В конце прошлого месяца разразилась буря в Корниловском сельсовете — фактически он поставил себя на грань жизнеспособности. Политический кризис в одном отдельно взятом селе назревал давно. Еще весной восемь народных избранников (при установленной численности совета в 10 депутатов) заявили о своей добровольной отставке. Если бы тогда их мандаты легли-таки на стол, то Корниловский ССД попросту приказал долго жить за отсутствием кворума. В апреле, как стало известно, после визитов в село краевых чиновников и «уговорительной» работы с депутатами заявлений от них так и не появилось, но гром всё же грянул в июне.

НИ ЖИВО, НИ МЁРТВО

Перед сессией, которая была назначена на 28 июня, была озвучено новость, что четыре депутата ССД, все-таки написали заявления о сложении с себя полномочий, и вопрос о лишении их мандатов значился в повестке дня. Явка, однако, в тот день была крайне низкой, поэтому сессия не состоялась. Сессию перенесли на 30 июня, но возник своеобразный парадокс. Если концом полномочий считать день подачи заявления, то даже на 28 число сельский совет депутатов как таковой оказался в ситуации «квантовой неопределенности» — как знаменитый кот не менее знаменитого физика Эрвина Шрёдингера, тот самый кот, который одновременно и жив, и мёртв…

Но случился во всех отношениях сюрприз. На сессии, которая состоялась 30 июня, депутаты, написавшие заявления об отставке, вернулись в строй и вместо этого сняли полномочия со своего коллеги — депутата Татьяны Мутовой. К слову сказать, в кулуарах именно её называли «корнем всех бед» одного отдельно взятого сельсовета. Мол, мешает нормально работать.

Во время созревания кризиса в дела сельсовета вмешались и районная, и краевая администрации — в связи с тем, что Корниловскому сельсовету давно пора причесать устав под новые реалии федерального законодательства, а дело это зависло на мертвой точке. На последних сессиях попытался сыграть в челночную дипломатию замглавы района Борис Кайзер, провозгласивший себя медиатором конфликта. Но политический триллер в селе, кажется, ещё глубже завяз в болоте — что ожидаемо, ибо здесь нужен компетентный специалист. А со специалистами по внутренней муниципальной политике у нас в районе строжайший дефицит, поскольку она (политика) сегодня завалена напрочь — и не только в Корнилово. Теперь депутатам и надзорным органам предстоит разгрести дебри юридической казуистики, а отправленная в отставку депутат Татьяна Мутова твёрдо намерена восстановиться на своем месте. И, кажется, имеет все шансы.

ОБОСТРЕНИЕ

Итак, политический кризис потихоньку переходит из застоя в стадию отёка, на неофициальные летние каникулы депутаты перешли в непонятном статусе, а мы попытались разобраться в ситуации. Но отчасти этому помешали закрытые двери.

С оказией очутившись в селе Корнилово, мы встретились с опальным ныне депутатом Мутовой. Татьяна Гавриловна подтвердила свое желание встретиться с независимым СМИ ещё накануне, по телефону. Планировали воспользоваться для обстоятельного разговора помещением сельсовета, но дверь его оказалась негостеприимно закрыта на ключ — на часах 11 утра, в календаре рабочий день. Кстати, по информации на официальном сайте администрации Каменского района в этот день и в это время должен был вестись прием граждан одним из депутатов, но либо он/она не пришел, либо предпочел нести вахту в одиночестве.

Увы, не удалось поговорить одновременно с людьми, находящимися  по разные стороны баррикады, невесть как возникшей в Корниловском сельсовете. Мы нашли свободный офис неподалеку и поговорили о многом: о социальных проблемах села, о формальном подходе районной власти и надзорных органов и непосредственно об истоках кризиса, который привел сельсовет к почти патовой ситуации.

— Закрытая в рабочее время дверь в администрацию сельсовета как раз наглядно иллюстрирует всю ситуацию в нашем селе, прямо с этого вы и можете начать свой репортаж, — говорит Татьяна Мутова. — От нас давно «отгородились. На все вопросы и жалобы в район, в край, в прокуратуру я обычно получаю в ответ отписки — казенные и формальные. Районная власть следит только за тем, чтобы не нарушить  закон № 59 — в части несвоевременного предоставления ответа, и ни за чем другим (нам, представителям СМИ, этот подход ой как знаком, — примечание автора).

— Фактически  между жителями и органами местного самоуправления сегодня стоит непреодолимая преграда, — продолжает депутат Мутова. Приставку «экс» мы умышленно не ставим, так как ситуация действительно крайне необычная. — С одной стороны на все мои запросы и жалобы мне отвечают, мол, у вас есть свой сельский совет, мы не имеем право вмешиваться в ваши вопросы. С другой — ведут закулисные игры и пытаются навязать свои решения.  А как работает сам сельсовет, вы только что увидели сами. При этом у нас действительно много социальных проблем. Например, не организована должным образом работа ФАПа — даже за элементарными лекарствами мы должны ехать в Камень.

