Продолжение. Начало в № 48-51 (2021 г.), № 4-19, 21-23, 25-28, 30-40 (2022 г.).
БАРСУЧЬЕ
В 12 километрах от центральной усадьбы молмясосовхоза № 51 находится озеро Барсучье. В живописном месте на его берегу образовался поселок Барсучье, состоящий всего из одной улицы, которая насчитывала 30 — 40 домов.
Поселок возник в начале 30-х годов и являлся пятой фермой совхоза № 51. Место его расположения было пустынным, вокруг — сплошные солонцы, с редким травостоем — и никакой другой раститильности. Только вдали, у горизонта, виднелись березовые колки и с юга сена.
Пятая ферма занималась животноводством: разводили крупнорогатый скот, коней, овец. Для содержания животных заготавливали очень много сена на близлежащих лугах.
Впоследствии, когда широко распространился бруцеллез, на той ферме сконцентрировался весь больной скот совхоза. Возможно, и с самого начала ферма формировалась как совхозный изолятор. В таком случае более понятен выбор места.
Поселок Барсучье, как и сам совхоз, создавали на скорую руку. Помимо деревянных, строились дома из самана, из камыша, из плетней, оштукатуренных глиной, имелись землянки. Было не до роскоши, лишь бы крыша над головой да тепло зимой. В общей сложности здесь проживало 50 семей. В поселке были контора, клуб, магазин.
Скота содержали много — до 500 голов. Примитивнейшие животноводческие помещения располагались в некотором удалении от озера, к востоку за крестьянскими постройками. Вода добывалась из скважины, качали ее движком или трактором. Место скважины и сейчас четко выделяется, видны и остатки жилых домов. Не сохранилось ни одного деревца, их, скорее всего, и не садили.
Труд животноводов в таких условиях был тяжелым и опасным. Никакой механизации: доение коров, раздача кормов, навозоудаление — все делали вручную. Многие работники сами заболевали бруцеллезом, заражаясь от животных. Остается только удивляться их трудолюбию и самоотверженности.
Жила здесь знатная телятница Чепурнова Варвара, участница ВДНХ, добившаяся среднесуточных привесов молодняка до 900 граммов, прекрасные труженицы Анна Некрасова, Анастасия Зырьянова. Много сил и энергии отдавал производству бригадир Шумахер Андрей Богданович. Управляющими фермы в разное время были Ильин, Артюхов, Анашин, Бобрышев, Копертях Терентий Гаврилович, Штоколов Егор Егорович, впоследствии ставший совхозным прорабом.
Дети учились в начальной школе. Многие жители помнят учителей Милентьеву Анну, Кондратьеву Федосью Филипповну. По праздникам и после трудового дня сельчане собирались в маленьком клубе, чтобы спеть да сплясать под веселые наигрыши гармонистов Погорелова Леонида да Ярослацева Семена. За любым товаром ходили в свой магазинчик, где их с улыбкой встречала Паша Погадаева.
Никто из селян и подумать не мог, что счастье жить дружно и сплоченно в единой семье будет не столь уж долгим.
В 1958 году по решению правительства об укрупнении хозяйств ферму № 5 ликвидировали, а людей переселили на центральную усадьбу, которая к тому времени стала называться селом Луговым. Многие жители переехали в села Обское, Гонохово.
В Луговом до сих пор проживают барсучане Нестюженко Евдокия, Заварухина Анна, семья Лобанова Алексея.
И. МЕЙКШАН, Н. СЕЛИВЕРСТОВА, Н. ТИМОФЕЕВА.
КОКОРИНО
Короткая, как вспышка молнии, история поселка Кокорино полна легенд и сказаний. Можно часами слушать удивительные рассказы о местах, где он располагался, о дружных и трудолюбивых людях, влюбленных в свое крестьянское дело. Их воспоминания полны грусти и горьких сожалений.
Место поселению выбирали умные и смекалистые люди, с точным хозяйственным расчетом. Это произошло в начале 30-х годов, сразу же после образования мясомолочного совхоза №51. Была организована ферма по откорму молодняка, которая расположилась рядом с выпасами и сенокосами в верховьях Обской поймы, удивительно красивых местах.
Здесь величавая и могучая Обь несет свои воды, совершая невероятные виражи на каждом шагу, проявляя свой норов. Она может запросто переместить острова с одного места на другое или образовать новые. Где вчера была глубина, может появиться опасная для судоходства мель. Река ведет вековую вражду с высоким правобережьем. В районе между селами Тараданово и Духовая она с яростной силой ударяется в крутизну, вызывая мощные обвалы, а сама, растратив силы, откатывается назад и, потеряв ориентир, продолжает свое течение в противоположном направлении. Именно здесь создалась угроза будущей железной дороге, поэтому ее пришлось перенести подальше от берега.
На миллионы лет река Обь сотворила великое чудо, создав пойму нерукотворной красоты. Как искусная рукодельница, по буйной зелени трав и лесных зарослей она выткала изумительное полотно рисунком из серебра речушек, проток и озер. Их тут бесчисленное множество, непохожих друг на друга, и каждое имеет свое название, подчас самое неожиданное и трудно объяснимое: озера Хомутное, Травяное, Кривое, Поповская яма, протоки Солонушка, Заломное. Главенствует в этом сказочном мире протока Старая Обь. Мало кто знает, была ли протока когда-нибудь главным руслом реки Оби, но они родственницы, очень схожие хитроумными зигзагами. Это навсегда останется тайной мудрого созидания природы.
Поселок разместился примерно в километре от протоки Старая Обь. В отдалении находится озеро под названием Кокорева Яма, видимо, давшее имя и поселку. Он создавался очень быстро и добротно. Дома привозили из соседних деревень Каргополово, Молоково, Новинка, Обское, рубили постройки из местного материала, строили животноводческие помещения из тына и плетня, обмазанные глиной с навозом и соломой. Вскоре образовалась деревня — не менее 50 дворов. Дома возводились вразброс, не образуя единой улицы. Некоторые потом переносились в более удобные места, главным образом затопляемые. Мало приятного приносили весенние паводки. Вся округа на десятки километров, в том числе и поселок Кокорино, затапливался.
И. МЕЙКШАН. Фото предоставила Н. ШИМОНАЕВА, заведующая библиотекой с. Луговое.