Признаться честно, готовясь к совместному дежурству, ожидала увидеть зажатых, «сухих» и строгих официальных людей в форме. А получилось по-другому. Дежурить довелось с людьми позитивными, разговорчивыми и очень простыми, но в то же время обладающими практически военной выправкой и знанием работы «на зубок».

Про напарников на службе в полиции снято много фильмов: со временем они становятся друзьями, почти родственниками, понимают друг друга по жестам, по малейшему изменению в чертах лица. И ведь фильмы не врут. В этом мы убедились, заступив на службу с экипажем ДПС Каменской Госавтоинспекции по «маршруту № 1».

СЕМНАДЦАТЬ И ТРИ

«Когда же дорогу доделают?», — бухнувшись на автомобиле, словно со ступеньки, в срезанный асфальт на перекрестке улиц Пушкина-Томская, сказал Евгений. Он, как и его напарник, да как и все горожане, ждут окончания ремонта транзитной трассы, ведь колесить по Камню приходится постоянно.

Евгений Андриянов и Александр Кеблитский – напарники уже три года. А знают друг друга семнадцать лет — в юности учились в параллельных группах Каменского агротехникума. Судьба на какое-то время развела по разным жизненным дорогам и на дороге же соединила их общим делом. Евгений и Александр несут службу в одном экипаже Каменской ГИБДД.

Евгений – бывший военный. Служил по контракту в Таджикистане. Еще до службы в армии приходил устраиваться в полицию в 2012 году, как раз во время реорганизации структуры. Тогда ему места не нашлось. Сказали: приходите позже. Он и пришел. Правда, через пять лет. Говорит, что к службе в полиции интерес испытывал с юности, но никогда не думал, что будет работать именно в подразделении ГАИ. А когда предложили, раздумывать не стал – согласился сразу. Работа ему очень нравится за постоянное движение – всегда обстановка и люди меняются, несмотря на то, что часто приходится сталкиваться с негативом. Но у напарников уже выработано свое отношение к этому – пропускать негатив мимо ушей. Это помогает и нервы сберечь, и к работе интерес не утратить.

Евгению есть с чем сравнить. Говорит, что на службе в полиции даже в чем-то сложнее, чем в армии. Помимо того, что ты должен быть в нормальной физической форме, необходимо пройти жесткий профотбор. И здесь ничего не придумаешь – его проходят только люди с нормальной психикой. На памяти Евгения из порядка двадцати человек, проходивших комиссию вместе с ним, на работу попали только пятеро. Уже позже, пройдя стажировку и столкнувшись со стрессом в виде скандальных водителей, Евгений Андриянов понял, почему в стражи дорог отбирают людей морально устойчивых. Вдобавок ко всему, параллельно нужно заниматься саморазвитием.

А с Александром, как оказалось, мы уже встречались по работе. В 2017 году довелось дежурить вместе с нарядом патрульно-постовой службы. Тогда наш герой еще служил в подразделении ППС. Во время совместного рейда утихомировать пьяного дебошира пришлось. Для нас – история не из приятных, для полицейских – рабочий момент. И вот снова встреча. Маршрут № 1. И интересная история: людей, знакомых семнадцать лет, экипажа, прошедшего за совместные три года службы многое.

ГЕНЕРАЛ, «БЫВАЛЫЕ» И ГРАЖДАНЕ СССР

Для понимания читателей стоит объяснить. Ежедневно экипажи Госавтоинспекции несут службу по нескольким строго прописанным маршрутам. Не могут Госавтоинспекторы свернуть с заданной траектории и ехать своим путем, разве что подмога другим подразделениям понадобится.

Очень часто экипаж Андрия-нова и Кеблитского патрулирует маршрут № 1 – городские автодороги. Среди других участников дорожного движения автомобиль ДПС движется по каменским улицам. Выявление нарушений ПДД во время движения – одна из задач несения службы: кто-то пешехода не пропустил, кто-то рванул на красный.

Иногда ребята отправляются дежурить в соседние подведомственные районы. Во время одного из таких дежурств в июле 2020 года пришлось оформлять на дороге отставного генерала МВД. Историю, нашумевшую в региональных средствах массовой информации, мы услышали от первого лица. Когда каменские Госавтоинспекторы остановили автомобиль, выяснилось, что за рулем  находится человек в пьяном виде, уже лишенный водительского удостоверения.

Никто из остановленных водителей с инспекторами не спорил. Не пристегнулся — нарушил — заплати штраф.