«ЛУЧШЕ Я СЪЕМ ПЕРЕД ЗАГСОМ СВОЙ ПАСПОРТ»

Возвращаемся к последним событиям. На 28 июня была запланирована очередная сессия Корниловского ССД, но она не состоялась из-за низкой явки. В повестке дня был вопрос о досрочном сложении полномочий с депутатов, подавших соответствующее заявление.

Аналогичная повестка была заявлена на следующую сессию, назначенную на 30-е число того же месяца. Но в назначенный день в повестке произошли решительные изменения: та четвёрка депутатов в ней уже более не фигурировала. Не известно до сих пор, что стало с заявлениями — съели/пропустили через шредер/сожгли в костре за сельской управой (нужное подчеркнуть). Факт остается фактом — заявления были, коли уж вопрос попал в повестку.

— Насколько мне известно, заявления были написаны 15 июня, — говорит наш собеседник. —  А у нас по закону досрочное прекращение полномочий по собственному желанию наступает со дня подачи заявления. То есть уже на 28 июня эти четыре депутата не имели полномочий.  А значит, на данной сессии не было — и не могло быть по определению — кворума. Таким образом, сессия от 30 июня  не является полномочной.

Здесь довольно спорный момент. Основополагающий закон 131-ФЗ на этот счет не дает конкретики, он просто перечисляет основания для досрочного прекращения полномочий депутата. Их несколько: смерть, отставка по собственному желанию, признание недееспособным,  без вести пропавшим, вступление в силу обвинительного приговора суда и выезд за границу на ПМЖ. Исходя из логики, моментом сложения полномочий нужно считать наступление одного из перечисленных событий. У депутатов в итоге нет альтернативы  принять отставку или не принять — как минимум в одном из перечисленных случаев это абсурдно.  Следовательно, подача заявления о добровольной отставке — это тоже свершившееся необратимое событие.

Официальный ответ Центризбиркома на похожий запрос гласит следующее: «Полагаем, что в случае подачи депутатом представительного органа муниципального образования заявления о сложении депутатских полномочий в решении представительного органа муниципального образования должно быть указано, с какого момента считаются прекращенным его депутатские полномочия. При отсутствии такого указания правоустанавливающим документом о прекращении депутатских полномочий является соответствующее решение».

Получается, что в случае подачи заявления о добровольном сложении мандата решение органа самоуправления может само установить дату прекращения полномочий или взять за основу дату из самого заявления. Правда, остается непонятным — исчезает ли юридическая сила заявления, особенно  в случае «хочу-не хочу, буду-не буду». Сама по себе возможность «включить  заднюю» в юридическом поле звучит как минимум несерьезно. Из всего этого очевидно только одно: политический кризис вылился в весьма запутанную «закавыку».

Как нам рассказала Татьяна Мутова, один из десяти избранных депутатов сложил мандат буквально через месяц после выборов в сельский парламент. И их осталось девять.

— Когда я спросила его почему, он ответил: «Я не вижу смысла работать в сельсовете, нам всё диктуют», — рассказала депутат. —  По сути, мы все действительно были избраны только для того, чтобы затем избрать главу сельсовета. И не какого-то, а и именно Сергейчука. Так и работает сельсовет. Председателем ССД назначили человека, который даже не пытается вникнуть в суть рассматриваемых на сессии документов. Даже сессию в срок организовать не могут, назначенное на 28 июня заседание уже было с серьезным запозданием. И в целом никого не беспокоит, что уже пятый месяц село бесхозное ввиду длительного больничного главы и что администрация района выставила огромный щит между нами и сельской администрацией. А я «виновата» в том, что пытаюсь отстоять права, указываю на нарушения законодательства, которые у нас в сельсовете сплошь и рядом.

СТРАХИ БОРИСА КАЙЗЕРА

Краевые, районные власти, прокуратура — все обратили внимание на неспокойную обстановку в отдельно взятом сельсовете. Всё дело в том, что внутренний раздрай не позволяет принять изменения в устав, которые уже буквально заждались принятия. Районная администрация со своей «челночной дипломатией», похоже, идёт путем наименьшего сопротивления. «Играющая по правилам» Мутова — это сложно и долго. Дружное «за» без всяких вопросов — совершенно ненапряжно.

— Почему никто не обращает внимания на то, что изменения в устав были внесены с нарушением порядка проведения публичных слушаний? — задается вопросом опальный депутат. — Прошло много времени между слушаниями и сессией, не было достаточного информирования, чтобы люди могли ознакомиться с проектом. Я думаю, что проект изменений должен быть в общем доступе, например в библиотеке. У нас местом ознакомления обозначили здание администрации сельсовета, а вы сами видите, как она работает. Человек придет ознакомиться, дернет закрытую дверь и уйдёт. Публичные слушания вела не председатель комиссии по слушаниям, а представитель администрации района. Нам не дали обсудить поправки, навязывали свое мнение. На мои попытки возразить замглавы района Кайзер поднялся и сказал: «Мутова говорит страшные вещи». Чего же он так испугался?

