот год — последний?
Елизавета Каржаева, выпускница 11 Б:
— Радость. Я очень рада, потому что это конец испытаний, которые были в этом году.
Егор Волынкин, выпускник 11 Б:
— Рад, что все закончилось.
Кирилл Тютюнников, выпускник 11 А:
— Было грустно. Когда нам раздали альбомы, я рассматривал их дома и грустил.
Михаил Морозов, выпускник 11 А:
— Не знаю. Как-то об этом, в принципе, и не думал. Ну, для меня это просто как один этап жизни, и все.
— По ком из учителей и учеников ты будешь скучать и почему?
Елизавета Каржаева:
— Я буду скучать по всему классу, потому что у каждого какая-то своя черта, которая заставляет их вспоминать, а по учителям, наверное, по нашим математикам.
Егор Волынкин:
— По учителю. Наверное, по Олесе Юрьевне. Из учеников нет никого.
Кирилл Тютюнников:
— По Раисе Владиленовне. Я физику хотел сдавать в 9 классе и проект делал, поэтому вот. И по всему классу.
Михаил Морозов:
— Наверное, больше всего я буду скучать поГерман Татьяне Владимировне, потому что я к этому учителю привязался, ну, она, наверное, первый учитель, который как-то повлиял на меня, и по Жгут Людмиле Александровне тоже, во время 10-11 класса я к ней привязался.
— А из одноклассников? Ну, или в принципе из учеников?
Михаил Морозов:
— Да не знаю, по всем помаленьку. Все же пять лет со всеми контактировал. По всем, наверное.
— Что планируешь делать в будущем?
Елизавета Каржаева:
— Я планирую поступать на маркетолога или на рекламу, но я не думаю, что буду работать в этой сфере, я хочу заниматься тату.
Егор Волынкин:
— Программистом.
Кирилл Тютюнников:
— Собираюсь поступать в Сибстрин, на архитектуру.
Михаил Морозов:
— Пока еще не знаю, свяжу себя с обществом.
— Что хочется сказать своим одноклассникам и учителям?
Елизавета Каржаева:
— Оставайтесь самими собой!
Егор Волынкин:
— Удачи.
Кирилл Тютюнников:
— Удачи всем. Работайте, братья.
Михаил Морозов:
— Сказать ничего, только пожелать хорошей работы, учебы и здоровья.
Светлана БАРКОВА, выпускница Лицея № 4. Фото «Каменские известия» 2021 год.