По итогам прошедшего агросезона Каменская птицефабрика в четвёртый раз стала победителем по России в рейтинге компании «Авиаген», одного из мировых лидеров в области генетики и селекции сельскохозяйственной птицы. О том, как работало предприятие в советскую эру, как его лихорадило в лихие 90-е и как пришёл успех в день сегодняшний, рассказал «Алтайской ниве» директор Каменской птицефабрики, кандидат сельскохозяйственных наук Александр КОНОВАЛОВ.
ВЕТЕР ПЕРЕМЕН
— Александр Николаевич, Каменская птицефабрика за свое полувековое существование, конечно, многого достигла, но и много испытала. На рубежах веков предприятие неоднократно меняло профиль — от производства пищевых яиц до выращивания птицы мясного направления. Менялись и формы собственности. И вот в последние двадцать с лишним лет фабрика постепенно обрела стабильность в составе холдинга. Насколько было сложно перестраиваться, и что диктовало эти перемены?
— На самом деле Каменская птицефабрика с момента своего основания в 1974 году всегда была довольно динамичным предприятием. К сожалению, не все процессы были положительными, особенно трудно предприятию приходилось в 90-е, но, тем не менее, оно всегда было готово подстроиться под реалии. Изначально, согласно типовому проекту, основной целью организации было содержание двухсот тысяч кур-несушек для производства пищевых яиц. И это – не считая выращиваемого для данной цели молодняка. В 1970-е и 1980-е, насколько мне известно, фабрика выпускала порядка пятидесяти миллионов яиц в год. Со временем был запущен постепенный процесс перепрофилирования предприятия на выращивание цыплят-бройлеров. Не берусь сказать, что именно послужило причиной таких перемен, но вплоть до начала 90-х годов проводилась постепенная реконструкция с заменой оборудования, расширением птичников. Но в связи с резким экономическим спадом в стране полного перехода на выпуск мясной продукции так и не произошло.
— Кстати, слышал, что у Каменской птицефабрики когда-то была пахотная земля. Я так понимаю, она обеспечивала предприятие кормами?
— Действительно, почти сорок лет назад в хозяйственном ведении фабрики появилось порядка тысячи гектаров пахотных угодий. Появился стимул к развитию земледелия, приобреталась техника, на территории предприятия оборудовали механизированные пункты по производству витаминной травяной муки. Обогащение добавками поставляемых комбикормов проводилось в собственном кормоцехе. Со временем при птицефабрике даже возникло небольшое подсобное хозяйство с собственным свинарником и зверофермой. Но потом пришли 90-е, и во многих направлениях деятельности предприятия начался спад. Во всяком случае, возделыванием земли предприятие не занимается уже давно.
— Почему? Принято считать, что в сельском хозяйстве подход «два в одном» как нигде более эффективен.
— На сегодняшний день мы работаем с постоянным партнером, который поставляет нам полноценный, полностью готовый к скармливанию комбикорм со всеми необходимыми витаминами и микроэлементами для выращиваемого нами кросса птицы. Согласитесь, учитывая объемы производства, тысяча гектаров — это капля в море. И данной площади также недостаточно, чтобы вести, скажем, параллельное земледелие. Относительно недавно рассматривалась такая возможность, что птицефабрика расширит свои сельхозугодия за счет фондовой земли. Но к тому моменту лучшие участки давно разобрали фермеры, и в итоге мы могли рассчитывать на разбросанные по всему району поля. Так или иначе, мы пришли к выводу, что это невыгодно.
СХПК — ОАО — ООО
— Ну, хорошо, вернемся к нашим 90-м. Вы говорите, глобальный экономический кризис сильно сказался на развитии предприятия?
— Да, переход на мясное производство застопорился, осталась половина яичных цехов. Начался масштабный спад, сокращалось поголовье кур. Но самое страшное, что коллектив потерял надежду на стабильность и стал распадаться, люди начали уходить. Тогда предприятие впервые сменило форму собственности, став сельскохозяйственным производственным кооперативом. Но это были действительно трудные времена: производство сократилось до минимума, оставшееся поголовье птицы насчитывало менее сорока тысяч голов. Фактически к середине 1998 года функционировал всего один птичник.
— Знаете, мне кажется, что с учетом экономического хаоса тех времен можно было бы немного сместить акценты. Не «остался всего один птичник», а «хоть один птичник, но остался»!
— Наверное, вы правы. За долги в то время ушла вся сельскохозяйственная техника — трактора, комбайны, сеялки, и именно тогда приказало долго жить полеводство. Однако стоит отдать должное коллективу, к концу 90-х, когда появились внешние инвестиции и начинала просматриваться будущая государственная поддержка, руководящей команде удалось сохранить все производственные помещения и основную часть птицеводческого оборудования.
