Габбро-диабаз – вулканическая горная порода, по химическому составу близкая к базальту. Хорошо аккумулирует, а затем отдает тепло, дольше всех известных пород не теряет художественных свойств и качества полировки. Именно эту породу уже не одно десятилетие добывают в заречье на Малетинском каменном карьере.

Габбро-диабаз – это камень. Твердый, холодный, безжизненный. Что интересного может быть в камне? Что привлекательного в каменной пыли, серых горах невзрачного щебня и постоянном шуме рубильно-сортировочных установок? Приехав на Малетинский карьер, простой обыватель увидит лишь тусклые пейзажи бесконечных валунов и булыжников, изъеденный взрывами ландшафт – никакого богатства красок.

«А я в этих камнях вижу дороги, вижу новые дома, заводы и предприятия. Не будет строительства, остановится развитие. Мы – это развитие цивилизации. А когда работаешь с осознанием того, что приносишь пользу, становится интересно. Ведь нужно уметь не только разрушать, но и созидать. И я уверен, что мы свой вклад во всеобщее созидание вносим», – говорит Владимир Спасских, начальник участка ООО «Малетинский каменный карьер».

В автопарке предприятия работает 19 единиц техники. Весь парк обновленный, не старше двух лет.

Даже проходя по городским улицам, свой щебень он везде узнает в свежеуложенном дорожном полотне или пешеходной зоне. Отличается малетинская щебенка от сырья других месторождений. В Малетино камень с зеленоватым оттенком, особенно хорошо это видно, когда его намочишь. Не верите? Убедитесь сами, выехав после дождя на участок отремонтированной транзитной трассы на Барнаульском тракте. Впрочем, в этом году через весь город пройдет транзит. Новая дорога будет построена с использованием нашего, местного малетинского камня.

О том, как каменные горы заречья превращаются в дороги, рассказал нам Владимир Спасских, руководитель с большим стажем в горном деле. Работал он на разных карьерах Сибири и Дальнего Востока. В Амурской области, например, карьер был огромный — глубина 180 метров. Гигантские БелАЗы грузились по 130 тонн за раз. Так постепенно всю каменную гору вывезли. После «отработанных» масштабов Владимир Михайлович малетинский карьер совсем небольшим называет. Взрывы, производимые на нем, не сравнятся с теми, что были на его опыте. А мы не видели больших карьеров, поэтому и местные масштабы впечатлили очень. А еще больше впечатляет то, что карьер можно назвать практически единственным «градообразующим предприятием» правобережья. Это не только рабочие места для местного населения, карьер – это и безвозмездная помощь городу и району. Ежегодно малетинское предприятие выделяет щебеночную продукцию для отсыпки проблемных дорог. Впрочем, не будем забегать так сильно вперед и для начала все же выясним, как каменные горы превращаются в дороги. Для этого отправимся на «ту сторону».

ОРИЕНТИР «БЕЛЫЙ СОБОЛЬ»

В этот день правый берег встретил дождем, растянувшимся на весь день. Конечно, ненастье не помешало журналистам посетить охраняемую территорию каменного карьера. Но подъехав к площадке, где камень перерабатывается в щебень различных фракций, а потом отгружается на баржи, мы разминулись с начальником участка, он отправился на карьер, где добывают тот самый габбро-диабаз. Мобильная связь отсутствовала, поэтому ехали на место добычи по ориентиру «Белый соболь» в надежде встретить этот автомобиль по пути.

А вот и карьер. Огромный каменный котлован. Масштабы впечатлили. Только представьте, там, на дне котлована, на фоне камней всевозможных размеров большие тоннары кажутся на вид маленькими игрушечными машинками. И если бы не дождь, превративший съезд в каменный мир в скользкую суглинистую трассу, мы бы обязательно туда спустились. Однако белый «Соболь» уже поднимался  нам навстречу.

«Карьер начал свою работу еще в 70-е годы прошлого столетия, — рассказал Владимир Спасских, — разработки начались во время строительства Кулундинского канала. Попутно продукция шла для обеспечения других строительных организаций и дорожников. Вообще, многое начинается со щебня в нашей жизни: строятся атодороги, ЖБИ на нем работают, частный дом трудно возвести без щебня.

Пережив трудные времена, те пресловутые 90-е, страна вышла на большие масштабы строительных и дорожных работ. Вы и сами, наверное, видите, сколько дорог сейчас восстанавливается и строится. И у нашего предприятия после ряда реорганизаций ситуация стабилизировалась. Карьер держит курс на развитие и улучшение качества технологического производства камня. Есть ГОСТы, по которым мы работаем. Ведь главное не объемы, а качество. Наша ответственность в том, чтобы и наш потребитель выпускал свою продукцию по ГОСТу.

Рынок расширяется, и мы подстраиваемся под него. Динамика у нас положительная».

По словам собеседника, у карьера огромный потенциал, запасов камня достаточно. Из планируемых четырех горизонтов, нарезано всего два. Сейчас глубина карьера составляет порядка 25 метров.

