Неожиданно, как некогда реюнион PinkFloyd, прозвучала весть о воссоединении группы «Белый камень» в почти первоначальном составе. Коллектив, который был широко известен в Камне-на-Оби и за его пределами, уже отыграл один живой концерт в ДК, и сейчас готовит новую программу. Об истории группы, о том, как она обрела вторую жизнь, рассказал один из её создателей Геннадий Валов.
Мы встретились воскресным утром на репетиционной точке. Кстати, часть старого названия отброшена, оно сокращено до лаконичного и предельно понятного «Камень». Воссозданную группу приютил районный Дворец культуры, выдав в распоряжение старую кандейку, где когда-то находилась киномеханическая будка. В таких помещениях, наверное, и должен играться настоящий рок-н-ролл. Обшарпанные стены комнаты завешаны постерами, расставленная аппаратура занимает большую часть пространства… Атмосфера такая, что здесь, в этом антураже-вне-времени, легко представить терзающего струны и уставшего после смены в кочегарке Цоя.
В КАМОРКЕ, ЧТО ЗА АКТОВЫМ ЗАЛОМ…
За полчаса до начала репетиции здесь только я и Геннадий Валов, который в этот момент настраивает изящных форм «гибсон».
— Знаешь, кажется, что у меня с самых ранних лет была тяга создавать коллективы, — вспоминает музыкант. — В совсем детском возрасте я собирал всех пацанов с квартала и соседних районов для каких-то околоспортивных занятий и игр. Мы же тогда не сидели дома, все время проводили на улице, и мне хотелось придать этому организованность. Потом, когда в мою жизнь вошла музыка, это качество пригодилось.
А музыкой Геннадий занялся, будучи школьником. Как и все увлеченные ребята, прошел этап от заучивания аккордов и саднящих подушечек пальцев до более-менее сносного владения инструментом и сразу же собрал первый коллектив — как тогда было модно говорить, вокально-инструментальный ансамбль. В каморке, что за актовым залом.
Ансамбль разучивал популярные эстрадные песни той эпохи, играл на танцах, выступал на школьных мероприятиях. Как и любое школьное начинание, группа кончилась с получением аттестата и выпуском во взрослую жизнь. Далее последовала учеба в музучилище, потом служба в армии. Вернувшись в родной Камень, Геннадий на месте долго не сидел — начал искать единомышленников от музыки, собирать коллектив.
— Я бы не стал выделять одного себя как лидера в группах, где мне довелось играть, — говорит музыкант. — Что рок-н-ролл, что эстрадная музыка очень демократичны. Здесь нет диктаторов — если не брать в расчет шоу-бизнес, где продюсер над всем начальник. Вот и у нас никогда ярко выраженного руководителя не было. Ну, был, конечно, человек, которому больше всех надо. А больше всех надо было, как правило, мне (смеется).
Геннадий Валов собирал ансамбли везде, куда его заносила бурная молодость — в Камне, Заринске, Усть-Каменогорске, Новосибирске. А в последнее время даже поработал с известными личностями в Москве. Не так давно он вернулся с чужбины в родной Камень. И даже не удивительно, что в итоге у нас появился «старый новый» ВИА.
— Я знал, что в Камне-на-Оби ещё остаются музыканты, с которыми я играл, — рассказывает собеседник. — Вот Юра Шаронов (он и другие музыканты потихоньку начали подтягиваться на репетицию, — прим. автора), Ольга Сафьянникова — для каменцев нашего поколения они не нуждаются в представлении. Мы работали с ними ещё во времена СССР: играли на танцах, концертах, давали гастроли…
Но вернемся в «восемьдесят-лохматые», в годы, когда запретный плод под названием рок стал чуть менее запретным, а от того более сладким, железный занавес местами поддувал, и в бреши хлынула «мыслей западных зараза». В Камне-на-Оби появилась группа «Легион», созданная совместными усилиями Геннадия Валова и Юрия Шаронова. Также в состав входили барабанщик Сергей Глазунов, гитарист Сергей Кулебякин, саксофонист и клавишник Сергей Сизганов. «Легион» тяготел по (простите за тавтологию) тяжелому року, парни переигрывали на концертах «Арию», «Европу» и прочие мегапопулярные метал-группы той поры.
— Тогда это было модно, и мы попали в эту волну, — говорит музыкант. — Мы немного не угадали с другим. Являясь приверженцами западной школы — классическогохарда, новой волны британского хэви-метала, мы не вошли в тусовку, которая основывалась на питерском и свердловском роке.
ИМЯ ИМ — НЕ ЛЕГИОН
Геннадий Валов, разделяя мнение многих, считает питерский рок своеобразным феноменом — его яркие представители вроде «Алисы», «Кино», «ДДТ» и других в музыкальном смысле всегда были технически просты, временами даже примитивны. Брали публику криком протеста, бунтарским духом, вложенным в тексты. То, что проще и понятнее, и в то же время «жгущее глаголом», собирало многотысячные стадионы.
— А мы всегда были приверженцами «музыки ради музыки», искусства ради искусства, — с ностальгией вспоминает собеседник.— Я считал и раньше, и сейчас, что если в музыке нет мелодии, то это не музыка. Тем более, что и у меня, и у большинства музыкантов, с которыми я работал, есть соответствующее образование. Все профессионалы с большой буквы — Владимир Темиревский, Ольга Сафьянникова, Павел Елизаров. Нам интересно поиграть что-нибудь этакое, поймать музыкальный кайф, который и слушатель потом ощутит. Поэтому мы не вошли ни в рок-тусовку, ни в попсовую. И опять оказались в подвале.
