Сергей Новиков пять лет назад поселился в селе Дресвянка, покинув Новосибирск.

«Сергей с бородкой» — так записан в телефонной книге у главы столбовского сельсовета Светланы Килиной один из жителей села Дресвянка. И именно с ним она посоветовала встретиться журналистам во время одной из летних командировок на правобережье. Почему именно с ним? Светлана сказала лишь одно — что вносит «Сергей с бородкой» в развитие села большой вклад, на просьбы главы для общего блага откликается безотказно. Вот недавно на стадионе металлоконструкции сварил и ворота абсолютно безвозмездно. А еще сварщик высокого уровня очень сильно своим мастерством односельчанам помогает. Таких профессионалов, как он, во всей округе не найти.

«Вы его дом не проедете, он самый ближний к реке, — напутствовала глава, — отличается от других. А когда с ним пообщаешься, сама все поймешь».

Да, редко сейчас таких встретишь. Как правило, люди из сельской местности больше в города стараются уехать, а не наоборот. А тут человек променял мегаполис на тихую, отрезанную от «большой земли» рекой Дресвянку, да еще и помогает, в стороне не стоит, не обосабливается.

Подъезжаем к небольшому деревянному домику, вокруг которого развернуто какое-то глобальное строительство. Во дворе теплица, взглядом не объять возделываемый огород и сад.  А он уже стоял у ворот с широкой улыбкой.

БЕЛАЯ ВОРОНА

Кстати, наш герой по роду основной деятельности вовсе не сварщик, просто, специальностей за жизнь приобрел много. Он и строитель, и электромонтер, и сам себе инженер, и конструктор, работал в свое время дальнобойщиком, ездил в ближнее зарубежье, как раз, в период развала Советского Союза. Имеет высшее техническое образование. А последние девятнадцать лет боролся с огнем, работая в одной из пожарных частей города Новосибирска. Оттуда и вышел на пенсию.

«Когда вышел на пенсию, начал задавать себе вопросы: вообще, зачем человек живет? — рассказывает Сергей, — я прожил в городе двадцать лет, обернулся посмотреть, что я за эти двадцать лет создал? У меня же ничего нет, по сути. С семейной жизнью не сложилось, дети выросли и разъехались по стране. В душе зародилась мысль, что все мне нужно менять в жизни.

В общем-то, первое время после выхода на пенсию я отдыхал, ничего не делал, сам так решил. А через год стал толстый и неуклюжий. Приезжаю в гараж, беру болгарку, а она тяжеленная такая, я ее поднять не могу. Думаю: «Ничего себе у меня пенсия, вот это я отдохнул!». Начал приезжать в гараж и работать. Привел себя в нормальную физическую форму и решил, что нужно что-то делать, чем-то заниматься. Увлекся рыбалкой. Купил лодку, мотор. Ездил везде. Потом подумал: «А что я езжу-то. Куплю себе домик в деревне, поставлю вагончик строительный, мне же ничего больше не надо. И вот мне подвернулся этот домик у реки. Кстати, за такой участок в Новосибирске, минимум, миллиона два бы запросили».

Рядом со старым домиком Сергей планирует строительство нового.

К слову сказать, бывший горожанин объездил не один регион России, но почему-то по душе пришлось именно правобережье Каменского района. Тайга Томской области ему сразу не приглянулась – комары и мошка в тамошних местах, по его словам, жить не дают, с ума сводят уже через три дня пребывания на природе. В Горном Алтае не раз бывал, по горам лазил. Но и там не то — вода холодная, купаться нельзя. И рыбы там меньше. То ли дело здесь. Пошел, за раз наловил, сколько надо и неделю рыбачить не нужно. Жить он обязательно у реки хотел, но рядом с большими городами даже не думал. По его мнению, ниже по течению Оби в Новосибирске километров сто вода грязная — ни пить, ни купаться нельзя. В пригороде Барнаула тоже не так, как душе хотелось бы. А в нашем районе вода очищается и становится похожа на ту, что была в реке его детства…

Поначалу подумывал обосноваться в Малетино, но жилье там по стоимости гораздо дороже.

«Знаете, я здесь несколько лет уже копаюсь, что-то строю, а мне все знакомые говорят: «Да ты дурак!», — улыбается бывший пожарный, — иногда себя чувствую белой вороной. Только удивляюсь, почему зачастую в нашем обществе безделье, пьянство и потребительское отношение становится нормой, а таких, как я, чем-то необычным считают».

Будущий погреб в ожидании бетонных работ.

БРАТСТВО

Поразительно, но опасная работа огнеборца очень сильно повлияла на его личность, характер и судьбу.

«Знаете, когда работаешь в пожарной части, ты живешь в своем особом мире, — уверен Сергей Новиков, — в «пожарке» через несколько лет работы люди становятся, как братья. Вот, допустим, три года проработал с графиком сутки через трое. Из них год, получается, ты каждый день с утра до вечера и ночью и днем в коллективе – человек с человеком, плечом к плечу. С такой жизнью мы знали все друг о друге досконально. Доверяли друг другу, как себе. Я привык помогать сослуживцам и своей части. Каждое дежурство кому-нибудь что-то варил сваркой. Денег никогда за работу не брал, потому что с брата деньги брать неприлично.