Последнее требование Татьяны Мутовой, касающееся жизни села — предоставить списки нуждающихся в льготной древесине граждан, поставленных на учет по закону № 87-АК.

— Мне на это ответили отказом, сославшись на то, что список содержит персональные данные, — говорит депутат. —  Я задала логичный вопрос — в чем разница между главой сельского совета и депутатом сельсовета? Мы все входим в структуру органов местного самоуправления на равных правах. Ответа нет. Почему не предоставляются списки? Я полагаю, что есть простое объявление — там мертвые души. Ведь льготная древесина — это 4800 рублей за 8 кубов. Если есть мертвые души, обозначенные как получатели льготной древесины, то значит, что кто-то ее получает, а потом  пилит, колет, рубит и продает по тройной цене.

КТО «ЗАКАЗАЛ» ДЕПУТАТА?

За два дня между сессиями, состоявшейся и несостоявшейся, в Корнилово готовилось политическое «убийство». Как мы уже писали выше, во внезапно изменившейся повестке на последнем заседании вопрос об отставке четырех депутатов исчез (вслед за «съеденными» заявлениями). Вместо этого стоял вопрос о снятии полномочий c депутата Мутовой с отсылкой на представление прокураторы. Надо ли говорить, что это решение принято практически единогласно?

— Та сессия была назначена на 14 часов, и уже с утра здесь был замглавы Кайзер, видимо, раздавал ЦУ, — говорит Татьяна Мутова. —  В 12:30 председатель по телефону сообщила мне, что есть новая повестка дня. Прошу обратить на это внимание, ведь регламентом предусмотрено предоставление повестки дня за 10 дней до начала сессии. На ходу переобулись. В повестке было рассмотрение представления прокуратуры о снятии полномочий депутата с меня. Основание — якобы не поданная мной декларация о доходах в срок. Заявляю и готова отвечать за свои слова: декларация была мною направлена на адрес губернатора и правительства края в установленный законодательством срок. Согласно отслеживанию трек-номера, пакет документов со сведениями о доходах получен адресатом  10.01.2023 — за два дня до окончания установленного срока. Считаю, что против меня сфабриковано дело, чтобы снять с меня полномочия как с неугодного депутата, который хочет отстоять права, который противодействует беззаконию. Также считаю, что сессия, которая прошла 30 июня, не являлась правомочной. При рассмотрении вопроса мне был предоставлен сам протест прокурора, в нем говорится: «рассмотреть вопрос о наличии оснований для применения мер ответственности к депутату Корниловского сельского Совета депутатов Мутовой Т.Г., предусмотренных ч. 7.3-1 с. 40 ФЗ № 31-ФЗ». Как в итоге поступили депутаты? Я думаю, у них не было ни возможности, ни желания ознакомится с документами — только быстренько собраться и скоропостижно провести сессию. И принять решение о моей отставке, которое я считаю незаконным.

Интересно, что по закону вопросом о снятии полномочий досрочно в таких спорных случаях должна первоначально озадачиться мандатная комиссия. А по факту не было никакого рассмотрения «дела Мутовой», которое могло бы подтвердить или опровергнуть играющие против депутата факты. Ну или, как минимум, дать ей право на защиту и приведение своих доводов.  Судя по всему, в скором будущем то, что должна была рассматривать мандатная комиссия, будет изучать суд. И есть большая вероятность, что депутата восстановят в своих правах. Что может последовать за этим – неудовольствие местной прокуратуры, пытающейся разыграть ситуацию «вали кулем – потом разберем», еще один показатель провальной местной политики районной администрации, решившей разрулить  затянувшийся политический кризис кавалеристским наскоком? И как поведут себя другие участники маленького сельского «парламента»? Скорее всего, они уже по настоящему подадут заявления о выходе на свободу от политического бремени.

PS. Два года назад в Госдуму был внесен законопроект о реорганизации местного самоуправления, по которому в обозримом будущем нижний его уровень — сельские и городские Советы — будет упразднен. Эксперты на стадии его чтения отнеслись к вносимым изменениям двояко. Кто-то говорит об увеличении дистанции на отрезке «народ-власть», кто-то об оптимизации самой структуры. На практике же мы видим, что нижний уровень самоуправления, особенно в сёлах, носит формальный характер, да ещё и формируется в последние годы с большим трудом. Вообще самоуправление как таковое впадает, как правило, в две крайности. Это либо полная аморфность и «врастание» представительного органа в исполнительный кабинет, либо острый конфликт внутри. Золотой середины не дано.

Максим ПАНКОВ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here