37 семей опасаются, что через несколько месяцев окажутся на улице, некоторые без прописки. Однако жилье в данном доме им никогда не принадлежало. Бывшее  общежитие СПТУ-66 является зданием маневренного фонда, находится в собственности Администрации Каменского района. А квартиры в бывшем общежитии предоставлялись временно людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. Как же получилось так, что «временные» жильцы проживают здесь годами, а некоторые и десятилетиями? Окажутся ли выселенцы через несколько месяцев без крыши над головой? И как процесс своего выселения люди запустили сами, того не осознавая?

В непростой ситуации разбирался корреспондент «Каменских известий».

УЖЕ НА ВСЕ СОГЛАСНЫ

Погорельцы, переселенцы из ветхого аварийного жилья, ожидающие своей очереди, просто люди, не имеющие в собственности никакой недвижимости – на трех этажах «общаги» проживают граждане с одной общей проблемой.

Постройка 1967 года вместила в себя 44 жилых помещения, заняты 37 из них. Вид производит удручающий, особенно если зайти в подъезд. Отсутствие ремонта с момента ввода в эксплуатацию здания усугубляется отсутствием порядка, текущей «косметики»: побелки, покраски, даже света в коридорах нет. Оно и немудрено — дом не обслуживает ни одна организация, хотя формально на праве хозведения он закреплен за МУП «Горпарк». Может быть, часть жильцов и хотела бы привести место жительства в порядок, да только населяют бывшее общежитие ПУ шестнадцать пенсионеров, женщины с несовершеннолетними детьми и детьми-инвалидами, многодетная семья. К тому же, и мужчин, способных на физическую работу, здесь, можно сказать, нет. Был один, но не так давно отправился отбывать наказание в места лишения свободы. Кстати, «Каменские известия» уже бывали в этом доме зимой, когда в канун Нового года совместно с комплексным центром соцобслуживания населения поздравляли ребятишек из семей, находящихся в социально опасном положении.

Здание бывшего общежития СПТУ-66.

Как бы то ни было, не отреагировать на обращение каменцев, проживающих по ул. Гагарина, 84 мы не могли, ведь люди находятся на грани паники и отчаянья – столько лет здесь прожить, а в итоге, остаться ни с чем. На встречу с представителями СМИ во дворе собралась большая часть «квартирантов». Почти все с бумагами, которые недавно получили от администрации. Уведомление о выселении у каждого с разной датой, но примерно в одно время, к концу лета люди должны освободить комнаты.

Надежда Коваленко практически с момента заселения в 2016 году негласно взяла на себя обязанность старшей по дому. Ежегодно начала обращаться в администрацию муниципалитета с просьбами хоть как-то улучшить условия проживания. А проблем дом за более полувековую историю накопил много. Из-за разрушения кровли в квартирах верхнего этажа образовались многочисленные протечки, из-за отсутствия водоотводов дождевая вода стекает по стенам здания, разрушая их. Проблемы с фундаментом и отмосткой приводят к тому, что вода скапливается под домом, порой подтапливая 1 этаж, создавая круглогодичную сырость. Как результат — плесень и грибок в каждой квартире. Ну а про состояние подъезда мы намекнули выше — половое покрытие изношено, встречаются выбитые стекла, двери поломаны.

«Заехала в дом на ул. Гагарина, 84 после пожара, — рассказала Надежда Коваленко, — раньше жила на ул. Железнодорожной в четырехквартирном доме. Жили с дочерью и годовалым внуком, когда произошел пожар. У нас был пьющий сосед-инвалид. По его вине и загорелся дом. Он в пожаре погиб, так что в итоге и спросить было не с кого.

Все, что осталось от дома Надежды Коваленко после пожара, произошедшего в 2016 году.

Поселившись здесь, сразу ремонт сделала. Жили с дочерью и внуком, пока у нее не появился второй ребенок, и молодая семья не сняла себе отдельное жилье.