Как там пел Лаэртский — «ведь только в наших грязных подвалах широкое в мир окно»… А «Легион» канул в Лету. Причем не на ниве музыкальных разногласий, как часто бывает, а потому что одного из музыкантов забрили в армию. Группа долго не могла найти соло-гитариста, который мог бы «нарезать» сложные, характерные для хэви-метала, партии.
— Да, с лид-гитарой возникли проблемы, — продолжает экскурс по воспоминаниям Геннадий. — Юра тоже играл на гитаре, но больше как аккомпанемент к своему вокалу. Пробовались два-три музыканта, но не прижились. Это продолжалось до тех пор, пока в группу не пришел мой брат Андрей. И, пожалуй, именно с этого момента берет отсчет история группы «Белый камень».
Новоиспеченный ВИА (но в почти том же составе) базировался в ГДК, затем в горпарке — одно время Андрей Валов был там директором. Ансамблю выделили бывший спортзал, половину которого занимал продуктовый склад. Другую музыканты сами оборудовали под репетиционную точку. Началась череда гастролей — Барнаул, Томск, Новосибирск, Славгород.
— Славгород, кстати, стал своеобразным местом культурного обмена, — говорит музыкант. — Раньше там был коллектив под названием «Лето», мы приезжали к ним, они к нам, постоянно общались. Еще к нам часто приезжали ребята из Павлодара… Юра, как у них группа называлась?
— «Снайперы».
— Да, точно. Также мы часто тусовались с барнаульскими командами — «Девять», «Дядя Го».
— «Дядя Го»? — я не сдержал удивления. Когда-то они были легендой сибирского андеграунда, известные своими акустическими экспериментами, с ними в свое время играл знаменитый скрипач-виртуоз Степан Мезенцев.
— С Евгением Чикишевым и его группой мы принимали участие во всех фестивалях «Рок-периферия», которые проходили в Сибири, — подтвердил Геннадий. — Мы в то время играли не только каверы, но и авторские песни. Я писал музыку, тексты, всей группой делали аранжировку. Какие-то из песен я играю до сих пор — такие вот вещи с тридцатилетней выдержкой.
БЛЮЗ — СЕРЕНАДА ДЛЯ ПУСТОГО БАЛКОНА
В 1993 году «Белый камень» в Новосибирске на студии «Мастер» записала единственный альбом «Вечный зов». Это могло стать переломным моментом в жизни группы, но пришли лихие 90-е — время не собирать камни, а разбрасывать. «Белый камень» распался, музыканты разошлись кто куда. Некоторые в более «хлебную» отрасль музыки — корпоративы. Кто-то нашел другую работу, оставив для себя музыку как хобби и как отдушину.
Для Геннадия Валова возможность вернуться к музыке на профессиональной основе подвернулась в Подмосковье (Наро-Фоминский район), куда он перебрался в 2011 году. Имея за плечами опыт муниципального руководителя (долгое время был директором лагеря «Солнечный берег»), он рассчитывал на нечто подобное там. Но в местной городской управе, изучив трудовую книжку, его отправили в местный ДК руководить эстрадным ансамблем.
Снова окунувшись с головой в мир музыки, он начал заводить знакомства на этом поприще. И оказался в составе московской группы «Союз» вместе с довольно известным в Москве гитаристом Юрием Захаровым, а также с басистом группы «Круиз».
— Однажды на репетиционной базе «Союза» я познакомился с одним американским музыкантом, поющим в какой-то очень известной германской метал-группе, — воспоминает Геннадий.
— Не Accept, часом? Кроме Марка Торнильо никто в голову не приходит.
— Не помню уже. Он посидел, послушал, как мы играем, сел с нами чаю попить. Потом спрашивает, мол, сколько мы музыкой зарабатываем. Мы ответили — нисколько. Он пару минут просидел с открытым ртом, а потом спросил — зачем тогда мы играем. Я и так пытался сформулировать ответ, и эдак, и в итоге сказал: «А мы не можем не играть». Вроде, он что-то понял.
В прошлом году Геннадий Валов переехал в Камень-на-Оби. Собрал группу людей, которые тоже не могут не играть. На вопрос о нынешнем стиле, он задумался на минутку:
— Ну, стили, жанры… Эта классификация довольно условная, как я считаю. Стиль у любого музыканта меняется с возрастом, меняются предпочтения. Сейчас я бы охарактеризовал нашу музыку как блюз-рок. Да, это самое точное определение. Все мы вышли из рок-н-ролла, а закончим блюзом, потому что это такое… особое музыкальное мировоззрение. Сложно объяснить, это надо слышать. И хотеть исполнять.
В нынешний состав группы «Камень» входят: Геннадий Валов (гитара), Юрий Шаронов (гитара), Ольга Сафьянникова (клавиши, вокал), Владимир Неретин (вокал), Павел Елизаров (бас-гитара) и два барабанщика — Владимир Старков и Игорь Шубин. Сейчас ансамбль по поручению РДК готовит музыкальную программу для живого уличного концерта на праздновании 9 мая.
— Пока мы только сыгрываемся, а в дальнейшем есть планы на работу с авторским материалом, — завершая интервью, говорит Геннадий Валов. — Собственных песен хватит на несколько альбомов. Главное, найти ту изюминку, которая зацепит и нас, и слушателей.
Максим ПАНКОВ. Фото автора.