«Уйти от ответственности и составления протокола данный водитель пытался всеми возможными способами, — рассказал Евгений, — запугивал, угрожал, что только не делал. Дошло до того, что разбил на своем автомобиле заднее стекло с оговоркой, что это сделали мы. Только происходило это уже при понятых. Несмотря ни на что, протокол был составлен, а водитель получил наказание».

«Частенько оформлять приходится по ст. 264.1 УК РФ (управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость). Недавно за одно дежурство в короткий промежуток времени двоих оформили, — говорит Александр, — в августе, вообще, напротив отдела полиции в 12 часов дня мужчину остановили выпившего. Выпил и решил, что ему срочно нужно приобрести запчасти на автомобиль. Когда остановили, начал самые популярные фразы повторять: вы бы лучше преступников ловили и т.д. Это почему-то самая ходовая отговорка уверенных в себе водителей и нарушающих правила пешеходов. Зачастую люди при этом себя ведут очень агрессивно. Проехал накрасный, не пристегнулся – все равно прав, а нам, по их мнению, внимания обращать на это не надо, нужно «настоящих» преступников ловить. Кстати, интересно, что и у многих пешеходов твердое убеждение – ходить можно там, где хочешь, водители всегда их обязаны пропускать. Остановишь очередного такого, и снова речи слушаешь про «настоящих» преступников, которых ловить надо».

Еще один из недавних случаев, произошедших на дежурстве в Вылково. Остановили мотоциклиста без шлема. Пригласили в служебный автомобиль для оформления, там и почувствовался еле уловимый запах алкоголя. Далее по отработанной схеме – понятые и освидетельствование. В итоге у мотоциклиста была выявлена очень большая концентрация алкоголя в крови, хотя визуально это было незаметно. Организм у каждого разный, но пьяные люди за рулем всегда страшны.

Сверка номерных агрегатов.

Вспоминать подробности службы, связанные с «употребившими», инспекторы не особо хотят. Вид перепившего человека сам по себе неприятен, что говорить про тех, кто в таком состоянии решил сесть за руль. Ребята отметили лишь, что зачастую люди пьют до потери пульса, некоторых недвижимыми приходиться доставать из автомобиля, а за некоторыми — погоняться. Один из таких случаев произошел примерно месяц назад.

«Пытался убежать от нас пьяный водитель на огромной скорости, — вспоминает Александр Кеблитский, — хорошо, что ночь была. Иначе высока вероятность была бы, что сбил кого-нибудь. Когда догнали, оказалось, он не только нетрезвый, но и без водительского удостоверения. В этом случае законом предусмотрен арест на десять суток.

Вообще, мы однозначно за ужесточение наказания за езду в нетрезвом виде. Выпивший человек должен знать, что если сядет за руль, может реально потерять свободу и отправиться отбывать наказание в колонию-поселение, а не отделается штрафом. Например, есть мужчина, которого десять раз задерживали пьяным за рулем, но он продолжает находиться на свободе, так как у него на иждивении маленькие дети. Жаль, что наличие детей не мешает ему в очередной раз садиться за руль подшофе».

Евгений Андриянов: «Работа мне нравится за постоянное движение».»

По словам собеседников, за время совместной работы одно из ДТП произвело сильное впечатление. Произошло оно два года назад перед селом Крутихой. Две машины – лоб в лоб. В салоне двое маленьких детей, несовершеннолетняя девушка. Причина – обгон. Водитель, решивший обогнать в зимний гололед движущийся впереди автомобиль, еще каким-то чудом успел немного повернуть, чтобы смягчить лобовое столкновение. Может быть, только лишь благодаря хорошим навыкам вождения одного из участников аварии тогда чудом обошлось без жертв.

«Многие ведь думают как: со мной этого не произойдет, — говорит инспектор Андриянов. — Часто такая уверенность встречается у водителей с большим стажем, у бывалых. Как правило, это люди возрастной категории 50+. «Я 30 лет за рулем, — говорят они, — вообще не могу нарушить. Это молодые только права получили, ничего не знают, а у меня большой стаж». Очень часто мы это слышим, а потом видим аварии с их участием. Самоуверенность – страшный враг водителя».

Еще инспекторы говорят, что с недавних пор на дорогах появилась отдельная категория водителей – так называемые граждане СССР. Они не считают себя гражданами Российской Федерации и даже советские номера где-то на автомобили находят.

