В конце прошлого года корреспонденты «Каменских известий» посетили село Луговое и познакомились с Галиной Потаниной, человеком, который никогда не унывает и стремится быть лучшей версией себя.

«Если в сердце другом зажечь не смог ни мечты, ни надежд, ни тревог, если ты, человек, так бесследно уйдешь – для чего ты живешь?» Эти строки из песни к кинофильму «Зайчик» (1964 г.) в исполнении Леонида Быкова Галина Потанина считает своим жизненным кредо.

Галина Николаевна определенно знает секрет нескучной жизни. Она говорит, что человек не должен стоять на месте, он должен развиваться, совершенствоваться, искать новые увлечения, несмотря на возраст – все это заряжает немыслимой энергией. Ее главные человеческие качества – доброта и отзывчивость, мужественность и деликатность. В Луговом, как и во всем Плотниковском сельском совете, нет ни одного человека, который бы не знал Галину Потанину. Она – старожил села и общественно-значимая личность.

Мы планировали побывать у героини публикации дома и не спеша поговорить по душам, но Галину очень трудно застать в домашней обстановке днем. В свои 73 года она до сих пор трудится в Луговской школе, где отвечает за воспитательную работу и является педагогом-психологом. Поэтому наша беседа состоялась в небольшом школьном кабинете.

— Ваше предложение о встрече для меня — приятная неожиданность, — при знакомстве отметила Галина Николаевна. — Нас, хранящих историю былых времен, не так много осталось. Поэтому я считаю, что с нами чаще надо общаться (смеется). А кто еще сможет рассказать молодому поколению о том, как жили их прадеды? У многих уже и бабушек с дедушками давно нет. Я думала перед встречей, о чем я могу рассказать людям, читателям, и почему-то решила, что история моей семьи будет кстати.

Вместе с воспоминаниями Галины Потаниной мы из школьного кабинета быстро и легко переместились в довоенное время. Ее рассказ был настолько прочувствованным, что в определенные моменты мы то плакали, то смеялись.

КОРЕННАЯ ЛУГОВЧАНКА

— Луговое, Луговое – ты село мое родное! Всю свою жизнь здесь живу, — улыбаясь, сказала Галина. — И в мыслях не было куда-то податься. Детство, несмотря ни на что, было хорошее. В первый класс пошла в 1956 году. Четыре года училась в педагогическом училище в Камне, где я застала замечательный преподавательский состав. Классным руководителем был Петр Цирюльников. По окончании педучилища по распределению поехала работать в Ключевскую школу учителем начальных классов. Раньше мы обязательно должны были отработать в той школе, в которую нас направили. И я вам хочу сказать, что никто не сопротивлялся. Многие оставались в этих населенных пунктах, создавали семьи и жили. Учитель в то время был в большом почете, особенно в селе. Я же вышла замуж в скором времени за луговского парнишку и отучила детей в Ключевской школе всего три четверти. Вернулась домой.

Замуж Галина вышла за своего соседа. По ее словам, они были не разлей вода с самого детства.

— Мои родители построили дом, а его рядышком с нами купили хату. Ему 6 лет, мне 4 года, и он всегда был со мной рядом. Я-то думала, что я маленькая еще и поэтому он меня опекает, а оказывается любил. Выросли, поженились. Детская любовь самая сильная.

Галина Николаевна из многодетной семьи, у нее еще три сестры и один брат – самый старший ребенок. На него всегда ложилась обязанность присматривать за сестренками, когда мама уходила на работу.

Галина родилась 10 октября 1948 года. Как раз на 50-е годы прошлого столетия и пришлось ее детство. Она вспоминает, что Луговое было развивающимся селом. Разводили скот на фермах, садили колхозные огороды и сады, работала кузня, люди приезжали в село на постоянное место жительства, строились дома, клуб, школа, был интернат, баня, пекарня и столовая.