— Действительно, сельхозкооперативы в те годы сыпались, как груши, от многих не осталось даже стен — не то что оборудования. А когда состоялся переход к полной коммерциализации предприятия?
— В самом начале 1999 года появились инвесторы, и было создано ОАО «Каменская птицефабрика». Новое предприятие находилось под руководством новосибирской компании «Трансервис», и за два года работы успело позаниматься как производством яиц, так и бройлерного мяса.
— А почему получился такой «производственный разброс»?
— В шести птичниках оставалось пригодным к ремонту клеточное оборудование для содержания взрослого поголовья, а в других шести — клетка для выращивания молодняка. Остальное оборудование, увы, было пригодно только на металлолом, поэтому о каком-то расширении производства говорить было преждевременно. Тем не менее, был реконструирован убойный пункт, на предприятии работали квалифицированные сотрудники, и в итоге были достигнуты неплохие по тем временам высоты в промышленном птицеводстве. Как раз на рубеже веков в России птицеводство быстро шагнуло вперед, переняв иностранные технологии содержания и кормления птицы.
— Но просуществовало ОАО недолго?
— Всего два года. Но это был значимый для предприятия период — своеобразный переходный этап, который позволил адаптироваться к новым рыночным условиям. И, конечно, создал хороший задел для привлечения новых инвесторов.
— Мы сейчас в каком-то смысле проводим границу между историей предприятия и днем сегодняшним, правильно? Ведь именно тогда птицефабрика вошла в состав холдинга, и вы были назначены руководителем.
— Верно, в 2001 году было создано общество с ограниченной ответственностью, сохранившее классическое название, — «Каменская птицефабрика». Оно влилось в состав одного из крупнейших агрохолдингов Сибири под названием «Сибирский Премьер» наряду с другими успешными птицефабриками и предприятиями по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Я был назначен руководителем.
— На чем начало специализироваться предприятие после очередной реорганизации?
— В то время ничего не изменилось. Примерно до 2004 года фабрика производила пищевое яйцо, и в короткий срок мы привели его выпуск к докризисному уровню. Но требовались огромные вложения в обновление оборудования, а яичное производство не приносило значимой прибыли. Поэтому мы вновь стали заниматься выращиванием бройлеров на мясо.
Птичник-№-14-после-реконструкции
СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ— А почему вы в итоге перешли целиком и полностью на производство инкубационных яиц? Это же, можно сказать, промежуточный, «предмясной» продукт.
— В холдинге значительно увеличилось производство бройлерной продукции, и это повлекло за собой увеличение потребности именно в инкубационных яйцах кур мясных линий. Их стало попросту не хватать. Поэтому в 2006 году было принято решение перейти на их производство, чтобы в дальнейшем реализовывать данный продукт птицефабрикам, занимающимся выращиванием бройлеров. Это позволило в дальнейшем восполнить сложившийся дефицит на рынке, а самой фабрике выйти на новый уровень развития. В том же году предприятие вошло в приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и получило льготные кредиты. Уже в 2007 году из Санкт-Петербурга была доставлена первая партия суточных цыплят кросса Hubbard F15, а уже через три года наш коллектив стал одним из мировых лидеров в использовании генетического потенциала данного кросса. Новый производственный профиль позволил нам к 2010 году полностью завершить модернизацию производства. В переоборудованных птичниках были созданы идеальные условия для проживания птицы, установлено современное напольное оборудование, позволяющее выращивать птицу согласно требованиям стандарта породы.
— Но прославилась Каменская птицефабрика, осваивая содержание другого кросса, — ROSS 308. Об этом говорит длинная «батарея» наград цветом от «бронзы» до «платины». Почему вы сменили породу?
— Данный кросс широко известен в мире, и он очень продуктивен. Живая масса цыплят-бройлеров в возрасте 40 дней составляет более двух с половиной килограммов. Вопреки всеобщему заблуждению, такой результат цыплята-бройлеры достигают не из-за каких-то химических добавок к кормам, здесь чистая генетика. В этом отношении производители кросса ROSS 308, британская компания «Авиаген», достигли значимых успехов. Мы начали осваивать этот кросс в 2013 году. Тогда уже был получен очередной кредит на строительство нового птичника для доращивания петухов отцовских линий и реконструкцию трех птичников для увеличения поголовья молодняка кур. Стоит отметить, что любая модернизация всегда проходила без остановки производства. Примерно за год завершился полный цикл смены кросса.
— То есть направление со сменой кросса не изменилось — это по-прежнему инкубационное яйцо?