Через некоторое время после заселения я попала в больницу в отделение кардиологии. Был июль. Когда вернулась из больницы, увидела страшную картину — у меня все в помещении плесенью покрылось, почернело. Грибок и сейчас повсюду, обои меняешь, а он проступает вновь и вновь. С тех пор и начала ходить в администрацию. Сначала просили за канализацию. Изначально у нас была выгребная яма. Мы нанимали машину и откачивали септик. Но люди, в основном, живут у нас бедненькие, многие не хотели скидываться на асмашину. А когда добились того, что нам канализацию сделали, жильцы начали меня просить: «давай, ходи дальше». И я пошла. Каждый год обращались письменно, чтобы нам хоть какие-то деньги на ремонт выделили. У меня все документы есть за шесть лет. Ответ администрации всегда звучал примерно одинаково: «Денег в бюджете нет. На следующий год средства на вас заложим». Вот так постепенно и дошло до обращения в прокуратуру. Прокуратура в наших интересах обратилась в суд, а суд назначил экспертизу здания. Вот только администрация вместо того, чтобы улучшить жилищные условия людей, решила нас выселить. Тридцать семь семей на улицу! Мы не просили нас выселять, мы не просили другое жилье, мы просили ремонт, пусть он будет не сразу, постепенно сделается. А сейчас, после полученных уведомлений о выселении мы готовы и в прежних условиях жить. Потому что деваться нам некуда».

Стоит добавить, что параллельно с просьбами о ремонте здания жители уже не один год пытаются поднять вопрос начисления платы за электроэнергию. Ссылаются на то, что дом оборудован электрическими плитами, а оплату с них берут по тарифу с газовым оборудованием. И так как дом зимой промерзает, практически все немало киловатт наматывают электрообогревателями. Плюс, из-за отсутствия счетчика за тепло платят круглогодично. В общем, по пересмотру тарифа за свет тоже обращались в администрацию неоднократно – результата нет. Точнее, есть, но не такой, как хотелось бы. Предыдущий глава района направлял письмо в «Алтайкрайэнерго» с просьбой рассмотреть возможность изменения тарифа. Но все снова свелось к расходам, которые должны лечь на плечи районного бюджета. Так как для применения другого тарифа необходимо провести реконструкцию электросетей, получить техусловия, составить проект на реконструкцию инженерных сетей, выполнить строительно-монтажные работы, оформить акт допуска жилого дома в эксплуатацию. Все это упирается в немалые деньги, которых в дефицитном местном бюджете нет.

В итоге, в мае 2021 года Каменской межрайонной прокуратурой был подан иск в городской суд о защите прав неопределенного круга лиц, жителей дома по ул. Гагарина, 84.  Ответчиками в исковом заявлении выступают МУП «Горпарк» и администрация Каменского района. Прокурор просил суд обязать ответчиков привести помещение общежития в состояние, отвечающее требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям путем проведения капремонта. А также обязать ответчиков разработать проект электроснабжения здания. Суд же назначил строительную экспертизу, чтобы определить, в каком состоянии находится здание на текущий момент. Экспертиза проведена, но решения суда еще нет. Однако, забегая вперед, можно предположить, что съехать жильцам придется в любом случае, так как условия проживания не соответствуют нормам для жилых помещений – это очевидно.

Так, еще несколько лет назад, по информации МУП «Горпарк», жилые помещения муниципального фонда по ул. Гагарина, 84 – 10% находились в надлежащем состоянии, 80% жилья требовали капитального ремонта, остальное жилье — в аварийном состоянии.

А жильцы сейчас только поняли — не ходили бы с жалобами и дальше бы жили, как раньше. Никто бы на них внимания не обращал. Но, с другой стороны: как можно жить в таких условиях?

МЫ НИКТО?

Собрание возле дома на лавочке проходило эмоционально. Жители в один голос уверяли, что приобрести свое собственное жилье у них не позволяют финансовые возможности.

— В администрации у меня спрашивали: вы что, за столько лет не накопили себе на жилье? — выступила Татьяна Батурина, — но ответьте на вопрос: пенсионеры с пенсией 12 тысяч рублей что смогут накопить? А я как буду снимать жилье, если зарплата у меня 15 тысяч рублей, мама получает пенсию по инвалидности 10 тысяч. Недавно похоронили отца. Чтобы поднять его на ноги и спасти от болезни залезли в долги, с которыми до сих пор расплачиваемся.

Когда заехали, вывезли две машины мусора, вычистили бардак в комнатах напротив. Под окнами кирпичи вываливались, все пришлось замазывать. Была бы возможность переехать отсюда, неужели бы мы не переехали? Но в нашей ситуации администрация должна обеспечивать жильем людей.

Татьяна тоже погорелец. От дома на ул. Омской сейчас остались лишь стены. После пожара втроем ютились в комнате гостиницы в течение трех лет, затем семье предложили переехать на Гагарина. Так и живут здесь уже восьмой год.

Сквозь гул возмущения люди сетовали, мол, нас большинство здесь пенсионеров с маленькой пенсией, как мы можем жилье приобрести, никто ведь нам ипотеку не даст. Где такие деньги взять, когда квартиры под миллион и больше стоят?

