Аграрии начинают массово запасаться топливом для будущих сельхозработ — на этом рынке сегодня довольно комфортно. Заниженные цены на ГСМ могут быть очень привлекательными в свете провальных прайсов на зерно, но чаще всего это опасный симптом, пишет «Алтайский крестьянин».
Как ни парадоксально, сегодня нужно десять раз подумать именно над дешевым ценником, поскольку период межсезонья для топливных компаний становится тем временем, когда можно получить от крестьян «бесплатный кредит» — то есть деньги за топливо с отложенной поставкой. Как правило, порция «свежей крови» продавцам ГСМ нужна для решения текущих проблем.
О том, как аграриям не выбросить деньги в трубу, работая с неблагонадежными поставщиками, и почему чересчур дешевое топливо должно насторожить, рассказал «Алтайскому крестьянину» эксперт рынка, исполнительный директор ООО «Феникс» Артем Орлов.
— Анализируя ситуацию на рынке ГСМ, можно смело предположить, что в ближайшее время появится множество на первый взгляд привлекательных предложений, — говорит он. — Деньги от фермеров, поступавшие в течение сезона, у многих компаний закончились. Нужны новые средства. Для ряда поставщиков ГСМ это что-то вроде бесплатных кредитных займов, поступающих в оборот предприятия. С ними можно работать, не выплачивая никаких процентов, в том числе закрывать невыполненные контракты.
По мнению эксперта, любой покупатель топлива должен обращать внимание на цену — если она подозрительно низкая, то эти подозрения могут оказаться вполне оправданными. Стоимость конечного продукта составляется не из писаных вилами на воде формул, она прозрачна и понятна. Есть биржа нефтепродуктов, и ежедневно публикуются результаты торгов по ним. Далее идет наценка: это действующий тариф плюс затраты на логистику и хранение.
— Любая финансово здоровая топливная компания учитывает и свою маржу, — продолжает Артем Орлов. — Есть определенные риски на всех этапах, и они закладываются в цену. Если та или иная компания готова продавать ГСМ ниже средней сложившейся цены в регионе, устраивая демпинг, то это может свидетельствовать о том, что данная компания имеет определенные проблемы. Грубо говоря, без срочного притока «новой крови» они не могут закрыть старые обязательства.
Получается замкнутый круг, в который могут невольно угодить и покупатели: компании, изыскивая средства на срочное погашение старых обязательств, плодят новые, которые в дальнейшем смогут выполнить только схожим маневром — если, конечно, в итоге окончательно не «схлопнутся».
— Деньги ведь сами по себе не бесплатны, — рассуждает собеседник «Алтайского крестьянина». — Топливная компания берет их у клиента, а значит рано или поздно должна поставить топливо в срок и в полном объеме. Теперь смотрим на то, какая складывается ситуация на рынке. Сегодня цена на дизельное топливо, например, достигла минимума в 2024 году — около 52 рублей за литр. К началу сезона цена на летнюю солярку может взлететь, и прибавка в 15 рублей вполне реальна. Одна машина перевозит 30 кубов — это в сумме минус 450 тысяч рублей к прибыли. А контракт нужно выполнять. В итоге у топливной компании, имеющей финансовые трудности, два выхода: снижать качество топлива за счет замены — частичной или даже полной — на более дешевые аналоги, которые не соответствуют ГОСТу, или начинать кормить завтраками. Поставки топлива по частям, с задержками, сегодня встречаются сплошь и рядом, как и некачественная солярка, выводящая из строя топливное оборудование сельхозмашин.
По мнению собеседника «АК», некоторые топливные компании в итоге практикуют что-то вроде финансовой пирамиды. На первом этапе законтрактовывают объемы топлива, которых, вероятно, нет в наличии, затем для выполнения старых обязательств заключают новые контракты, создавая некое «отсроченное банкротство».
«Здесь как раз им и приходится занижать цену, чтобы обеспечить наибольший приток финансов за счет количества контрактов, — подчеркивает Артем Орлов. — Этому сегодня благоволит общая ситуация на рынке АПК: цена на зерно низкая, многие сельхозпредприятия оказались в непростой финансовой ситуации. Поэтому низкая цена на дизельное топливо может показаться крайне привлекательной. Однако стоит учитывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Есть риск либо оказаться с некачественным топливом, либо получать постоянные «завтраки» и в итоге решать проблемы с поставщиками через суд».
Чтобы понимать своего поставщика, нужно выработать систему правильной приемки топлива и проверки его на качество. Если взять за правило постоянный контроль качества поставляемых ГСМ, то сразу же испарятся заниженные цены, и рынок станет реальным. Порядок в этой части приведет к тому, что исчезнут некачественное топливо и недобросовестные поставщики, полагает эксперт.
PS. Ранее мы уже писали о том, что некоторые крестьянские хозяйства оказались в ситуации, когда выполнения обязательств по контракту с одной алтайской топливной компанией пришлось обращаться с исковым заявлением с суд.
С одним из экспертов мы составили краткую инструкцию, как не пролить «горючие слёзы» на топливных контрактах. Напоминаем.
Итак, что нужно делать, если вы впервые работаете с поставщиком.
— Удостовериться в благонадежности компании через проверку контрагентов на электронных площадках: Контур, СБИС, мсп.рф, Casebook и другие;
— Найти сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП: уставной капитал, наличие арбитражных дел в судах РФ, существующие исполнительные производства, аффилированность компании;
— По возможности выяснить номинальность директора: кто руководит «на бумаге», а кто в действительности;
— Сравнить цены с текущими биржевыми сводками. Заниженная цена должна насторожить;
— Нужно задавать вопросы поставщику, если возникают сомнения. Добросовестный поставщик расскажет и при необходимости покажет, где хранится законтрактованное топливо, как осуществляется доставка, не будет препятствовать взятию проб из заказанной партии.
— Воспользоваться услугами «сарафанного радио» — найти людей, которые уже работали с данной компанией.
Автор: Максим ПАНКОВ.