Продолжение. Начало в № 48-51 (2021 г.), № 4-19, 21-23, 25-28, 30-46, 48, 49 (2022 г.).
КУРГАН
Когда речь заходит о поселке Курган, в моем воображении всегда возникает что-то таинственное. Возможно, потому, что самому, как ни странно, в нем ни разу не пришлось побывать, хотя давным-давно был наслышан о его необыкновенности.
Самый малый в районе, он был и знаменит тем, что в нем жили знатные люди, известные особыми делами, своим подвижничеством.
Поселок Курган основан в 1926 году. Значился он в Новояр- ковском сельсовете, хотя рядом располагался Тамбовский сельсовет. Произошло это потому, что новые земли были выделены Новоярковскому сельсовету, в основном получили их люди с. Новоярки и организованно переехали на постоянное жительство в новый поселок.
Название он, вероятно, получил оттого, что расположился на возвышенном месте. С трех сторон простирались красивейшие окрестности до самого горизонта, северная же часть переходила в глубокие лога.
В первом же году образования в поселке было 18 хозяйств, 95 жителей (41 мужского и 54 женского пола) русской национальности. Особого развития в дальнейшем поселок не получил.
Выглядел он необычно. Дома, похожие друг на друга как родные братья, выстроились в ряд с одной стороны улицы, с юга на север. Тут же размещались хозяйственные постройки. У каждого хозяина был огород. Тот, где садили картофель, назывался «задним», а тот, что проходил через неширокую проезжую дорогу, «передним». Здесь сажали яблони, малину, груши, смородину, черемуху, а также березы и клены. И непременно огораживали этот участок плетнем.
В поселке было четыре болота: дальнее — в самом конце, среднее — оно располагалось посередине села, Найденово — у огорода Григория Леонтьевича Найденова и Рожново — у Павла Ивановича Рожнова. Во время таяния снегов болота соединялись, и тогда уже пройти по селу было невозможно. Летом же из этих болот брали воду для полива.
Вдоль дороги на поселок Тамбовский располагался обширный общественный сад, а в нем — колхозная пасека — детище большого любителя и энтузиаста Бурдина Петра Васильевича.
С первых дней образования в поселке проживал Бурдин Василий Афанасьевич. Он умер в 1954 году, на 84 году жизни. Страстный любитель садов и пчел, он стал инициатором и организатором садоводства и пчеловодства в Кургане. Человек очень живой, любопытный и деятельный. До удивления горячий и шустрый, он почти не ходил, а бегал. Угнаться за ним было невозможно. Любимое дело настолько увлекало его, что он круглый год пропадал в саду и на пасеке.
Личная жизнь его сложилась не очень удачно. Он четырежды женился. Первая жена родила ему троих детей и умерла от тифа. Вторая жена прибавила еще двоих и тоже умерла от тифа. В 47 лет он женился на молоденькой красавице, которая родила ему двойню. Девочка умерла сразу после родов, а через 11 месяцев умирает сама мать, и опять от тифа, оставив сына Петра, ставшего потом Василию Афанасьевичу достойным преемником. По характеру, своим поступкам и поведению, отношению к делу Петр — точная копия отца. В четвертый раз дед привел в дом пожилую женщину, которая надолго пережила его. Умер он на ходу, как и предполагал. Видимо, отказало сердце.
Сын, Бурдин Петр Васильевич, создал колхозный сад, прославив этим п. Курган. Долгие годы, даже когда поселок умирал, содержал сад и пасеку в порядке, проявлял исключительную настойчивость и последовательность. Он вел опытническую работу. Имел непосредственные контакты с И. В. Мичуриным, вел с ним переписку, получал посадочный материал и широко пропагандировал мичуринское учение. Сад был гордостью сельчан и платил людям за заботу вкуснейшими, крупными яблоками. Их собирали аккуратно. Не то что сучок или веточку — листик боялись оторвать. На тракторах, подводах, тележках яблоки отвозили в Тамбовский, продавали рабочим, а излишки оправляли в Камень.
Семья Бурдиных являлась и носителем культуры. В доме имелись гармошка и патефон. По вечерам и в праздники звенели над поселком задорные песни, и девчата ходили в перепляс. Перед войной появилось радио. Сколько оно вызвало ликований, весь мир вокруг оказался рядом.
В период коллективизации был организован колхоз «Пробуждение». Первая и вторая его бригады располагались в Тамбовском, а третья, которую возглавлял Петр Степанович Рогов, — в Кургане.
В бригаде хранили зерно, здесь были конюшня с лошадьми, два табуна крупного рогатого скота, овцы. В бригаде на откорме содержалось около 200 голов молодняка крупного рогатого скота. Летом его пасли по логам с роскошным травостоем.
Земли были добрые, знай трудись. Отдача всегда была щедрой, получали отменные урожаи. Многие колхозники работали в саду и на колхозной пасеке. Жили привольно, разводили собственное хозяйство, занимались огородничеством, увлекались садоводством и пчеловодством, благо, пример было с кого брать.
Сложности состояли в том, что в поселке не было ни школы, ни магазина, ни учреждения культуры. Все это находилось за 4 километра в Тамбовском. Работать люди ходили пешком в Тамбовский и в «Заготскот».
Все реорганизации и преобразования черными тучами прокатились над поселком Курган. При первом укрупнении он вошел в колхоз «Искра», что в поселке Толстовском, затем в совхоз «Октябрь» с центром в городе Камень-на-Оби. В него входил даже Первомайский сельсовет.
У организаторов такого гиганта голова кружилась от восторга. Но управлять таким хозяйством стало не под силу даже Катаеву Федору Алексеевичу, бывшему председателю райисполкома. Это стало понятно очень скоро, и Толстовский сельсовет выделился в самостоятельный колхоз «Ленинская искра».
В этой кутерьме ни душа, ни руки не доходили до крошечного Кургана, хотя говорят, что Катаев Ф. А. часто бывал в поселке и что-то замышлял доброе. Возможно, поэтому поселок долго продолжал существовать.
Поселок исчез к 1965 году. Последней из него уезжала Пелагея Семеновна Батищева, которая сегодня живет в пос. Тамбовском (ее воспоминания использованы в этой статье). По остаткам сада легко определить место, где был поселок.
Евдокия Петровна Мацук, дочь Петра Васильевича Бурдина, хорошо помнит почти всех жителей по домам. Говорит, что много было долгожителей, чему несомненно способствовали мед да сады. Лет до ста прожил Найденов Леонтий. Долго жила, вырастив пятерых детей без мужа, погибшего на войне, сестра Бурдина — Мария Васильевна Рожнова. До ста лет прожил Батищев Семен (дед Семен), любитель париться в бане. Долго жил Шевляков Михаил, огромного роста и богатырского сложения, с окладистой бородой — настоящий сибиряк.
И. МЕЙКШАН, Т. БОКТА. Фото из фондовой коллекции каменского краеведческого музея.