— Это сейчас село запущенное, а в моем детстве разросшихся кленов не было, люди сами все убирали, вырезали. Ответственнее ко всему подходили, наверное. Население было большое. Когда я начала трудовую деятельность в Луговом, у нас 364 ветерана Великой Отечественной войны здесь проживали. Семьи многодетные, редко у кого по одному-двое детей было, и жили все одинаково. Все работали. Кто не работал, того не уважали. Но таких по пальцам можно было пересчитать. 1953 год. Мне тогда было 5 лет. Хлеб по талонам давали. Был у нас при пекарне магазин, так вот мы приходили туда, подавали талон, и продавец давала нам хлеб, если был недовес, она отрезала хлеб большим ножом, вмонтированным в прилавок. Мне этот нож очень в память запал… Несмотря на талоны, мы не голодали. Много овощей садили. Солили не в банках, а в бочках. Грибы, ягоды всегда были, хозяйство держали, мужики на охоту, рыбалку ходили. У нас два пруда есть. В одном даже рыба была.  Их в то время чистили, и жители купались. Сейчас этого делать нельзя. Не дай бог чего подцепишь недоброго. Было и несколько садов разбито на территории села, огороды. Была бригада женщин, которая смотрела за деревьями и овощами. Строительная бригада активно трудилась. В основном строили из самана (смесь глины с соломой). Делали большие кирпичи, высушивали, и строительный материал готов. У нас есть еще такие дома в Луговом. А еще строили из дерна.  Складывали его друг на друга и замазывали. И такой дом сохранился. Конечно, было очень грязно здесь – единственный минус того времени.  В 1982 году в село приехал Иван Лоор, и первое, что он сделал – положил асфальт. Вот с того времени мы ощутили твердую почву под ногами. Но моя семья не всегда жила хорошо, в 30-х годах родные были раскулачены, а в 1937 году дедушку объявили врагом народа…

ОГЛЯНУСЬ НАЗАД…

Вторую часть рассказа о ее родителях и дедушке с бабушкой мы слушали, перебарывая слезы. Сама же Галина Николаевна нет-нет и обращалась за помощью к носовому платку.

— Моя мама уроженка села Новоярки Каменского района, а отец и его предки приехали на Алтай в столыпинские времена из Курской губернии и жили в Мамонтовском районе в Суслово. У них там был надел земли, большое хозяйство, — продолжала разговор Потанина. — Вот за это их и раскулачили.  Но бабушка говорила, что они были середняки, не больше. Потому что не нанимали батраков на весь год.  У них были наемные рабочие только на сезон. Но на это никто не смотрел. Единственное, что у нее осталось – это швейная машинка «Зингер». Бабушка рассказывала, что они сели на телегу и поехали. Куда ехать, не знали. Жили в Кучуке, Юдихе, в Совхозе № 306, ныне Крутишка.

Бабушка у Галины Николаевны была со стержнем и, по ее словам, держала всю семью в ежовых рукавицах. Героиня публикации считает, что такой характер не дал ей опустить руки после раскулачивания.

— Про бабушку мама всегда говорила, что она у нас сильная женщина. Если выходила косить сено, то ни один мужик за ней не успевал. — говорит Галина. — С бабушкой и дедом вместе жил ещё и мой прадед Григорий Кротов. И я его очень хорошо помню, он прожил 94 года. Всегда рассказывал нам разные шутки и присказки.

Как говорится, беда не приходит одна. В 1937 году деда Галины Потаниной Антона Кротова арестовывают по доносу. После ареста семья переехала в Луговое. Назывался этот населенный пункт в то время «Совхоз № 51». Он начал образовываться как раз в 30-х годах.