— Я когда была в администрации, мне сказали, что глава даст распоряжение вызвать сотрудников полиции, если мы будем демонтировать свои окна, двери и то, что установили за свой счет, сами, — подключилась к разговору одна из женщин.

«Я проживаю здесь с ребенком-инвалидом. Мужа у меня нет. Официально оформлена по уходу за ребенком, — рассказала Наталья Скрыпникова, — в прошлом году благодаря неравнодушию людей и помощи «Каменских известий» возила дочку на операцию в Москву. В этом году предстоит еще одна операция, и я не представляю, где брать на нее деньги. Изначально у меня не было своего жилья, я обратилась за помощью в администрацию и меня поселили сюда. Плачу ежемесячно за тепло 1500 руб. плюс 2000 руб. за свет зимой.

Мы, можно сказать, сохранили это здание. Не поддерживали бы в нем порядок, его бы ждала судьба общежития сельхозтехникума на 330 квартале или бывшего общежития ПУ-25».

Наталья показала нам свои квадратные метры. Живет она с дочкой в бывшей общаговской сушилке. На президентские выплаты по 10 тысяч рублей сделала перегородку, разделив помещение на две комнаты, подняла пол, вставила окна, потолок отремонтировала. Говорит, элементарный уют ребенку, находящемуся на надомном обучении, просто необходим.

— Я пришла сюда первой. В моих комнатах даже пола не было, вместо него — земля. Не было дверей, окна стояли с одинарным стеклопакетом, — поведала свою историю Надежда Колчева, — ребенок уже вырос, уехал. Теперь я одна. Работаю неофициально. И почему я должна все, что сделано здесь своими руками, оставить?

— А я пенсионерка. Живу в этом доме уже 22 года, — чуть сдерживая слезы, говорит Надежда Бочкарева, — тридцать лет отработала в общежитии СПТУ-66 комендантом. Потом мне и дали это жилье. Сын умер. Никого у меня нет. Я одна осталась. Помощи ни от кого никакой. А сейчас выселяться… Куда вы меня выбросите — на могилки? Мы, получается, вообще, никто?

Жильцы без всякого стеснения показывали свои квартиры, рассказывали, как приводили их с годами в порядок, проводили воду, устанавливали душевые кабинки, оборудовали туалеты. Самый пожилой из них — Алексей Проскурин, ему уже девятый десяток пошел. В крохотной комнатушке очень тесно, но порядок идеальный. У дедушки тоже никого не осталось на этом свете.

Справедливости ради, отметим, что старшая по дому призналась, что живут с ними и пьющие люди, поэтому на второй этаж корреспондента не повели. Уже который день одна из жительниц устраивала там неприглядное зрелище, злоупотребляя спиртным. А если быть до конца честным, то и на собрании присутствовало несколько нетрезвых граждан.

— И все же, есть ли среди жильцов люди, которые за эти годы могли улучшить жилищные условия, приобрести или снять жилье, но осознанно не предпринимали к этому попыток? Ведь жилье предоставляли временно, — интересуемся у Надежды Коваленко.

— На данный момент у нас таких людей нет. А кто мог, те уже съехали. Кто-то под материнский капитал жилье купил, кто-то на съемное ушел, кому-то дети помогли.

Дело в том, что большинство из нас заселились сюда при другом главе — Федоре Найдене. Тогда он говорил нам, что этот дом нам под приватизацию отдаст. Мы верили, поэтому и заселялись, как на постоянно. Ну а с тех пор уже несколько раз власть поменялась. Но и в администрации всегда говорили: живите, продляйте договора соцнайма каждые 11 месяцев, ремонтируйтесь, никто вас не гонит. Администрация людей новых периодически вселяла, но еще никого не выселяла. Это первый случай — и всех коллективно сразу.

Я признаю, что, если бы ремонт не просили, то жили бы, не тужили, свой ремонт делали, мерзли зимой. Я пять лет здесь уже, за это время нам ничего не делали. Единственное, краешек крыши отремонтировали, несколько комнат, частично коммуникации. И то, по представлению прокурора. Но ведь жилье маневренного фонда должно соответствовать нормативам. Этот дом не соответствует нормам, но людей сюда селят.

— А есть ли хотя бы у части людей предыдущее жилье, которое можно было как-то восстановить, привести в порядок?

— Я за всех не знаю, не скажу. От моего дома осталась лишь куча строительного мусора.