Но чтобы добыть камень, сначала нужно его взорвать. Взрывы в таких местах – дело настолько серьезное, что осуществлять их имеет право только лицензированная подрядная организация. После подготовительных работ в радиусе одного километра расставляются посты, территория оцепляется. А после этого «бахает» с такой мощностью, что прочная, твердая скала раскалывается на кусочки. На МКК взрывы проводятся 1-2 раза в год и освобожденной породы вполне хватает для круглогодичной ежедневной работы предприятия. Если свести до простоты,   то то, что происходит на малетинском карьере, можно описать всего несколькими глаголами: добыли, привезли, раздробили, увезли, реализовали.

«ЖИВОЙ» КАМЕНЬ

В кабинете Владимира Спасских на подоконнике небольшая коллекция камней. Все они — те самые габбро-диабазы. Отвлекаясь от гостей, начальник успевал «командовать» и общаться с подчиненными. В ходе беседы, конечно, посетовал на кадровый голод. Молодые не хотят работать. Времена такие настали, что ни токаря, ни сварщика, ни электрика не найти. Но все же, на данный момент коллектив подобрался хороший, утверждает руководитель. Малетинское предприятие – это 68 рабочих мест, половину из которых занимают местные. Людей до работы и домой доставляют на транспорте организации. Да и средние зарплаты здесь неплохие — в среднем, за 15 дней простые рабочие получают порядка 30 тысяч рублей. Все стабильно и без задержек.

Интересно, но начальник малетинского участка — бывший военнослужащий. Говорит, что сам к дисциплине привык, требует ее и от своих подчинен-ных. С дисциплиной можно любые поставленные задачи реализовать. А без нее в любом деле воцарятся бардак и хаос.

Кстати, Малетинский каменный карьер — часть большого холдинга, занимающегося добычей и переработкой горных пород в Алтайском крае. У холдинга имеется свой собственный флот, способный транспортировать сырье.

На сегодняшний день МКК работает на одном перерабатывающем комплексе, но уже ведется строительство второго. Вскоре производственная мощность увеличится в два раза. В новом комплексе будет работать система орошения, функция которой – подавление пыли. В данное время при «неблагоприятной» розе ветров производственная пыль еще может доставить какие-то неудобства располагающемуся рядом населенному пункту, несмотря на то, что продукция для переработки подается мокрая. С новым комплексом эта проблема будет практически сведена на нет.

А КАК НЕ ПОМОЧЬ?

По словам главы столбовского сельсовета Светланы Килиной, окрестные села соседству серьезного предприятия радуются. Почему? Да потому что ежегодно на просьбы о помощи малетинский карьер откликается — выделяет щебень, тракторы и грейдеры для приведения в порядок сельских дорог. Про асфальт жители сел даже и не мечтают, а отсыпка грунтовых дорог – это спасение. В этом году был отсыпан участок от Малетино до Ключей. Выделили 150 тонн — большое подспорье для скудного бюджета сельского совета. И так в течение последних четырех лет, по кусочку, постепенно, но дороги в порядок приводятся.

Также сейчас идет работа по отсыпке и ремонту дороги по направлению Малетино-Милованово. Причем, всего лишь пять километров на этом участке относится к Алтайскому краю. Остальное — Новосибирская область. А если учесть, что правобережье с Новосибирском разделяет всего 160 километров, дело это больше чем благое – новосибирцы и сами сельчане по этой дороге часто ездят.

Также Светлана Килина отметила, что в этом году сельсовет вступил в программу поддержки местных инициатив на ремонт территории места захоронения возле Столбово. И тут для отсыпки очень пригодился малетинский щебень.

«Глава сельсовета пишет ходатайства в адрес директора предприятия и ходатайства удовлетворяют, – объясняет Владимир Спасских, – конечно, могли бы и отказать, но идем навстречу. Мы-то понимаем положение дел на селе. Да и живем мы здесь, на этой территории находится наше производство. Что касается дорожных работ по направлению Новосибирска, здесь и интерес есть. Та сторона предприятием еще не освоена. Логистика еще поработает над этим. Зимой вы вынуждены возить щебень через ледовую переправу. В период ледостава и ледохода вывоз сырья полностью парализован. Но, возможно, вскоре будем использовать дорогу через Милованово».

Впрочем, и Камню-на-Оби ежегодно «щебневые бонусы» от карьера поступают. Не так давно малетинским щебнем была отсыпана часть улицы Гагарина.

«ГАНСЫ»

А теперь переберемся с берега правого на берег левый.

“Гансы” – краны немецкого производства, дали негласное название целому микрорайону города.

Будучи человеком не местным, я все же помню эти огромные портовые краны на берегу Оби. Воспоминания сохранили громадные кучи песка, складированные рядом с ними. Территория была в свободном доступе и служила излюбленным местом отдыха каменской детворы. Каждое лето здесь жизнь кипела. Кто-то из ребятни забирался на песчаные «дюны», радостно скатываясь вниз с высоты. Кто-то нырял с большой баржи, пришвартованной тут же. Самые смелые на высокие краны лазили. Этот район на улице Ленина даже название свое из-за портовых кранов немецкого производства получил – «Гансы».

