Оркестр русских народных инструментов считается самым старейшим в Камне-на-Оби и носит почетное звание «Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Алтайского края». За 35 лет творческой деятельности каменцы стали называть его – легендарным.

Все эти домры, гусли, аккордеоны – прошлый век. Ну кто сейчас согласится играть на таких инструментах? Это же не модно! Да и что можно извлечь из балалайки, кроме «Калинки-малинки»? Большинство людей от мала до велика думают именно так, когда читают очередную концертную афишу оркестра.  Не буду скрывать, что точно так же думала и я, когда, скрепя сердце, шла на их репетицию. Услышать что-то стоящее не мечтала, единственное мне хотелось узнать, что заставляет людей на протяжении тридцати пяти лет верно служить народным инструментам и музыке.

Все мои вышесказанные умозаключения вдребезги разбились сразу же, как только я переступила порог концертного зала районного Дворца культуры…

ЧТО ОНИ ТВОРЯТ?

Первую мелодию, которую услышала со сцены, зайдя в зал и разместившись поудобнее на кресле, узнала не сразу. Руководитель и дирижер оркестра Людмила Середа, не обращая внимание на единственного зрителя, попросила коллектив повторить музыкальную композицию еще раз и только тогда я вспомнила, что эта музыка, извлекаемая из трехструнных инструментов, является саун-треком к серии приключенческих фильмов «Пираты карибского моря». Я точно это слышу?

Шок, восторг, внутренний неконтролируемый тремор, переосмысление отношения к музыкантам-народникам… Все это яркими красками заиграло в моем организме. Следующим культурным ударом была мелодия пуэрто-риканского музыканта Луиса Фонси «Despacito», после в «Тропическом попурри» прозвучала знакомая мне «Кукарача», затем несколько народных мотивов и вопрос Людмилы Середы: — Ну как мы вам, надеюсь, не сильно шокировали?

По словам Людмилы, люди считают, что на русских народных инструментах можно играть только классику и на таких концертах скучно и несовременно. Во время беседы с корреспондентом она вспомнила случай из жизни, когда случайно услышала разговор двух женщин, стоявших у афиши.

Людмила Середа 0 творческая душа оркестра.

— Дамы, прочитав, что состоится концерт оркестра, с пренебрежением начали отзываться о нас и о народной музыке, — рассказывает Людмила. — Меня это очень сильно расстроило. Мы не стоим на месте и не ограничиваемся только фольклором. Да, он есть в нашем репертуаре, но мы стараемся больше играть популярные мелодии. А почему бы и нет? Классические мелодии сейчас не всем по душе, поэтому, чтобы быть на одной волне со зрителем, мы добавляем в свои концертные программы новенькое, современное. Конечно, прежде чем зритель услышит эти мелодии, нам необходимо потрудиться. Когда мы видим ноты, думаем, что у нас ничего не получится, но руки не опускаем и идем к намеченной цели.

Имея в арсенале только русские народные инструменты, каменский оркестр прекрасно занимается осовремениванием, казалось бы, привычных музыкальных композиций и привносит в свой репертуар совершенно несовместимые с балалайками и домрами мелодии из зарубежных кинофильмов и клипов. Кроме того, коллектив на концертах удивляет зрителей не только музыкой, но и, не убегая за кулисы, виртуозно меняет свой облик. Шляпки, платочки, различные аксессуары, подобранные в тему мелодий, и вуаля – на сцене уже совсем не скучно и красочно.

Есть в коллективе и молодые музыканты.

То, что делает для каменцев данный коллектив – бесценно. Он, как особенный пласт русской культуры в отдельном городе, районе, регионе. Поэтому не зря каменский оркестр носит почетное звание «Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Алтайского края».

ВПЕРЕД ЧЕРЕЗ ВРЕМЯ

Коллектив начинал подниматься с самых низов, и чтобы заполучить «заслуженного», прошел немало испытаний и преобразований. Так, в далеком 1980 году оркестр был ансамблем русских народных инструментов и в его состав входили преподаватели детской музыкальной школы № 1 города Камень-на-Оби. Только через шесть лет из ансамбля был создан оркестр, в состав которого добавились музыканты педагогического училища и лучшие представители художественной самодеятельности города.

Борис Прудников (балалайка контрабас).

