Традиционно по прошествии года принято подводить итоги в любой отрасли — такая своеобразная бюрократическая магия двенадцати.

Прошлой осенью был сформирован новый созыв районного Собрания депутатов, который, в каком-то смысле, ознаменовал собой спокойствие после политических бурь. Итак, первый год позади. О том, каким он был для восьмого созыва, рассказывает председатель РСД Алексей Марин.

ПЯТНАДЦАТЬ НА НОВЕНЬКОГО

— Алексей Сергеевич, прошел год с начала работы нового созыва. Насколько он был продуктивен?

— Начать бы хотел с того, чтобы охарактеризовать восьмой созыв районного Собрания депутатов  в целом.  Изначально на выборах было избрано двадцать депутатов, большинство  из которых   депутатского опыта не имели в принципе. Из предыдущего, седьмого созыва вновь избраны  пять человек, то есть всего четвертая часть.   Прежде всего предстояло определить организационную структуру районного Собрания депутатов, сформировать постоянные комиссии, их состав, утвердить председателей. Сейчас, по прошествии года, могу смело сказать, что районное Собрание депутатов работает как единый механизм.  Все вопросы обсуждаются депутатами в рамках заседаний постоянных комиссий, где, конечно, не обходится и без споров, но это нормально.  Продуктивность работы представительного органа на самом деле оценить сложно. Измерять его только в количестве принятых решений было бы не совсем  корректно.  В конце концов, правотворческая деятельность — это часть нашей обычной работы.

— Но все же вы можете отметить наиболее важные для жителей района моменты?

— Мы считаем важнейшей своей задачей помощь именно сельским поселениям.  К сожалению, получается так, что городские проблемы всегда у всех на слуху, а проблемы  сёл как-то отходят на второй план.  Но селяне такие же жители района, как и горожане, и игнорировать их  чаяния нельзя.  Тем более, чаяний этих, в сравнении с городом, не так и много. К примеру, в сельских населенных пунктах нужно зимой чистить дороги . Районное Собрание депутатов старается изыскать дополнительные средства на содержание сельских дорог.  Например, решением о бюджете на 2022 год   сельским поселениям дополнительно выделено 845 тысяч рублей на содержание дорог. Сейчас  предварительно рассматривается проект бюджета на 2023 год и так же изучается возможность  выделения дополнительных средств на содержание дорог сельским поселениям. Также отмечу, что  утверждены генеральные планы  и правила землепользования и застройки трех поселений района (ранее не принимавшиеся), а также   Положения о размещении нестационарных торговых объектах, о муниципальном земельном, жилищном контролях, а также о контроле на автомобильном транспорте и дорожном хозяйстве.

УСТАВ ДЕЙСТВУЕТ

— В каком статусе сейчас Устав района? Долгое время он был серьезной «болевой точкой», об него было сломано много копий. Приведен ли он в соответствие с действующим законодательством, принята ли новая редакция контролирующими органами? В чем были основные сложности с этим документом?

— Устав  в настоящее время принят в новой редакции, зарегистрирован органами юстиции  и действует.  Сейчас нужно просто внести в него изменения, связанные с динамикой действующего законода-тельства. К сожалению, на сессии в ноябре этого сделать не получилось ввиду отсутствия кворума.  Касаемо сложностей. Они были в седьмом созыве, но об их причинах я сказать не могу, поскольку тогда не был депутатом.

— Расскажите об инициативе по созданию контрольно-счетного органа. Какие были предпосылки, по чьей инициативе было решено создать КСО? На каком этапе сейчас создание контрольно-счетной палаты?

— Создание контрольно-счетной палаты это требования закона, поскольку бюджет должен проходить внешний аудит.  Безусловно,  были и письма из прокуратуры по этому поводу. Но нам, восьмому созыву, этот вопрос дался, как говорится,  «по наследству», так  что о предпосылках говорить не мне.  Сейчас у нас приняты все необходимые положения, и о самой контрольно-счетной  палате, и об оплате труда ее председателя (хотя последнее нуждается в корректировке, которую будем рассматривать на  декабрьской сессии), и об отпуске  председателя.  Главная проблема — это кадры.  Работа эта весьма специфична, связана с бюджетом, поэтому человек, который претендует на должность председателя контрольно-счетной палаты, должен уметь многое: быть и финансистом, и бухгалтером,  и даже юристом.  Сами понимаете, что подобное сочетание навыков встретить в нашем  муниципалитете сложно.

ИДИЛЛИЯ — ТОЖЕ ПЛОХО

— Как вы можете оценить взаимодействие РСД и исполнительной власти района? Возникают ли противоречия двух ветвей власти при рассмотрении ключевых вопросов, касающихся местного самоуправления?