«Как-то остановили одного такого в состоянии алкогольного опьянения, — рассказывает Александр Кеблитский, — он отказался проходить освидетельствование и требовал вызвать советскую милицию. Странно, но когда лишился прав, пошел с иском в суд РФ».

Несмотря на все инциденты, экипаж считает, что адекватных и понимающих людей на дорогах – большинство. Есть случаи, которые приятно вспоминать.

«Вчера ночью остановили авто, — рассказывают, — за рулем дедушка 1942 года рождения. Выехал из Рубцовска в три часа дня, а мы его в 12 часов ночи встретили в районе 3-й школы. Ехал в гости в Камень и заблудился в городе. Плутал несколько часов, спросить не у кого было нужную улицу, так как город в это время суток замирает, никого  не встретишь. Мы его сопроводили до места. Так долго благодарил. Для кого-то мелочь, но не для него, и нам очень приятно, когда помочь можем».

ГДЕ СТОЯТ «ГАИШНИКИ»?

«Через «зебру» нужно переходить шагом!», — остановившись перед пешеходным переходом возле гимназии № 5, объявил Евгений перебегавшим дорогу ребятишкам. Школьники удивленно оглянулись и долго разглядывали человека в форме.

«Дети  непредсказуемы, повышенный источник опасности на дорогах, — утверждает инспектор, — они в неожиданный момент могут побежать в любую сторону. Не все водители понимают, что, приближаясь к пешеходным переходам, нужно скорость снизить и проявить особую бдительность».

Следуя по маршруту, принимаем решение остановиться на перекрестке улиц Пушкина и Томской. Инспекторы поставили служебный автомобиль так, чтобы был хороший обзор для видеорегистратора.

«Ну все, сейчас начнут работать каменские группы в WhatsApp под названием «Где стоят ГАИшники», — улыбнулся Александр, — кстати, мы во всех этих группах состоим. Плохо, что подобные сообщества приносят вред, предупреждая о дежурстве патруля граждан, лишенных прав, выпивших за рулем».

Евгений Андриянов: «Работа мне нравится за постоянное движение».

Инспекторы говорят, что вначале тяжело было четко улавливать все, что происходит на дорогах, а сейчас глаз наметанный стал – издалека замечаешь, кто едет не пристегнутый, кто кого не пропустил. Профессиональная привычка дает о себе знать и в отпуске, и на выходных. Иногда ловишь себя на мысли, что невольно замечаешь все правонарушения на дороге.

Стоим на перекрестке. Взмах жезла — и белая иномарка свернула на обочину. Водитель пренебрег ремнем безопасности и уже знал, за что его остановили. Нарушение свое признал.

«Это идейный, — оформляя постановление, прокомментировал Евгений Андриянов, — сказал, что 15 лет не пристегивается. Недавно нам такая женщина попадалась из Новосибирска. Принципиально не пристегивается и готова постоянно платить штрафы. Пока таких людей лично не коснется, они не осознают, что в один прекрасный момент ремень безопасности может спасти жизнь.

Сейчас еще у девушек мода пошла после пристегивания перекидывать через голову ремень. При ударе травма таза обеспечена».

По словам инспекторов, работа очень упростилась после того, как в распоряжение экипажей ДПС поступили планшеты, с помощью которых быстро можно зайти в общую базу данных и проверить любого автовладельца.

«Когда я пришел на работу три года назад, нам порой приходилось через дежурную часть людей «пробивать», — отмечает Евгений, — сейчас все стало просто и быстро».

Пока один напарник занимался оформлением, второй остановил очередного нарушителя – снова не пристегнутый.

Стоит сказать, что парни приработались друг с другом настолько, что научились понимать по жестам, ситуации ведь разные бывают.

Кстати, дежурства на автодороге в пределах города и за его пределами очень отличаются. Евгений улыбается, что даже негласное правило существует: пришел в ДПС, научись одеваться теплее. На трассе гораздо холоднее, ветер. Там мы и завершили совместную работу. И пока Евгений отвозил корреспондента в город, поделился планами и мечтами.

«Говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, — сказал, — вот и я мечтаю о карьерном росте. В следующем году от отдела планирую поступать в БЮИ. Супруга меня в этом поддерживает и понимает, потому что знает, что работу свою люблю. И напарник у меня очень хороший».

Юлия РАССКАЗОВА. Фото автора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

  •  
    10
    Поделились
  •  
  •  
  •  
  • 10
  •