Да и техника же нам еще из советского времени досталась, все валилось и сыпалось. Что-нибудь отломится у пожарного автомобиля, бросаешь все дела, чтобы на колеса его поставить. И жили мы, не притворяясь, искренне, без камня за пазухой. Я и упустил то, что в остальной жизни все по-другому. Только когда ушел из ПЧ, начал общаться с внешним миром. Оказалось, там много обмана и бардака. Я это отчетливо увидел, понял, что ничего с этим сделать не смогу, изменить это невозможно. Я просто не хотел это видеть, поэтому и уехал».

Не смогла не поинтересоваться у собеседника: приходилось ли ему в опасной профессии спасать жизни, по душе ли ему такая работа была.

«Люди ведь выбирают работу ту, которую они могут делать, — отвечает он, — вот и я выбрал то, что делать у меня получалось хорошо. Плюс, работа пожарного помогает поддерживать себя в хорошей форме. Попробуй, потаскай рукава. А зимой боевка после тушения огня замерзает в считанные минуты, ведь ты хоть как осторожно работай, а вода льется на форму в любом случае.

В общем, в замерзшей экипировке в машину не залезть, все колом стоит. Сгибаешься потом, как можешь, двое тебя, как статую, в машину подсаживают. Там тепло и ты постепенно начинаешь оттаивать. А вообще, в моей работе опасность была каждый день. Как весной начинается пожароопасный период, потом тополиный пух, потом бесконечно дачи в окрестностях Новосибирска горели. На сутки заступаешь, и двадцать четыре часа что-то бесконечно тушишь».

Говорит, что буквально спасать людей из огня, вынося их на руках из пламени, не доводилось, но случаев запоминающихся было много.

«Помню, уже ближе к рассвету едем с пожара заправиться водой, — вспоминает, — на пожарном гидранте стоим и видим дым из переулка неподалеку. Пожар, наверное. Берем рацию, ждем сигнала, а сами двигаемся к месту возгорания. Уже в переулок заехали, по рации поступает сообщение. Горит частный дом. Рукава развертываем, насос включаем, заходим в горящее здание, а там в соседней комнате спят люди. «Вставайте, пожар у вас!». А они спросонья набросились на нас, мол, как вы к нам в дом зашли. А потом бегом раздетые через окно: женщина, двое детей, бабушка. Если это считается спасением жизни, то да, доводилось людей спасать не раз».

В общем-то, годы, проведенные в братстве «пожарников», привили ему один принцип: своим нужно помогать. Наверное, поэтому, стоит только главе сельсовета о чем-нибудь попросить его, он все бросает, откладывает дела, помогает.

ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА

Усадьба Новикова — это бывший пустырь, заросший бурьяном. Какими трудами за пять лет он превратился в цветущий сад, можно только предполагать. Чего у него только нет тут! В большой теплице уже в начале июля крупные виноградные грозди висят, огромные помидоры, огурцы уже на подходе, жирные перцы дозревают. За теплицей плантация клубники, еще дальше разбит сад. Картофель не по сезону высоко поднялся. И целое поле подсолнечника. Причем, к каждой грядке подведена своя система полива – не нужно бегать с ведрами или шланг перекидывать, чтобы питать водой эту огромную плантацию. Достаточно открутить, а потом закрутить несколько кранов, и все полито.

— А зачем вам столько подсолнухов, целое поле?

— Ну, купил к своему участку еще десять соток. Картошки я не могу столько посадить, да и незачем, а место занять нужно, чтобы не пустовало. Сначала планировал здесь домик гостевой построить, тут же у меня озеро рядом. Но пока решил подсолнухами засадить. Большие они у меня, потому что я их поливаю. Когда спрашивают, зачем столько много, в ответ шучу: масло давить буду. Вот сделаю пресс и буду со своим маслом. А почему бы и нет?

Впрочем, бывший новосибирец на своей усадьбе поистине чудеса творит. Например, оборудовал автономную систему водоснабжения с огромным резервуаром воды, чтобы свои труды свести к минимуму. Вот и при нас он одним кругом обошел огород, включил воду, вторым все выключил. На все про все несколько минут уходит.

Полив большой территории не требует особого труда, а вскоре система полива станет автоматизированной.

«Я бы тут умер на огороде, — шутит, — полдня такое поле вручную поливать. А так, ходишь, смотришь, куда как льется. Нужно все делать так, чтобы максимально облегчить себе труд, чтобы было приятно работать. Я же городской житель, мне нравится здесь, но не нравятся условия – печку топить, воду таскать. И сейчас я делаю все для того, чтобы в старости мне было комфортно».

В ближайшем будущем он планирует систему полива сделать полностью автоматизированной, огород будет сам себя орошать практически без человеческого участия. Еще немного и задвижки на его системе начнут автоматически открываться при включении датчиков времени.

Кстати, когда мужчина землю купил, ожидал его неприятный сюрприз – на территории оказались залежи старой сельской свалки. Сейчас о ней напоминает лишь один небольшой бугор – свалку Сергей Анатольевич превратил в цветущий сад: теперь здесь пышут яблони, смородина, вишня.

