КОММУНА «КРАСНЫЙ ПАРТИЗАН»
В 1934 году председателем коммуны, которая продолжала существовать, избрали также партизана Ладыгина Акима Ивановича, рожденного в 1895 году в поселке Алексеевском Панкрушихинского района. Выходец из бедной крестьянской семьи, он с 15 лет батрачил, служил в царской армии и воевал на германском фронте. Вернувшись домой, принял активное участие в революционных со-бытиях, служил в Бурлинском полку партизанской армии Игнатия Громова, участвовал во многих боях с белогвардейцами, устанавливал Советскую власть на Алтае, трудился на многих постах хозяйственной и советской работы. Он стал последним председателем коммуны «Красный партизан». На ее базе появился колхоз этого же названия с мощным хозяйством.
Брат Мумрикова Ларион проживал в поселке Филипповском, сапожничал. Инвалид, передвигался с табуреткой, на которой работал, переставляя её впереди себя. Устав, садился на неё и отдыхал.
В городе Камень-на-Оби, на 330 квартале, проживает пле-мянницаМумрикова, Ходарина Дарья Ермолаевна, уроженка п. Филипповского, в девичестве Оплетаева. Их в поселке проживало много. Её муж Ходарин и Мумриков познакомились в Каменской больнице. Мое знакомство с Дарьей Ермолаевной также состоялось в больнице.
Очень недолго управлял «Красным партизаном» БакинГригорий, но после конференции пайщиков Новоярковского сельпо крепко причастился и ночью дома бесславно скончался.
Также недолго руководил колхозом Алексин Григорий Акимович, который в 1935 г. получал Устав сельхозартели.
Последним руководителем колхоза «Красный партизан» избиралсяЦыпляев Матвей Тимофеевич. О нем старожилы за чашкой чая высказали очень много лестных воспоминаний. Подчеркивали его внешнюю красоту, душевную доброту по отношению к людям, его мудрость как вожака многочисленного коллектива. Когда началось укрупнение колхозов, «Красный партизан» и «Красную свободу» объединили с колхозом «Прогресс». Председателем избрали Шкультетского из Раздольного, а Цыпляеву предложили место заместителя, но он отказался, не желая работать в подчинении Шкультетского. Вскоре он переехал в г. Камень-на-Оби, где прожил последние годы.
Нужно сказать несколько слов и о рядовых тружениках, на плечи которых ложились все тяготы становления новой жизни. Нельзя было без содрогания слушать рассказ о себе бывшей коммунарки Потаповой Екатерины Дмитриевны. Сколько тяжких испытаний выпало на её женскую долю, но она выстояла, до глубокой старости сохранила бодрый дух. Трудно было строить новую жизнь, часто приходилось шагать не торенными путями, но они с мужем стойко преодолевали все преграды, веря в счастливое будущее.
Когда муж ушел защищать Отчизну, на руках Екатерины Дмитриевны осталось шестеро детей (а всего она родила 10). Невозможно представить, как она одна сохранила их в тяжелейшие военные годы, работая от зари до зари. Муж прошагал всю войну от звонка до звонка и целёхоньким вернулся домой. Восторгам не было предела, но радость оказалась мимолетной. Отдохнув пару дней, он поехал за соломой, упал с воза, и через три дня его не стало. И опять она одна воспитывала детей, всем им дала дорогу в жизнь.
Таких женщин было много.
В коммуне, как и во многих других поселениях, проживало с полдесятка немцев с Поволжья. Все они были весьма положительными людьми, добросовестными тружениками. Среди них выделялся Конради Иван Иванович. Как коммунист он подавал пример добросовестного отношения к труду. Плотничал, исправно выполнял любую другую работу, за что ему доверили должность бригадира, а коммунисты избрали секретарем парторганизации.
Надумал он порыбачить и заодно промять лучшего жеребца. Запряг его в телегу, уложил в неё снасти, но через какое-то время рысак вернулся без хозяина и телеги. Ивана Ивановича нашли мертвым. Полагают, что лошадь разбушевалась, стала неуправляемой, и понесла напропалую. Так ушел из жизни настоящий человек, трудолюбивый и честный, коммунист, справедливый вожак. Эта трагедия потрясла сельчан до предела.
В г. Камень-на-Оби проживают уроженец поселка «Красный партизан» Курносов Леонид Степанович с супругой Александрой Ильиничной, справившие полувековой юбилей совместной жизни, — золотую свадьбу. Коммуну он не захватил. Начал трудиться с малолетства. Еще пацаномкучерил у председателя колхоза Цыпляева М. Г., хорошо о нем отзывается. Когда подрос, выучился на тракториста. И этой профессии посвятил 14 лет.
Начиная с колесного трактора «Фордзон», освоил всю современную технику, руководил тракторной бригадой. Уехал из поселка, когда он совсем распался. О прошлом вспоминает с грустью. Да и как не грустить, когда с годами на смену молодости пришла дряхлая старость, отобравшая вдохновение и радость.
«КРАСНАЯ СЛОБОДА»
Нет жизни без России,
А с ней душа моя.
Документально восстановить дату возникновения поселка «Красная слобода» так и не удалось. Не назвали ее и старожилы. Сошлись во мнении, что это произошло в начале 30-х годов. Дело в том, что в списках населенных мест по переписи населения 1926 года он не значится. Нет такого названия и на карте Каменского округа, изданной в 1928 году по итогам переписи.
Как и коммуну «Красный партизан», поселок «Красная слобода» заселили попереченцы, только почти на десятилетие позже, что имело существенное значение. Если коммунарам досталось все лучшее, что отобрали у богачей, то слобода застраивалась за счет собственных усилий переселенцев. Кто имел более или менее подходящее строение — перевозили из Поперечки. А основная масса строили небольшие домики из местных строительных материалов: березы, осины, тополя, тальника. Много было саманных строений. Поселок получился солидный, более 70 дворов, но выглядел сиротливо. Ограды в 2-3 жерди без ворот и калиток, крыши соломенные или дерновые, для скотины —- плетневые городушки, оштукатуренные глиной и соломой.
Расположился он в километре от «Красного партизана», на высоком и крутом берегу крохотного ручейка без названия, впадающего в речку Поперечную. Вытянулся поселок односторонней улицей с юга на север. Внизу, у пруда, приютились животноводческие строения. А в округе, от края до края, — просторные, плодородные поля. Добиваясь присоединения поселка, коммунары обрезали землю по самый порог, но и это не помогло.
Поселок нарекли красивым именем «Красная слобода». Название необычное для сибиряков. Слободами называли крупные поселения на Украине и юге России, которые создавали украинские казаки и крестьяне, бежавшие от польского гнета в XVII в. (слобода от слова свобода).
И. МЕЙКШАН. Фото из личной коллекции Ирины и Владимира СЕЛИВЕРСТОВЫХ, и Светланы КОЛЬЧЕНКО.