Двадцать девятая внеочередная сессия Каменского районного Собрания депутатов состоялась на прошлой неделе. Первым по порядку и ключевым по сути был вопрос о внесении изменений в бюджет муниципального образования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
С докладом по этой теме выступила председатель районного комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Ирина Мамонова. Вносимые изменения уточняют доходную часть, которая уменьшилась на 721 тыс. рублей за счет возврата в краевой бюджет целевых средств, оставшихся на остатке на 1 января 2025 года. В результате дохода районного бюджета составил 1,5, млрд. рублей.
В фокусе внимания депутатов оказались 104,8 млн. рублей в расходной части районного бюджета за счёт денежных средств, аккумулированных на 1 января 2025 года на едином казначейском счете. Данные средства являются суммой двух дотаций, поступивших из краевого бюджета под занавес уходящего года и предназначенных для последующего трансферта в бюджет городского поселения.
Если детально разобрать цифры, 72,7 млн. рублей должны быть направлены в городской бюджет на погашение реструктуризированной задолженности за уголь, полученный из краевого резервного запаса края. Выплаты этой задолженности производятся согласно графику. Также 28,2 млн. рублей по проекту решения отправляются на оснащение объектов тепло- и водоснабжения резервными источниками электрической энергии. И 4,6 млн. рублей предназначены для приобретения судна на воздушной подушке, которое должно обеспечить транспортное сообщение с правобережной частью района в период межсезонья.
Именно распределение краевых дотаций — надо сказать, довольно щедро упавших в бюджет муниципалитета, — могли оказаться камнем преткновения на пути принятия решения.
Депутат Василий Железовский уточнил у докладчика, получена ли эта дотация «под протокол», то есть на предписанные краевым минфином цели. Получив подтверждение, он поднял тему, уже не раз звучавшую во время обсуждения краевых дотаций.
— Дотация в переводе на русский дословно — это «дар», — отметил депутат. — Поэтому мы сами должны рассматривать, на какие цели направлять «подаренные» средства, об этом же говорит законодательство. Согласно Конституции РФ муниципалитет осуществляет свою деятельность самостоятельно. Поэтому я предлагаю в таком виде проект решения не принимать. Депутаты сначала должны обсудить и решить, на какие нужды направить эту дотацию.
Также он добавил, что краевые власти могут помочь погасить кредиторскую задолженность городского поселения, но для этих целей должна выделяться целевая субсидия.
Если обратиться к железной логике бюджетного законодательства, то дотация в муниципальный бюджет — это межбюджетный трансферт, который предоставляется «на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений его использования». В то же время можно предположить, что «протокольное» дарение, которое практикуется не впервые в отношении глубоко дотационных муниципалитетов, — единственный способ вытащить город из долгов. Может оказаться, что субсидий на погашение кредитной задолженности муниципальных территорий не существует в природе.
— На проект изменений в бюджет района на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 года, который мы сегодня рассматриваем, получено положительное заключение Министерства финансов Алтайского края, — пояснила депутатам председатель районного финкомитета Ирина Мамонова. — Данное заключение было направлено в районное Собрания депутатов для изучения. В частности, там указано, что городское поселение Камень-на-Оби имеет кредиторскую задолженность. И мы как вышестоящий бюджет обязаны предусматривать межбюджетные трансферты для погашения данной кредиторской задолженности. За счет собственных денежных средств — налоговых и неналоговых доходов районного бюджета — мы не можем предусмотреть ассигнования на погашение данной кредиторской задолженности.
Она также подчеркнула, что краевые органы власти помогают сократить эту кредиторскую задолженность во избежание введения временного администрирования.
Поясняем: временная финансовая администрация — это исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации, который подготавливает и осуществляет меры по восстановлению платёжеспособности муниципального образования. Основанием для введения временной финансовой администрации может стать просроченная задолженность муниципальных образований, нецелевое расходование бюджетных средств и др.
Грубо говоря, на какое-то время муниципалитет лишается самостоятельности в решении финансовых вопросов, о которой говорил депутат Железовский в своем выступлении. В таком случае дотация «под протокол» может оказаться единственной возможностью избежать никому не нужных санкций. Это особо актуально для муниципалитетов, которые в принципе живут за счет краевых «донатов».
Как бы то ни было, депутаты большинством голосов проголосовали за проект решения, предложенный районным финкомитетом. Депутат Василий Железовский после этого покинул зал заседаний, видимо, забыв, что в повестке дня есть ещё четыре вопроса. Впрочем, они носили «дежурный» характер. Наверное, по этой причине не заслужили внимание депутата.
Максим ПАНКОВ. Фото автора.