Урожай большой собирает, избытки раздает односельчанам. Говорит, продавать что-то не умеет, да и не хочет, противно это его душе.

«Я когда сюда переехал, понял, что абсолютно не умею садить ничего, — вспоминает «городской агроном», — ничего у меня не росло. Постепенно всему учусь. Вот заметил, что виноград на этой земле хороший урождается. Июль только начался, а лук у меня уже готовый, падает. Огурцы солю сам. А что там солить: помыл, кинул в банку, вскипятил, воды залил, вылил, еще раз вскипятил, рассолом залили. Закрыл. Все! Сок томатный научился делать».

Кстати, Сергей Новиков – человек очень занятой. Периодически ездит в Новосибирск на заработки, так как на скромную пенсию пожарного ему бы не удалось все это построить.

ПРО КОМФОРТ

Напротив дома скоро будет готова «времянка», он ведь здесь новый дом планирует возвести. Параллельно с времянкой он строит гараж и погреб. Особняком стоит небольшое помещение с душем и туалетной комнатой. Объекты, вроде, небольшие, но поражают своей капитальностью даже при начале строительства. По периметру установлены камеры видеонаблюдения. Так как мужчина заметил, что во время его отсутствия стройматериалы начали пропадать.

Вся территория находится под прицелом камер видеонаблюдения.

— А где так строить научились?

— А кто не умеет строить? У меня мама была экономистом в строительной организации. Брат строитель. Да и у меня всегда с черчением было нормально. А сколько в жизни пришлось варить на разных объектах, там параллельно со сваркой бетонные работы шли. Я смотрел и учился. Сейчас применять довелось знания. Правда, помещение с комфортным душем и «городским» туалетом сейчас не планировал строить. Это в прошлом году ко мне брат с супругой собрался в гости. Я ему и говорю: «Ну, куда ты собрался, у меня даже туалет на улице». А он сказал, что его этот вопрос не волнует и дал задание к его приезду сделать нормальную туалетную комнату. Вот я сделал, там  теперь у меня и машинка-автомат стоит.

Стоит признать, что идеи «Сергея с бородкой» по приближению сельской жизни к городской впечатляют. Ведь все он пытается сделать для себя максимально комфортно, приближенное к жизни, к которой привык. При этом работает, не покладая рук. На носу зима, но строительство в усадьбе Новикова смена времени года не остановит. В будущую времянку он проведет контур отопления, запустит в систему воду, сварит печку и начнет бетонировать свои объекты. Да, трудозатраты будут больше, производительность меньше, но это вполне реально.

Изредка он уезжает пожить в город, у него ведь в Новосибирске квартира осталась. Обычно происходит это зимой, когда надоедает печку топить. Уедет, поживет месяцок и снова возвращается в свой небольшой домик на берегу реки. Говорит, что пусть село в чем-то отстает в развитии от крупных мегаполисов, но здесь лучше и чище во всех смыслах.

Будущий гараж.

А еще он сделал себе удобный спуск к реке. Вообще, не для себя делал – мама просила. Он ведь и для нее здесь стройку затеял, забрать ее хотел, чтобы 90-летней старушке жилось лучше. Увы, не дожила она до полного воплощения идей сына. А Сергей на берег часто ходит теперь, сделал там полузапруду из топляка, чтобы предотвратить размывание берега. Сейчас рыба в полузапруде активно размножается, она же любит коряги и заводи, где течение слабое.

Еще к нему постоянно приезжают в гости уже выросшие дети. Дочь, правда, по приезде шутку вспоминает: «Если вам позвонят и пригласят в деревню отдохнуть вы не верьте. Это мошенники».

ПРИЧЕМ ТУТ ИРТЫШ?

— Не скучно здесь одному жить?

— Вообще я одиночка, неразговорчивый человек. Бывает, иногда заскучаю, но ко мне постоянно местные ребятишки приходят, не дают раскиснуть, с ними только улыбаться можно. Если каждый день приходят, то надоедать уже начинают, — шутит Сергей, — у меня своих дел хватает.

Сергей Новиков: «Прошла жизнь и я вернулся туда, в свое детство, на берег реки».

Я не жалею, что здесь решил осесть. Знаете, когда я еще работал пожарным, я знал свое будущее, знал, что когда-нибудь перееду в село, на землю, к реке. Потому что в конце жизни многие люди стремятся вернуться в свое детство, в самое счастливое и доброе время. Наверное, мы подсознательно хотим приблизиться к тем условиям, в которых росли, были любимы, на мир смотрели открытой душой. Так и я, хоть и прожил всю жизнь в большом городе, но больше всего в память мне врезались счастливые моменты из того времени. Черлацкий район Омской области, небольшой населенный пункт на берегу реки Иртыш. Там я жил, когда был маленький. И хорошо запомнил бабушкин огород, чистый воздух, чистую воду. Прошла жизнь и я вернулся туда, в свое детство, на берег реки.

Юлия РАССКАЗОВА. Фото автора.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here