В дне сегодняшнем прежние «Гансы» не узнать. Это закрытый, охраняемый объект, оборудованный со всех сторон камерами видеонаблюдения. Нет здесь больше и несанкционированного пляжа. Строгий порядок и четкий контроль. Данная территория также относится к ООО «Малетинский каменный карьер».

После «мокрого» правобережья, спустя несколько недель, небольшой речной порт встретил нас палящим солнцем и непривычной картинкой. Ощущение, что на кранах даже свежая краска еще не высохла. После капитального и косметического ремонта уже введены в работу две единицы. Краны будто вторую жизнь получили. Потемневшим от времени металлом выделется лишь один из них. Но он уже в процессе обновления и совсем скоро приступит к своим обязанностям.

«Все три крана находятся в рабочем состоянии, их ресурс еще не выработан, — объясняет Владимир Михайлович, —  они и раньше работали, но не на полную мощность. Грузоподъемность двух работающих сейчас– 5 тонн. Третий гораздо мощнее и обладает грузоподъемностью в 15 тонн».

Кстати, и в этот раз мы попали в «режим тишины». Где-то там, на высоте, в кабине «скучал» в ожидании замены сломанной запчасти крановщик портового крана. Лишь выезжал с территории большегруз, повез щебень на барнаульскую трассу. В том направлении, как известно, полным ходом идет замена дорожного полотна до Камня-на-Оби. Так что, и там после дождя скоро можно увидеть родной зеленоватый оттенок малетинского щебня.

Тут же мы познакомились с молодыми кадрами. Виктор Бодров трудится на предприятии механиком. Отвечает за ежедневный выход в работу всего автопарка. Всего в его ответственности 21 единица транспортных средств. Работает здесь с 2017 года и работой доволен. Трудовой путь начинал с лаборанта, мастера. После получения высшего инженерного образования на автомобильном факультете понял, что в краевой столице работу найти не так-то просто, не особо там ждут молодых специалистов после «вышки». Так и оказался тут. Не пожалел нисколько. Как и его коллега  Данил Клейменов.

Виктор Бодров отвечает за автопарк предприятия.

Данил работает лаборантом, следит за качеством выпускаемой продукции. Живет в Барнауле, но полмесяца проводит в Каменском районе. Работает на двух берегах – отвечает за основной выпуск готовой продукции.

«Ежедневно я осуществляю отбор проб с конуса куч выгруженного и складируемого щебня, — рассказывает лаборант, — забираю 10 килограммов сырья, квартую его, на ситах просеиваем вручную, отбираем лещадку. Конечные этапы  — промывка и сверка с ГОСТами, едиными стандартами. Все, что выгружается здесь, я проверяю. Может, вы не поверите, но работа очень интересная. Ведь мало кто в жизни с подобным сталкивался».

Данила Клейменова можно назвать экспертом по камням. Знает все ГОСТы и единые стандарты. Данил – лаборант на предприятии ООО «Малетинский каменный карьер». Молодой специалист – часть большого, крепкого, как и производимый им камень, предприятия. Каждый раз, забирая на пробу щебень, он осознает, что от качества продукции будет зависеть прочность дорог, фундаментов, зданий. Ведь очень многое в нашей жизни, как оказалось, начинается со щебня.

«У нас и своя профдеформация есть, — присоединяется к разговору Виктор Бодров, — вы просто по дорогам ездите, по тротуарам ходите, а мы присматриваемся и уже на глаз определяем, какой щебень и откуда использовался при устройстве дорожного полотна. У каждого есть свой определенный цвет, своя структура».

Для наглядности Виктор набрал в руку пригоршню круглых камней, что находились под ногами.

«Это галька со дна Катуни, круглая, — показал парень, — для обустройства дорог такая не используется, лишь для вторичного строительства. К слову сказать, наш порт разгружает не только малетинский щебень, но и прибывающий из других мест. Иначе как бы у нас появилась галька из Катуни».

В завершение нашей двойной встречи, прошедшей по обе стороны реки, Владимир Спасских попросил на страницах газеты отметить работу Надежды Григорьевой, руководителя левобережного участка. В глазах руководства и коллег Надежда Викторовна — опытный, ответственный специалист, не один год отдавший карьеру. Ведь все знают знаменитое выражение: кадры решают все. А если удачно их подобрать, предприятие будет работать успешно, не гнаться за развитием, а опережать его. Так, как делает Малетинский каменный карьер.

Продукция Малетинского каменного карьера используется для ремонта транзитной трассы в Камне-на-Оби.

Юлия РАССКАЗОВА. Фото и видео Дмитрия ПРОСКУРИНА.


Горизонт в горном деле – совокупность горных выработок, расположенных на одном уровне и предназначенных для ведения горных работ.


В 2018 году на Малетинском каменном карьере согласно плану ведения горных работ было произведено 314 тысяч тонн продукции.

В 2019 году – 363 тысячи тонн.

В 2020 году – 220 тысяч тонн (снижение выработки произошло из-за демонтажа одного из комплексов.Все усилия предприятие бросило на строительство нового).

0

 

  •  
    20
    Поделились
  • 4
  •  
  •  
  • 4
  • 12
  •  
  •  
  •  
  •