От введения или невведения ограничений зависят правила игры на зерновом рынке обеих стран.

В Казахстане по-прежнему действует запрет на ввоз зерна из России автомобильным транспортом, а с 11 октября могут добавиться ограничения на импорт по железной дороге. Пшеницу можно будет ввозить только на лицензированные элеваторы, мельницы и птицефабрики. Так степной сосед России намерен бороться с контрабандой зерна и многочисленными «серыми» схемами перекупщиков. При этом в Казахстане ожидается повышенный спрос на российское зерно.

Как повлияют на честный рынок введенные ограничения? Рассказывает наш постоянный эксперт Василий Стрельчук, управляющий АО «Сиболеум», входящего в структуру холдинга SEUS:

«Сегодня нет ни одного документа, официально подтверждающего ограничения на ввоз зерна в Казахстан по железной дороге. У нас отгрузка производится, разрешения от РЖД по форме ГУ-12 согласованы. Сможем ли мы согласовать отправку зерна в октябре, мы узнаем только в первых числах месяца. А что касается запрета на ввоз зерна автотранспортом, то на данный момент есть противоречивые данные: некоторые СМИ республики пишут, что его снимут и нового не будет, а некоторые — что наоборот продлят ещё на 10 месяцев».

Эксперт утверждает, что в этом сезоне в Казахстане своего урожая крайне мало, следовательно, уже сейчас там формируется высокий спрос на зерно из России.

Два рынка сейчас готовы подстроиться под любые реалии, хотя один факт уже очевиден: «железка» не готова принять даже существующий ныне поток.

«Если введут ограничения и на ввоз по железной дороге, то казахстанский рынок двинется по следующему пути: сначала они вывезут своё зерно на экспорт по высокой цене, а затем начнут скупать российское, — говорит Василий Стрельчук. — Наше зерно всегда дешевле и оно роняет для их сельхозпроизводителей маржу.

По мнению нашего собеседника, продление запрета на ввоз зерна автотранспортом и ограничения на железной дороге сделают понятными правила игры. У фермеров сложится более четкое понимание, когда следует держать зерно, а когда продавать.

В свою очередь, открытие границ для автомобильного транзита сможет разгрузить железную дорогу. Сегодня на стыке российских и казахских магистралей уже начал формироваться коллапс.

«В прошлом году не было никаких ограничений, но каждую неделю станции перехода на Казахстан — Кулунда и Локоть — выносили запреты и ограничения, — рассказывает Василий Стрельчук. — Скажем, мы загружаем 20 вагонов, у нас забирают только 5, а всё потому, что перегружена казахская железная дорога. Создается коллапс, вагоны с загруженным зерном стоят, и мы начинаем платить штраф.
Если будут новые правила игры, мы просто подстроимся под них. Так или иначе, будет плановый вывоз. Ну и, наверное, казахские фермеры хорошо заработают. Наши — тоже, но чуть позже зарубежных коллег. Цена, кстати, там интересная. Казахстан дает всё больше денег за зерно, за неделю цена выросла примерно на 1,5 тысячи рублей за тонну».

Стрельчук считает, что снятие запрета на вывоз автотранспорта и свободное перемещение зерна по железной дороге сможет стимулировать алтайских мукомолов поднять закупочную цену на зерно. Сегодня они «опаздывают» примерно на 2 тысячи рублей за тонну, и с более конкурентным рынком Казахстана рискуют потерять сырьё.

«В итоге алтайскому фермеру получится продать пшеницу 3 класса быстро и дорого, — говорит управляющий АО «Сиболеум». — Маржинальность придет в наш регион».

Эксперт также считает, что «серые» схемы трейдеров, существовавшие во времена свободного транзита зерна по автодороге, на руку фермеру — за счет отсутствия налогов перекупщик даёт более высокую цену. Но при этом «белый» рынок предсказуем. Однако есть и другой фактор — запрет на ввоз автотранспортом сильно перегрузил железную дорогу Казахстана. А это во вред аграрным рынкам обеих стран.

Максим ПАНКОВ, «Алтайский крестьянин».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here