Также стоит отметить, что все жильцы дома по Гагарина кроме коммунальных платежей, ежемесячно должны вносить скромную плату по договору социального найма — 5 рублей с квадратного метра. Рублей по сто в месяц выходит в среднем. Однако есть должники, как и за теплоснабжение. В отношении некоторых из них МУП «Каменские теплосети» уже подали иски в суд.

ДВЕ СТОРОНЫ МЕДАЛИ

Как выяснилось, с нанимателями жилых помещений по ул. Гагарина, 84, были заключены договора найма сроком на 11 месяцев. В соответствии со ст. 106 Жилищного кодекса РФ истечение периода, на который заключен договор найма, является основанием прекращения данного договора. Сроки заключенных договоров, как раз, истекают к концу лета, поэтому муниципалитет уведомил жильцов заранее. А все эти годы люди каждые 11 месяцев продлевали договорные отношения. И, несмотря на то, что львиная доля проживающих в общежитии не подпадает под категории граждан, которым муниципалитет должен пре-доставить временное жилье, в администрации много лет закрывали на это глаза. В этом же году в связи с иском от прокурора на несоответствие здания санитарно-эпидемиологическим и пр. нормам для жилых помещений, было принято решение расторгнуть договора.

Семья Батуриных живет в общежитии восьмой год. Мама — инвалид. Дочь Татьяна получает минимальную зарплату.

«В 2014 году в собственность муниципалитета было передано здание по ул. Гагарина, 84, — пояснил Владимир Баранов, замглавы администрации Каменского района, председатель комитета по ЖКХ, — но жильцов, которые там жили, нам не «передавали». К примеру, есть в Камне еще один дом, относящийся к маневренному фонду — на 598 км. При его передаче было указано, что в нем проживает пятеро пенсионеров, без права собственности, но люди там были обозначены изначально. Что касается общежития на Гагарина, мы не знаем, кто и при каких обстоятельствах заселял людей в такие условия. Все эти годы мы просто шли навстречу, входили в положение людей, зная, что рано или поздно произойдет конфликт. Люди временное жилье стали воспринимать, как свое. Они уже не просят, а требуют. Но ведь нуждающиеся в крыше над головой граждане не ограничиваются жителями общежития на Гагарина. Их очень много. А предоставление жилых помещений маневренного фонда регламентируется жилищным кодексом РФ.

В соответсвии с ст. 95 ЖК РФ, жилье в соцнайм предоставляется лишь трем категориям граждан – гражданам в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, гражданам, утратившим жилые помещения в результате взыскания (кредит в банке, займ), гражданам, у которых  единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в том числе жителям аварийных домов. И то, поселяют людей в помещения маневренного фонда временно, на определенный период – до тех пор, пока эти три обстоятельства себя не исчерпают.

Сейчас же в данном доме половина людей проживают без всяких на то законных оснований – просто жить негде. У части людей, в соответствии с документами, дома восстановлению подлежали – где-то от пожара пострадали частично, где-то просто провести хороший ремонт нужно было. Но эти граждане по какой-то причине не предприняли ни одной попытки привести собственное жилье в порядок, хотя много лет прошло и собственник обязан нести бремя содержания своего имущества. Хотя бы документы на льготный лес оформить. Но люди бездействуют. Будем честны, ведь для нас не секрет, что некоторые из них не хотят снимать частные дома, потому что там печку топить нужно, снег чистить и пр. Некоторые жильцы общежития на Гагарина, вообще, там не живут, поселили вместо себя родственников. Но, бесспорно, есть те, кто реально нуждается».

Татьяна Батурина показывает то, что осталось от их прежнего жилья.

Владимир Баранов также отметил, что в подобных ситуациях никто никогда не требует оставлять свои двери и окна в нанимаемом жилье – никто не запретит забрать, главное, после себя не оставлять разруху, чтобы помещения находились в том виде, в котором были изначально. То есть с окнами и дверями, а не без них.

На днях в районной администрации прошло совещание, посвященное больному вопросу. К решению проблемы подключилась соцзащита. Как заверили в комитете по ЖКХ, с каждым нанимателем вопрос будет решаться индивидуально, но пока из проблемного дома в администрацию за консультацией пришли лишь трое.

Жильцы же на собрании были настроены категорично – если придут выселять, ни за что не уйдут, если понадобится, митинг устроят, до Москвы дойдут. Между собой муссируют слухи, что здание это понадобилось одному из местных предпринимателей, поэтому они оказались не у дел. Впереди еще суд, точка в данном вопросе не поставлена. Но процесс запущен, и его не остановить. А о судьбе людей и самого здания мы еще, возможно, напишем.

Юлия РАССКАЗОВА. Фото автора.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here