Продолжение. Начало в № 48-51 (2021 г.), № 4-18 (2022 г.).

ЛЕБЕДЬ

Накануне войны в нем уже насчитывалось 69 домовладений, почти удвоилось и население. Во время войны сюда прибыло много эвакуированных немцев, которые строили землянки и совсем вет­хие жилища из самана, крытые дерном.

В период коллективизации в поселке создается колхоз «Путь к социализму», получивший 2711 гектаров земли. Это было солидное хозяйство, состоящее из четырех бригад и животноводческих ферм. Занимались всеми видами сельскохозяйственного производства, выращивали хлеб, разводили скот. К 1940 году колхоз содержал 221 голову КРС, 24 свиньи, 636 овец и 86 лошадей. На личных усадьбах колхозники выращивали много лука, который садили под тяпку или лопату, как картошку. Вырастал он крупным, сочным, вкусным и пользовался большим спросом в городе. Садили все и помногу. Рос­ли арбузы и дыни, собирали богатые урожаи картофеля, ловили рыбу.

Наши собеседники Федор Кузьмич Малыхов, Александр Сте­панович Щетинин, Тамара ЕмельяновнаКученева, Павел Евсее­вич Тейко поведали много интересного о делах и людях поселка. Самым большим чудом была ветряная мельница, построенная ис­кусным местным мастером Баевым и его сыновьями. Она получи­лась настолько удачной, что работала при малейшем дуновении ветра, даже, казалось, при полном безветрии. Трудилась безотказ­но круглый год. От любопытной ребятни не было отбоя. Особый восторг у них вызывал процесс, когда огромным бревном, уходя­щим от земли до верхней части мельницы, поворачивались крылья против ветра. Таких мельниц в степной части района было очень много, по нескольку в селе.

Пресную воду получали только из колодцев, ибо других источ­ников не было. Колхоз имел глубинную скважину, из которой качали воду лошадиным приводом.

Садом занимался Лутцев. Садили сад всем поселком, и вырос он на славу, украшая поселение и богато плодонося. Мечтал Лут­цев развести и виноград. Он уже тогда знал, что его можно выра­щивать и в условиях Сибири. Только эта мечта не сбылась.

В поселке имелось несколько пимокатов. Но больше других славился своими изделиями отец П. Е. Тейко — Евсей. Он катал отличные сибирские пимы. Лучшей для лютых морозов обуви и не придумаешь.

Жил в поселке дед Батурин Иван Федорович, одинокий, безрод­ный старец. Он всегда ходил с бубном, даже на собрания. Его вет­хая лачужка размещалась среди берез, в самом конце улицы. Он был любимцем детворы, умел дружить с малышами и они отвеча­ли ему взаимностью. Так и коротал свою жизнь этот добрый чело­век, больше всех запомнившийся старожилам поселка.

Умели люди и отдыхать. В праздники или в свободное время на улице пели частушки, танцевали, играли в различные игры, которых знали множество. Тут уже героем дня становился гармонист В. И. Тюктяев. По его инициативе существовала деревенская худо­жественная самодеятельность. Артисты-самородки ездили с кон­цертами по другим деревням. Неотъемлемой частью отдыха стано­вились качели и карусели, игра в лапту и городки, катания на лодках.

Первым председателем был дядя П. Е. Тейко Иван Григорье­вич Бобылев. Мужик был что надо, но больше вспоминают его недобрым словом. Говорят, что он недолюбливал деревенских ре­бятишек и частенько поколачивал их за какую-нибудь провинность. Этого народ ему не простил, освободили от председательской дол­жности и, как выразилась Т. Е. Кученева, его прогнали из деревни. Вначале он выехал в Плотниково, затем перебрался в село Обское, где и умер.

Хорошую память оставил о себе как председатель колхоза И. В. Лудцев. Многого о нем сказать не могу. В памяти людской события смешались настолько, что выделить что-то особенное, более важное, становится труднее и труднее. Хороший, говорят, был руководитель.

По-разному отзываются о председателе колхоза Анатолии Се­меновичеПолехове, труженике, трудолюбивом и честном челове­ке, но малограмотном. Ходил в основном пешком, как привык в детстве. Все бумаги носил в шапке. В минуты досады и разочаро­ваний только и мог возмутиться: «Бодай их черти».

Руководил колхозом и Малыхов Захар Кузьмич, брат нашего собеседника. Рассказывают о его любимой лошадке, маленькой, необычного желтого цвета, но до того шустрой и выносливой, что на ней председатель менее чем за два часа преодолевал до Камня расстояние в 40 километров.