В 1989 году оркестр переходит в статус муниципального и его принимает под свое крыло Дворец культуры. У коллектива появляется свое штатное расписание, приобретаются музыкальные инструменты, шьются концертные костюмы. В этом же году у оркестра происходит важное событие — за плодотворную творческую деятельность и исполнительское мастерство ему присваивают звание «Народный самодеятельный коллектив Алтайского края». С этих пор и началась бурная деятельность, он становится постоянным участником краевых фестивалей и конкурсов, твердо заявляя о себе за пределами Каменского района. В его творческой копилке Дипломы: краевого фестиваля народного творчества «Родники Алтая», краевого телевизионного фестиваля «С любовью к России!» и фестиваля тематических программ «Ради жизни на земле», посвящённого 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Яровое). Каменский оркестр является дипломантом краевого фестиваля тематических программ «С любовью к Алтаю», посвящённого 70-летию Алтайского края, и краевого фестиваля «Салют Победы». С 2000 года коллектив принимает участие в краевом фестивале-конкурсе инструментальной музыки «Звени, струна!», где неоднократно становится лауреатом и дипломантом. Также участвует в фестивале народного творчества «Калина красная», посвященном 85-летию со дня рождения Василия Шукшина.

Татьяна Нефедова (фортепиано).

Новый виток летописи у оркестра начинается с 2005 года, ему присваивают почётное звание «Заслуженного коллектива самодеятельного художественного творчества Алтайского края» и теперь этот статус необходимо подтверждать, что и делает коллектив, ставший для города легендарным.

На протяжении многих лет бессменным руководителем оркестра являлся Сергей Вигриянов. Именно он стоял у самых истоков и смог создать сплоченный, творческий коллектив, исполнительское мастерство которого росло год от года. Отметим, что в 2001 году Вигрияновубыло присвоено звание «Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества». В 2014 году на смену Сергею Алексеевичу пришёл молодой руководитель Людмила Середа. С ней в оркестре заметно оживился репертуар и концерты стали привлекать более молодую публику. В 2016 и 2021 годах самодеятельный коллектив получил Сертификаты о подтверждении почётного звания.

Татьяна Зубкова (домра).

— Сергей Алексеевич прекрасный человек, профессионал. Мы все учились у него, — говорит Людмила. —  И, если бы супруги Вигрияновы не переехали из Камня-на-Оби, я думаю, что оркестром до сих пор руководил Сергей Алексеевич и мы продолжали бы перенимать его бесценный опыт. Когда он оставил коллектив, то мы и не предполагали, кто возьмет на себя руководство. Сначала назначили Нину Константинову. Она тоже очень опытный и талантливый музыкант. А потом на месте руководителя оказалась я. Здесь-то и пригодились все мои навыки по дирижированию, полученные в училище.

ЖИВЕМ МУЗЫКОЙ

Первое время Людмиле было довольно тяжело совмещать работу руководителя и играть в оркестре на домре. Музыкантов не хватало, но со временем в коллектив влилась новая кровь, появилась даже молодежь и теперь каждый на своем месте. Кстати, в оркестре всего 15 человек.  Домры малые и альтовые, домра бас, балалайки прима, секунда, балалайка альт и контрабас, фортепиано, аккордеон, ударные – это те народные инструменты, на которых играют музыканты в оркестре. Кстати, Людмила Середа говорит, что балалайка еще чуть-чуть и станет потерянной русской истории, экзотикой для молодого поколения. Но пока ее можно увидеть и послушать вживую на концертах оркестра.

Марина Федоткина (ударные).

— У нас ранее были и гусли, — с горечью вспоминает Людмила. — Но, к огромному сожалению, два года тому назад они сломались и пришлось их заменить на фортепиано. Абсолютно все инструменты в нашем оркестре на вес золота, так как давно не обновлялись. Поэтому отношение у нас к ним трепетное. Бывают редкие случаи, когда во время концерта то струна рвется, то ломается инструмент и зритель даже не замечает, как один музыкант берет на себя чужую партию. Это дорогого стоит.

Неудивительно, что самодеятельный коллектив так долго держит свою высокую марку. Ведь в его состав, как оказалось, входят непростые люди, а народные виртуозы. Они связали свою жизнь с особенной, неумирающей музыкой и старинными инструментами. После репетиции мне удалось пообщаться с несколькими музыкантами. Все в один голос говорят, что без коллектива, репетиций и концертов они себя не представляют. Некоторые играют в оркестре с самого его основания. Например, Елена Шония.

