Огромный плавучий дом, он же фабрика. Движется настолько медленно, что глаз не способен захватить его смещение относительно береговой линии. Кажется, что он просто стоит на якоре и тарахтит тяжелыми двигателями в дрейфе, однако процесс этот не вхолостую — длинный хвост из труб на понтонах выдаёт мощную темную струю из грунта и воды. На небольшом катере мы подходим к этому чудо-зверю, который на языке флота называется «земснаряд».

Последние несколько лет на территории Алтайского края благодаря трехстороннему соглашению, заключенному при содействии Министерства транспорта региона, ведутся активные работы по коррекции и углублению речного русла. Всё это нацелено на коммерческий грузовой водный транспорт, что как минимум свидетельствует о возрождении речного флота в регионе. Сейчас данные работы проводятся в Камне-на-Оби. Корреспонденты «Каменских известий» в составе краевого пресс-тура побывали на грузовой пристани, где уже почти неделю трудится большое судно-земснаряд.

О том, что сейчас происходит на реке, и о судьбе навигации в целом нам рассказал Александр Чуприн, начальник Барнаульского района водных путей и судоходства — филиала ФБУ «Администрация Обского БВП»:

— Сейчас мы наблюдаем процесс дноуглубления у грузового причала. Данный причал в Камне-на-Оби является своеобразной перевалочной базой: именно здесь грузы переходят с воды на сушу и дальше доставляются до места назначения автомобильным транспортом. Углубление дна необходимо, чтобы баржи могли подойти к причалу на полной загрузке — на 1 тысячу тонн. Тем самым складывается экономический эффект для перевозки инертных материалов (преимущественно щебня и песка), именно водным транспортом.

Наш собеседник отметил, что в Каменском районе идет заметное и стабильное развитие речной инфраструктуры вообще и  добычи инертных материалов  в частности.  Речь идет о Малетинском каменном карьере, материалы которого доставляются только водным транспортом. Второе предприятие — это песчаный карьер в деревне Духовая, открытый в 2018 году. Перевалка песка также осуществляется здесь, на этом причале.

— Ежегодно в конце августа — начале сентября наступает период, когда уровень в реке Обь естественным образом снижается, — говорит Александр Александрович. —  Для того, чтобы поддерживать гарантированные глубины для коммерческого хождения флота  в течение всего периода навигации, мы углубляем русло на подходах к причалам. Так флот может ходить на полной осадке баржи вплоть до ледостава.

Площадь, которую предстоит «обработать» земснаряду, составляет порядка  10 тысяч квадратных метров. Общий объем углубительных работ — 58 тысяч кубометров грунта. Эти работы ведутся в рамках уникального соглашения между Правительством края и представителями речной отрасли, которое действует на территории Алтайского края. Объем дноуглубительных работ по нашему региону составляет 1 миллион 229 тысяч кубических метров грунта. На сегодняшний день выполнено 98 процентов от плана, и Камень-на-Оби — последний пункт в маршруте земснаряда.

Сопровождающие нас специалисты отмечают, что изъятый со дна реки грунт на данном участке не представляет материальной ценности — в основном, это ил, а также песок и щебень, который во время разгрузок барж падал на дно и копился годами. Часть грунта по технологии сбрасывается в реку, и течение уносит его в более глубокие места. Оставшаяся часть грунта формируется в виде технологических отвалов, которые создадут в районе причала что-то вроде глубокого «ковша». Баржи снова обретут свой фарватер, потерянный за десятилетия заброшенности этого участка реки.

Александр Чуприн рассказал, что на территории края ведется целый комплекс работ в бассейне реки Обь. Филиал администрации Обского БВП содержит 781 км водных путей: это Катунь, Бия и результат их слияния — Обь — от нулевого километра до Камня-на-Оби.

— На сегодняшний день основные работы полностью завершены на реках Бия и Катунь, — говорит наш собеседник. —  Поэтому на Бие по-прежнему продолжается движение флота, несмотря на то, что там наблюдается аномальная водность — уровень воды уже достиг зимних отметок. Благодаря сбалансированной работе и сотрудничеству с  Минтранспорта края были проведены выправительные и углубительные работы на всем участке. Следовательно, теперь и в Камне-на-Оби грузовые коммерческие перевозки смогут работать при полной загрузке вплоть до ледостава. То есть, до середины ноября.

Впервые соглашение между Правительством края и представителями речной отрасли было подписано в 2015 году. За год до этого объем грузоперевозок по реке в регионе составлял порядка 435 тысяч тонн (речь идет, в основном, об инертных материалах — щебне и песке).  В 2019 году объемный показатель составил 960 тысяч тонн. В 2020 году объем перевезенных грузов незначительно снизился, но тонно-километры выросли до 107 миллионов тонн. На минуточку — в 2014 году этот показатель составлял всего 40 млн тонн.

— Динамика существенная, — подчеркивает Александр Чуприн. —  В связи с тем, что развивается добыча и производство инертных материалов, грузопоток водным транспортом будет расти из года в год. Главное, что развитие речной навигации — это выгода производителя. Например, на участке реки Катунь — Барнаул речной транспорт в сравнении с автомобильным выигрывает примерно 15 процентов. На участке реки от Малетино до Барнаула выгода больше в четыре-пять раз.

Конечно, мы побывали на экскурсии по так называемому земснаряду. Это действительно плавучий дом — здесь есть жилая зона с каютами для экипажа, и собственно техническая часть с большими загадочными двигателями, трубами, насосами. В сущности, это и есть огромный плавучий насос, перекачивающий грунт с места на место.

О специфике работы земснаряда нам немного рассказал механик и командир судна Анатолий Юрьев:

— Технически это происходит так: сначала изыскатели производят съемку речного дна, затем эти  данные заносятся в компьютер. По ним мы выставляем земснаряд и начинаем работать. Так мы обеспечиваем необходимую глубину на фарватере.

В штате земснаряда постоянно работают восемь человек, один из которых, повар, заботится исключительно о насущном. Земснаряд работает круглосуточно, в три смены по восемь часов.

Машина приступила к работе в минувшее воскресенье. По плану с поставленной задачей она управится за четырнадцать дней, открывая для грузовой навигации новые возможности. Старожилы помнят, что когда-то Обь была настоящей транспортной артерией как минимум для двух сибирских регионов, а Камень-на-Оби был в её логическом (и логистическом) центре. Как знать, возможно, нас ждет перерождение речного транспорта.

Максим ПАНКОВ.

Фото Дмитрия ПРОСКУРИНА.

0

 

  •  
    19
    Поделились
  • 1
  •  
  •  
  •  
  • 18
  •  
  •  
  •  
  •