— Могу сказать, что за этот год взаимоотношения между районным Собранием депутатов  и Администрацией Каменского района сложились вполне рабочие. Знаете, я считаю, что не должно быть крайностей.  Конфликты и конфронтации  двух ветвей власти  вредят общему делу, но не меньше вредит и полная идиллия. Главное — слышать и понимать друг друга. Вот вам пример. В августе мы обратились в Администрацию района с письмом, в котором просили решить важнейший вопрос питания  воспитанников в детских садах. Не секрет, что в  текущем году выросли цены на продукты, поэтому мы привели данные Росстата и предложили совместно решить проблему. И в ноябре на сессии внесли изменения в бюджет и добавили на эти цели порядка трех миллионов рублей. Вот в подобном ключе и должны, на мой взгляд, складываться отношения между представительным и исполнительно-распорядительным органами. Безусловно, какие-то шероховатости бывают, но это рабочие моменты.  Рабочие отношения сложились  и  с нашими коллегами из Алтайского краевого Законодательного Собрания. Меня, например, включили в состав Совета по взаимодействию АКЗС и представительных органов муниципальных образований. Я как председатель Каменского районного Собрания депутатов участвую в заседаниях  Совета, узнаю что-то новое, перенимаю опыт.  Считаю очень полезным такое общение.

— Какова ваша позиция по отношению к тому, как распределяются дотации из краевого бюджета, в том числе «целевые» дотации «под протокол»? Должны ли депутаты быть полностью самостоятельны в распределении внешних субсидий, или жесткое целевое направление средств на уголь — необходимая мера?

— Тут необходимо исходить из интересов населения. Можно,  что называется, «встать в позу», проявить   самостоятельность  — и остаться в итоге без краевой поддержки. Мы прекрасно понимаем, что своими силами отопительный сезон нам не вытянуть. Помощь Прави-тельства Алтайского края в этой ситуации очень важна. Конечно, нужно искать первопричины того,  почему теплоснабжающее предприятие не может самостоятельно обеспечить себя углем, и делать соответствующие   выводы.

ДОЛГИ НАКОПИТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

— На последних сессиях депутаты слушали отчеты руководителей и специалистов организаций сферы ЖКХ. Как вы оценили бы работу теплоснабжающего предприятия и коммунального хозяйства в целом?

— Замечу, что мы заслушиваем  представителей  нашего ЖКХ постоянно, по три раза в год.  Вопросы подготовки, прохождения и итогов отопительного сезона, а также состояния дорожной сети находятся на постоянном контроле. Касаемо работы теплоснабжающего предприятия — это сложный вопрос. Вы прекрасно  это знаете, поскольку не раз поднимали его  на страницах газеты. С одной стороны, можно понять и тепловиков. Подготовка к отопительному сезону и его прохождение  требуют финансовых затрат. Городские тепловые коммуникации изношены  процентов, наверное, на 80. С другой стороны, МУП «Каменские теплосети» к районному Собранию депутатов, вроде бы, не имеет никакого отношения, поскольку  является городским.  Кандидатуру директора МУПа согласовывают наши коллеги из городского Совета депутатов.  Однако есть нюанс.  Деньги на покупку резервного угля для предприятия поступают именно из районного бюджета, и деньги немалые. Просто пример: в настоящее время параметры бюджета на 2023 год предусматривают в районе 320 миллионов собственных доходов. А  МУП «Каменские теплосети» должно  за резервный уголь Администрации района и Комитету по ЖКХ (то есть бюджету)  суммарно более 330 миллионов рублей.  Но опять же, эти долги появились не вчера и даже не год назад.  Это всё копилось последние 3-4 года, причем перманентно.   И в один момент решить проблему по их погашению невозможно.   Но хочется надеяться, что хотя бы часть задолженности МУП «Каменские теплосети» вернётся в бюджет. В конце концов, это не просто деньги, это наши дороги, свет, благоустройство и многое другое.

— Как часто вам приходится рассматривать представления и другие меры реагирования межрайонной прокуратуры? Какие наиболее важные моменты в работе с прокуратурой можете отметить?

— За год работы восьмого созыва состоялось 9 сессий, на которых было рассмотрено, если мне не изменяет память, порядка  10  мер прокурорского реагирования (протесты, представления, требования). Все они были удовлетворены. Предварительно все меры прокурорского реагирования рассматриваются на заседаниях постоянных комиссий. Депутаты изучают их, а также законодательство, о нарушении которого идет речь. Касаемо протестов, отмечу, что большинство из них приносятся на решения районного Собрания депутатов, которые принимались 3-4, а то и 6 лет назад.  Естественно, законодательство с тех времен поменялось, эти изменения необходимо отражать и в наших муниципальных правовых актах.  В целом же взаимо-действие с Каменской межрайонной прокуратурой могу смело назвать конструктивным. Из важного отмечу, что все материалы сессий для предварительной проверки направляются в прокуратуру. Были случаи, когда мы снимали вопросы  прямо на сессии, потому что на них поступило отрицательное заключение. В такой ситутации   лучше доработать проект с учетом замечаний, чем принять и получить на него протест.  Кроме того, Каменский межрайонный прокурор приглашается на все сессии, присутствует на них, при необходимости задаёт интересующие вопросы.

Максим ПАНКОВ. Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here