— Я начинала работать еще в составе ансамбля, — вспоминает Елена. — Все это время играю на первой домре, концертмейстер оркестра. Если кто-то считает, что народные инструменты – это прошлый век, то он очень сильно заблуждается. Это наша история, наши корни. Я лично в музыкальную школу пришла в восемь лет, училась по классу домры. Как после такого осознанного выбора можно предать любимый инструмент? Когда училась в институте, занималась в ансамбле «Юность», и мы ездили с концертами за границу по скандинавским странам. У нас были аншлаги. На концерты приходили не только русскоязычные зрители, к нашим русским народным инструментам и музыке был огромный интерес у иностранцев. Для меня это было открытием. Да и сейчас этот интерес не угас. У домры всего три струны… Что можно на них сыграть? Да все, что угодно, главное уметь и хотеть.

В свои 63 года Елена Шония не собирается сдавать позиции и с огромным удовольствием играет в составе каменского оркестра. Кроме того, она работает преподавателем в Каменской детской школе искусств и прививает детям любовь к русской культуре.

Ирина Миргородская тоже играет на домре и присоединилась к каменскому оркестру в конце девяностых. Пригласил ее в коллектив тогда еще Сергей Вигриянов. Ирине по приходе дали партию альтовой домры, сейчас она играет на малой.

— Я поступала в музыкальный колледж в 1989 году и тогда домра и балалайка пользовались огромной популярностью. При поступлении был конкурс чуть ли не два человека на место по этим направлениям. Это сейчас дети с неохотой познают данные инструменты, но все же есть те, кто с первых дней влюбляются в их звучание.

Еще одна домристка Татьяна Зубкова на протяжении четырех лет приезжает на репетиции в Камень-на-Оби из Крутихи. По ее мнению, каменский оркестр – это ценность, которую необходимо беречь. Татьяна всем сердцем желает видеть на концертах полный зал зрителей и ее немного огорчает то, что этого не происходит, хотя оркестр заслуживает особого внимания. В коллективе почетное место занимает и Татьяна Нефедова. Она единственный человек, умеющий играть на гуслях, во всем Камне-на-Оби.

— Гусли – это очень интересный старинный русский музыкальный инструмент, — отмечает Татьяна. — Жаль, что рассыпались от времени. Теперь я на фортепиано. Наш оркестр играет различные стили, мы аккомпанируем солистам-вокалистам. Не останавливаться на достигнутом и идти в ногу со временем – это, однозначно, наш девиз.

Есть в оркестре и музыкант, которому вполне могут позавидовать мужчины города и это Марина Федоткина. Ее стихия – ударные. То, как она играет на барабанах, можно смотреть и слушать вечно. Несмотря на то, что она хрупкая женщина, в ее музыке прослеживается мощь и брутальность. Ударные инструменты, кстати, на пике популярности в наше время.

После оживленной беседы музыканты быстренько разбежались по своим делам, а я по дороге домой напевала мелодию «Despacito». Ох уж эти музыканты и старинные русские народные инструменты! Именно в них отражается, пусть небольшая, но значимая часть культурного наследия нашей страны…

Ирина СПИРИНА. Фото автора.

Читайте также: Оркестр русских народных инструментов Камня-на-Оби отметит 35-летний юбилей

Это интересно:

БАЛАЛАЙКА – музыкальный символ русского народа. Это традиционный инструмент славян, первые упоминания о котором датируются семнадцатым веком.  Инструмент не зря получил статус народного. Корень в слове «балалайка» такой же, как и в «балакать», т.е. ненавязчиво говорить. Балалайка чаще всего выступала в качестве аккомпаниатора для досуга крестьян.

ДОМРА – прародительница балалайки, отличающаяся от нее конфигурацией деки. Широкое распространение инструмент получил в шестнадцатом веке. В наши дни домру активно используют калмыки и киргизы. Музыкантов, играющих на инструменте, в царские времена называли домрачеями.

ГУСЛИ – самый, что ни на есть русский народный инструмент. Впервые об использовании гуслей упоминают в летописях, датированных пятым веком. Их точный предок доподлинно неизвестен, но бытует мнение, что инструмент произошел от древнегреческой кифары. Гусли – старинное изделие, дошедшее до наших дней практически в неизменном виде.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here