Последним председателем колхоза оказался Бобров Иван. Фа­милия, имя и больше ничего. Помнят, что это при нем в середине 50-х годов поселок влился в колхоз «XII лет Октября», что был в селе Рыбном. Вместо колхоза появилась Лебединская бригада, и пошло постепенное исчезновение поселка. Скот перевели в Рыб­ное, не стало школы, люди начали уезжать в разные места. Многие переселились в Рыбное, где возводилось благоустроенное жилье, другие выехали в Камень, а то и еще дальше.

Мои собеседники, как и многие другие, с болью и сожалением отзываются об исчезнувшем родном очаге. С особой теплотой вспо­минают учителя Ушакова Дмитрия, увлекавшегося буерным спортом на льду горьких озер. Учителем работала Мария Андре­евнаКутенева. И школа, говорят, была хорошая. Располагалась в самом большом в поселке деревянном доме. Ее закрытие явилось основной причиной, главным толчком к распаду поселения.

Поселка не стало, но эти места привлекательны для людей. Жизнь продолжается. В озерах много рыбы. А горько-соленая вода имеет целебные свойства, манит многочисленных отдыхающих. Сами же озера — уникальное явление природы, и о них несколько слов.

К нашему району их примыкают два — Горько-Лебедянское и Горько-Ключевское, принадлежащееТюменцевскому району. Од­нако рыбный промысел в них вел постоянно только Каменский ры­бозавод. Расположены озера в Верхне-Кулундинской долине древ­него стока, в умеренно засушливой колонной степи. Берега их от­крытые, пологие, доступные.

С разделением озер изменился их водный режим, он стал раз­ным по минеральному составу, озера стали засаливаться, зарас­тать, начали погибать. Спасла их подпитка из Кулундинскогокана­ла: 5 млн. м3 в Горько-Лебедянское и 10 млн. м3 в Горько-Ключев­ское. Площадь Горько-Лебедянского озера — 400 га (9,2 млн. м3), Горько-Ключевского — 1840 га (36,8 млн. м3). Их ширина от 0,8 до 1,5 километров, средняя глубина 2-2,3 метра, максимальная — до 4,9 м. Притоков озера не имеют. Водный режим определяется, в основном, осадками да испарением, и только 10-15 процентов со­ставляет подземное питание. Оно и регулирует химический состав воды, в которую входят: хлориды, сульфаты, гидрокарбонаты, каль­ций, магний, щелочи, медь, железо, цинк.

Установлена четкая зависимость общей минерализации с уровневым режимом озер. В засушливые годы уровень снижается до критической отметки, что вызывало массовую гибель рыбы. Эта опасность уменьшилась с подпиткой озер из Кулундинского канала. Кислородный режим озера Горько-Лебедянского относительно благоприятный для жизни рыбы. После подпитки из канала озера по­полнились ее речными видами. Опреснение позволило выращивать сиговых рыб и карпа. Попали в озера лещ, судак, окунь, плотва.

Озера рассматривались как перспективные для промышлен­ного рыболовства. Улов рыбы в Горько-Лебедянском озере достигал: карася — 11 тонн, окуня — 3 тонны, в Горько-Ключевском карася вылавливали до 65 тонн. Запасы же рыбы значительно ниже. Карася, например, соответственно — 32 и 191 тонна. В отдельные благоприятные годы рыбопродуктивность достигала — 68-89 кг с гектара.

Предполагалось увеличить мощность Каменского рыбозавода за счет создания второй очереди канала и включения в его состав озер, расположенных ниже по Кулундинскому каналу: Булатова (260 га), БольшоеУтичье (380 га) и Телеутское (1600 га).

Намечалось создание ОТХ по выпуску 264 тонн товарной про­дукции. Однако из-за отсутствия финансирования это не сбылось. Хуже того, за счет собственных средств рыбозавод построил два пруда для доращивания молоди, рыбопункт с насосной станцией в бывшем поселке Лебедь, общежитие для 15 рыбаков, другие под­собные помещения. Но вследствие противодействия Тюменцевского района, к которому отнесены эти озера, их эксплуатацию не разрешили. Созданная база оказалась бесхозной и полностью раз­рушена. Это еще один из многих горьких пороков, которые нам при­несла перестройка. Зато по-прежнему растет сюда поток людей, желающих с пользой для здоровья провести выходной или пожить на берегу в палатке день-другой.

И. МЕЙКШАН. Фото Татьяны АРТАМОНОВОЙ, зав. Рыбинским СДК.


Дорогие читатели!

Мы призываем вас стать соавторами рубрики «Вехи истории». Ведь вы и ваши родные — сами хранители истории. Если вы помните интересные факты из жизни деревень и сёл Каменского района, если у вас сохранились старые фото, запечатлевшие историю, если в вашем семейном архиве хранятся воспоминания ваших родных — пишите и присылайте материалы в редакцию (658700 г. Камень-на-Оби, ул. Первомайская, 37, e-mail: izvestiya.gazeta@mail.ru, тел.: 8 (385-84) 2-54-19).  И мы напишем историю вместе!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here