Моя статья касается «собачьей темы» и не совсем, она, скорее, о добре и агрессии.

Моя юность пришлась на непростые 90-е. Зарплаты выплачивали с задержкой, в магазинах дефицит, все выживали, как могли. Моя мама, чтобы как-то улучшить наше питание, договорилась с одной бабушкой, которая жила выше по улице и держала корову, покупать у неё каждый день по литру молока. В тот период мне было 12-13 лет, и моей обязанностью стало каждый вечер ходить и забирать баночку тёплого парного молока, а раз в месяц относить деньги бабушке. И всё бы хорошо, но у тёти Любы, как мы звали эту бабушку, жила во дворе чёрная с белым галстучком собака по кличке Люська. Мне она тогда ростом была примерно до середины бедра. И почему-то эта Люська сразу меня невзлюбила.

Когда я приходила за молоком, а она была прицеплена недалеко от крыльца, Люська щетинилась и бешено лаяла на меня, и рвалась с цепи. Моё сердце замирало, когда я по противоположному краю крыльца пробиралась к летней кухне, чтобы забрать там молоко или отдать хозяйке деньги. Хуже было, когда Люську отцепляли побегать.

Я мечтала, чтобы Люська убежала куда-нибудь погулять, а я бы смогла незаметно прошмыгнуть и забрать это несчастное молоко. Взрослым я говорила про это, но им было как-то не до меня, и мне пришлось самой решать эту проблему в виде злючейЛюськи.

Сначала я полгода ходила с палкой, которую показывала собаке, пока та яростно лаяла на меня, потом клала палку на крыльцо, когда заходила в летнюю кухню, и забирала, когда выходила обратно. Отношения у нас с Люськой от этого не улучшились. Пару раз меня от её зубов спасли тёплые штаны. Пару раз Люська отхватила от меня палкой по спине, когда слишком рьяно кидалась. Каждый поход за молоком стоил мне множества тревог и  переживаний, а отказаться было от этой обязанности нельзя. Мама много работала и болела серьезной неизлечимой болезнью, она очень уставала, я не могла допустить, чтобы она ещё после работы шла забирать это молоко.

Потом как-то раз я решила действовать по-другому. Взяла дома сухарь и пошла, как обычно, вечером за молоком. Люська была отцеплена, но почему-то в этот раз она не кинулась на меня. Я положила сухарь на снег и отошла. Собака недоверчиво подошла, понюхала сухарь, но взяла и молча отошла. Лаять, как прежде, яростно она не стала. Это оказалось началом нашей дружбы. Я стала каждый день брать Люське что-нибудь вкусное для неё, чаще всего сухарь или косточку, а она начала радостно встречать меня, махая хвостом.

Вскоре Люська дала себя погладить. Она оказалась хорошей и ласковой собакой. Люска стала провожать меня почти до моего дома. Она начала слушаться меня, когда я приходила к ним во двор. Хотя на соседских мальчишек она продолжала агрессивно лаять, когда они дразнили её и кидали в неё камни. Они считали эту собаку злой, побаивались её и удивлялись, что она со мной дружила.

Я выросла и уехала учиться в другой город. Но когда я приезжала к маме и шла по этой улице, уже старая, седая, неуклюжая  Люська, сидевшая у ворот, всегда узнавала меня и шла ко мне, виляя хвостом, несмотря на то,  уже много лет я не жила в том районе и у меня в кармане не было никаких «вкусняшек».

Теперь уже много лет прошло с того времени, век собачий короток, давно больше нет  той Люськи, никто не встречает около того двора. Вот такая своя чужая собака.

А теперь у нас живет своя собака уже четвёртый год, которую мы вырастили из «рукавички». Я всегда думала, что собаки лают, когда злятся. Оказывается, что это не так: все эмоции собаки выражают с помощью лая. Они просто говорить не могут. И страх, и испуг, и радость, когда слышит, что хозяин с работы домой идёт. А наша собака, оказывается, ещё и улыбается. Когда мы приходим с работы, она радостно скачет вокруг, лает, приподнимает губы, что видно зубы, страшно так с виду, немного похоже на оскал. Потом мы поняли, что она пытается сымитировать улыбку, мы же тоже ей улыбаемся.

Хочу подытожить. Тема бродячих животных и их взаимоотношений с людьми непростая. Им очень сложно выживать, и мы не знаем, что побуждает их проявлять агрессию. Каждый случай нужно рассматривать в отдельности. Собаки часто не любят детей по разным причинам, и детям нужно объяснять, как себя вести с бродячими собаками. Проблема есть, и никто не хочет ей заниматься, а она сама по себе не решится. Люди хотят жить спокойно, и собаки хотят жить нормально. Одно знаю: агрессия вызывает часто ответную агрессию, а добро порождает добро.

Жительница Камня.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here