Галина: — Мой дедушка прожил недолгую жизнь. Он участник Первой Мировой войны, в 1916 году с нашими войсками был во Франции. А тут его раз, и объявляют врагом народа. Страшное это дело. А потом война… Отца моего Николая Кротова забрали на фронт 25 июня 1941 года. Победу встретил в Кёнигсберге (Калининграде). Помню, как он плакал и рассказывал нам: «Утром на рассвете канонада. Ну, думаем, все, опять в бой идти! А оказалось, мы победили!» Вспоминал, как попали они в окружение, их загнали в болота и обстреливали со всех сторон две недели. Кушать было нечего, так вот, чтобы голод утолить, кусочек ремня кожаного жевали. Воды тоже не было. Кто не берегся – погибли от дизентерии. А папа складывал гимнастерку в несколько слоев, так воду фильтровал и пил. Воевал на Калининском фронте, Юго-западном. Награжден Орденом Красной звезды, Орденом Отечественной войны 1 степени. Мы все это храним до сих пор. У него было серьезное ранение, он долгое время лежал в московском госпитале. До конца 1945 года фронтовиков не отпускали домой. Вернулся с войны и работал в селе. Ухаживал за лошадьми в конюшне, сторожил сад.

Есть в семье Галины Николаевны еще одна история, связанная с войной. Ее дядя в возрасте 20 лет в 1942 году погиб под Ржевом. Его жена Нина нашла его на поле после битвы и похоронила. Она написала об этом родственникам. Однако по документам он похоронен в братской могиле.

Великая Отечественная не отпускала и родственников, находящихся в глубоком тылу. Мама Галины Мария в войну работала в Калиновке завхозом, и в это время туда привезли эвакуированных немцев.

— Приехали худые, голодные и раздетые. Так рассказывала мне мама, — говорит Потанина. — Она не дала им умереть. Когда закрывала поздно вечером амбар, то подзывала этих женщин и говорила: «Набирайте, кто сколько может. Но я вас не видела!» Они набирали зерно, мололи, варили каши. Эмма Гуникер, одна из эвакуированных женщин, младше мамы была всего на 8 лет, и она всегда приходила к нам домой. Звала маму теть Марусей и всегда благодарила за то, что спасла их от голодной смерти. Как бы то ни было, и в войну хозяйство держали. Моя бабушка была скуповата. Так вот, она даст маме моей сала, а та приезжала в Калиновку и это сало делила на мелкие кусочки на всех женщин, чтобы все сыты были. Здесь, в тылу, не было такого, что если ты немец, то ты враг. Кроме того, у моего отца, пришедшего с фронта, самым лучшим другом был немец Франц Фольк. Доброе отношение к людям передалось и мне. Не важно какой ты национальности, главное быть человеком.

ВОЛНА ЭНЕРГИИ

Галина Николаевна от нахлынувших чувств встала и отошла к зеркалу. Поправив платочком слегка потекшую тушь, тихо произнесла:

— Вокруг меня одна история… Последнее время все чаще перечитываю произведения Достоевского и заново переосмысливаю написанное им и прожитое мной и моими родными. Близок он мне по духу, наверное. Вся моя жизнь идет бурным потоком. Я учусь всему до сих пор. Человек, который не учится в течение всей жизни, неинтересен. Я в 1990 году поступила в Алтайский государственный университет на заочное отделение. В то время я работала заведующей детским садом в Луговом. Много лет возглавляла наших сельских депутатов, комиссию по социальным вопросам. Как могла, старалась для людей. Была 8 лет депутатом районного Собрания депутатов. Сейчас с депутатством «завязала», пусть молодые этим занимаются. В 2009 году в моей жизни произошло значительное событие – я стала лауреатом премии имени Степана Титова, учрежденной Губернатором. Имею статус Отличника народного просвещения РФ… Вот такая я, Галина Потанина. Ни за что я не буду скучно жить!

Ирина СПИРИНА. Фото Дмитрия ПРОСКУРИНА.

 

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Пусть Потанина не врёт в селе Луговое дороги асфальтировал не Лоор И.И. (да он был в это время директором совхоза), а Каменское дорожно-строительное ДРСУ, оно в то время асфальтировала дороги во всех сёлах Каменского района

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here