— Да, только суточных цыплят для воспроизводства стада Каменская птицефабрика стала получать уже из высокопродуктивных племенных хозяйств ООО «Авиаген», имеющих площадки для содержания прародителей и современный инкубаторий на территории Тульской области.
КЛУБ «140»
— И с новым кроссом у вас тоже всё получилось?
— Наши специалисты быстро получили высокие показатели в работе с ним — 140,9 цыплят на начальную курицу-несушку. Это стало нашим «билетом» в почетный международный Клуб ROSS 140. Как вы понимаете, показатель 140 цыплят — довольно высокий, надо сказать — является обязательным условием для вступления. И вы верно подметили, что большая часть наград, полученных Каменской птицефабрикой за высокие производственные показатели, имеют отношение именно к данному кроссу. Просто мы не стали останавливаться на достигнутом, и последовательно, начиная с 2016 года, получили «золотые» и «платиновые» сертификаты участников Клуба. В 2016 году Каменская птицефабрика заняла второе место в рейтинге аналогичных предприятий России, а в дальнейшем ежегодно, кроме сезона 2019-2020, мы занимали первые места. В мае мы получили подтверждение, что в нынешнем сезоне мы также сохраняем за собой лидерство.
— Почетно быть в числе лидеров, но цель этого конкурса, наверное, имеет практическое значение?
— Конечно. Специалисты компании «Авиаген» оказывают техническое руководство по содержанию родительских стад. Они знают тонкости производств, так как лично посещают предприятия. Анализируя производственные показатели, они ориентируются на исходные данные — что было заложено именно в эти стада. Обладая итоговой статистикой, они могут уверенно продолжать генетическую и селекционную работу, вовремя отслеживать изменения. Ведь они очень плотно работают с прапрародительскими стадами—из всех сажаемых поголовий при каждом новом поколении выбирают только три процента, из этих сформированных прародителей — тоже только три процента. А любое движение в исходном материале там, в Шотландии, сказывается на конечном потребительском продукте только через четыре года. Поэтому данные рейтинги важны, в первую очередь, для селекционеров и генетиков. И, конечно, мониторинг технологических процессов нужен предприятию-производителю.
— Сколько инкубационных яиц производит ООО «Каменская птицефабрика»? Кто ваш покупатель?
— Мы реализуем около 25 миллионов штук в год, и все они реализуются на территории Западной Сибири. Основной наш партнер — Межениновская птицефабрика в Томской области, входящая в состав агрохолдинга «Сибирский Премьер».
— Предприятие продолжает развиваться?
— Поскольку наша деятельность рентабельна, то мы может тратить зарабатываемые деньги не только на заработную плату, налоги и кредиты. Все свободные финансовые средства идут на развитие производства, укрепление материальной базы, улучшение условий труда и содержания птицы, благоустройство предприятия и прилегающих территорий.
— То есть в принципе вы можете даже увеличить производство яиц?
— Если говорить в принципе, то да. Но как я говорил ранее, наш основной покупатель — Межениновская птицефабрика, и мы можем дать только такое предложение, какое создано спросом. Если томские коллеги увеличат объем выпускаемого цыпленка-бройлера, то и мы нарастим производство инкубационных яиц. Но и их работа регулируется рынком, так что в течение последних лет наш производственный показатель практически не меняется.
— Немного вернемся в историю, в самые трудные времена, когда на предприятии работал один птичник. А сколько их сегодня?
— В распоряжении птицефабрики находится 21 птичник. Из них шесть — для выращивания молодняка, один птичник на два зала — для петухов на подсадку, четырнадцать — для родительского стада кур-несушек.
— Полагаю, очень важным моментом для вас является тот факт, что вы работаете с поставщиком генетического материала из Европы. В связи со сложившейся обстановкой на международном рынке, есть ли риск, что кросс ROSS 308 может внезапно уйти из России?
— Пока никаких предпосылок к этому нет. Сбоев в поставках цыплят тоже нет — у нас существует график закупа суточных цыплят, семь-восемь раз в год, а заявка на поставку подается нами не менее чем за полтора года. И все заявки выполняются в обычном режиме. Наши прямые поставщики, базирующиеся в Тульской области, гарантируют исполнение своих договорных обязательств.
**
Занимательная арифметика. Возьмем получаемые 140 цыплят от одной курицы-несушки, умножаем это число на 1,8 кг — это средний «чистый» вес мясной тушки бройлера, и получаем 252 кг, не считая субпродуктов и жира. Всего от четырех куриц-несушек в итоге получается целая тонна диетической продукции за 8,5 месяца ее продуктивного периода.
Кстати, работники ООО «Каменская птицефабрика» за последние годы не показывали результата менее, чем 160 цыплят от каждой начальной курицы-несушки.
Автор: Макс НАМИН
«Алтайская нива»