Доярочки с. Поперочного, бригада № 1.

КОММУНА «КРАСНЫЙ ПАРТИЗАН»

В 1934 году председателем коммуны, которая продолжала существовать, избрали также партизана Ладыгина Акима Иванови­ча, рожденного в 1895 году в поселке Алексеевском Панкрушихинского района. Выходец из бедной крестьянской семьи, он с 15 лет батрачил, служил в царской армии и воевал на германском фронте. Вернувшись домой, принял активное участие в революционных со-бытиях, служил в Бурлинском полку партизанской армии Игнатия Громова, участвовал во многих боях с белогвардейцами, устанавливал Советскую власть на Алтае, трудился на многих постах хозяйственной и советской работы. Он стал последним председате­лем коммуны «Красный партизан». На ее базе появился колхоз этого же названия с мощным хозяйством.

Брат Мумрикова Ларион проживал в поселке Филипповском, сапожничал. Инвалид, передвигался с табуреткой, на которой работал, переставляя её впереди себя. Устав, садился на неё и отдыхал.

В городе Камень-на-Оби, на 330 квартале, проживает пле-мянницаМумрикова, Ходарина Дарья Ермолаевна, уроженка п. Филипповского, в девичестве Оплетаева. Их в поселке прожи­вало много. Её муж Ходарин и Мумриков познакомились в Камен­ской больнице. Мое знакомство с Дарьей Ермолаевной также со­стоялось в больнице.

Очень недолго управлял «Красным партизаном» БакинГриго­рий, но после конференции пайщиков Новоярковского сельпо крепко причастился и ночью дома бесславно скончался.

Также недолго руководил колхозом Алексин Григорий Акимо­вич, который в 1935 г. получал Устав сельхозартели.

Последним руководителем колхоза «Красный партизан» изби­ралсяЦыпляев Матвей Тимофеевич. О нем старожилы за чашкой чая высказали очень много лестных воспоминаний. Подчеркивали его внешнюю красоту, душевную доброту по отношению к людям, его мудрость как вожака многочисленного коллектива. Когда нача­лось укрупнение колхозов, «Красный партизан» и «Красную свобо­ду» объединили с колхозом «Прогресс». Председателем избрали Шкультетского из Раздольного, а Цыпляеву предложили место за­местителя, но он отказался, не желая работать в подчинении Шкуль­тетского. Вскоре он переехал в г. Камень-на-Оби, где прожил пос­ледние годы.

Нужно сказать несколько слов и о рядовых тружениках, на пле­чи которых ложились все тяготы становления новой жизни. Нельзя было без содрогания слушать рассказ о себе бывшей коммунарки Потаповой Екатерины Дмитриевны. Сколько тяжких испытаний вы­пало на её женскую долю, но она выстояла, до глубокой старости сохранила бодрый дух. Трудно было строить новую жизнь, часто приходилось шагать не торенными путями, но они с мужем стойко преодолевали все преграды, веря в счастливое будущее.

С. Поперечное.

Когда муж ушел защищать Отчизну, на руках Екатерины Дмит­риевны осталось шестеро детей (а всего она родила 10). Невоз­можно представить, как она одна сохранила их в тяжелейшие воен­ные годы, работая от зари до зари. Муж прошагал всю войну от звонка до звонка и целёхоньким вернулся домой. Восторгам не было предела, но радость оказалась мимолетной. Отдохнув пару дней, он поехал за соломой, упал с воза, и через три дня его не стало. И опять она одна воспитывала детей, всем им дала дорогу в жизнь.

Таких женщин было много.

В коммуне, как и во многих других поселениях, проживало с пол­десятка немцев с Поволжья. Все они были весьма положительны­ми людьми, добросовестными тружениками. Среди них выделялся Конради Иван Иванович. Как коммунист он подавал пример доб­росовестного отношения к труду. Плотничал, исправно выполнял любую другую работу, за что ему доверили должность бригадира, а коммунисты избрали секретарем парторганизации.

Надумал он порыбачить и заодно промять лучшего жеребца. Запряг его в телегу, уложил в неё снасти, но через какое-то время рысак вернулся без хозяина и телеги. Ивана Ивановича нашли мертвым. Полагают, что лошадь разбушевалась, стала неуправляемой, и понесла напропалую. Так ушел из жизни настоящий человек, тру­долюбивый и честный, коммунист, справедливый вожак. Эта трагедия потрясла сельчан до предела.

В г. Камень-на-Оби проживают уроженец поселка «Красный партизан» Курносов Леонид Степанович с супругой Александрой Ильиничной, справившие полувековой юбилей совместной жизни, — золотую свадьбу. Коммуну он не захватил. Начал трудиться с малолетства. Еще пацаномкучерил у председателя колхоза Цыпляева М. Г., хорошо о нем отзывается. Когда подрос, выучился на тракториста. И этой профессии посвятил 14 лет.

С. Поперечное.

Начиная с колесного трактора «Фордзон», освоил всю совре­менную технику, руководил тракторной бригадой. Уехал из посел­ка, когда он совсем распался. О прошлом вспоминает с грустью. Да и как не грустить, когда с годами на смену молодости пришла дряхлая старость, отобравшая вдохновение и радость.

«КРАСНАЯ СЛОБОДА»

Нет жизни без России,

А с ней душа моя.

Документально восстановить дату возникновения поселка «Крас­ная слобода» так и не удалось. Не назвали ее и старожилы. Со­шлись во мнении, что это произошло в начале 30-х годов. Дело в том, что в списках населенных мест по переписи населения 1926 года он не значится. Нет такого названия и на карте Каменского округа, изданной в 1928 году по итогам переписи.

Как и коммуну «Красный партизан», поселок «Красная слобо­да» заселили попереченцы, только почти на десятилетие позже, что имело существенное значение. Если коммунарам досталось все лучшее, что отобрали у богачей, то слобода застраивалась за счет собственных усилий переселенцев. Кто имел более или менее под­ходящее строение — перевозили из Поперечки. А основная масса строили небольшие домики из местных строительных материалов: березы, осины, тополя, тальника. Много было саманных строений. Поселок получился солидный, более 70 дворов, но выглядел сирот­ливо. Ограды в 2-3 жерди без ворот и калиток, крыши соломенные или дерновые, для скотины —- плетневые городушки, оштукатурен­ные глиной и соломой.

Расположился он в километре от «Красного партизана», на вы­соком и крутом берегу крохотного ручейка без названия, впадаю­щего в речку Поперечную. Вытянулся поселок односторонней ули­цей с юга на север. Внизу, у пруда, приютились животноводческие строения. А в округе, от края до края, — просторные, плодородные поля. Добиваясь присоединения поселка, коммунары обрезали землю по самый порог, но и это не помогло.

Поселок нарекли красивым именем «Красная слобода». Назва­ние необычное для сибиряков. Слободами называли крупные посе­ления на Украине и юге России, которые создавали украинские ка­заки и крестьяне, бежавшие от польского гнета в XVII в. (слобода от слова свобода).

И. МЕЙКШАН. Фото из личной коллекции Ирины и Владимира СЕЛИВЕРСТОВЫХ, и Светланы КОЛЬЧЕНКО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here