В облезлом подъезде холодно и сыро. Из внушительной дырки на потолке методично капает вода, формируя на полу кукиши молодых сталагмитов. Здание по улице Гагарина, 84 обезлюдело — за последние полтора года отсюда съехали почти все его обитатели. На 44-комнатное бывшее общежитие ПУ-66 осталось всего шесть жильцов — и все они получили уведомление, что временные договоры на предоставление жилплощади истекают 1 февраля и продлеваться не будут.
Вообще, довольно трудно представить, что здесь ещё кто-то живет. На первом и втором этажах остались только следы воспоминаний о прежних жильцах: в коридорах останки мебели разной степени разложения и прочая рухлядь. В некоторые комнаты можно даже заглянуть и понять, что до отъезда арендаторы поддерживали в своих «времянках» домашний очаг. И сейчас можно увидеть местами сохранившие колер нарядные обои на одной стене, которые смотрят на развороченную противоположную стену, как понтифик на чернь.
Могильный холод стоит и на третьем этаже, где живут «последние из могикан». Женщины, кутаясь в куртки, надетые поверх нескольких слоёв кофт, встречают корреспондента на лестничной клетке. Четверым из них некуда идти после того, как 1 февраля истекут договоры временного найма — с их слов.
Второй «выстрел»
Напомним, что история с бывшим общежитием «механки» первый раз шумно выстрелила ещё летом 2022 года. Именно тогда в администрации начали разбираться в правооснове пребывания людей в трехэтажном здании, переданном в районный маневренный фонд. В ту же пору начались разговоры, что рано или поздно временные договоры «маневренников» перестанут продлеваться. В то же время жильцы требовали от муниципалитета (формально здание находится в попечении МУП «Горпарк») внимания к бытовым проблемам. Уже на тот момент экс-общежитие нуждалось в серьезном ремонте.
— Многие сюда заселились, когда главой района был ещё Федор Найден, — рассказывает Надежда Коваленко. Кстати, ей предоставляют комнату в другом доме из маневренного фонда, но женщина явно чувствует ответственность за своих, теперь уже бывших, соседок. Она и раньше брала на себя функции неофициальной старшей по дому. — Тогда нам всем говорили, что мы можем жить здесь, делать ремонт в комнатах, и со временем их приватизируем.
И люди делали ремонт, явно надеясь рано или поздно получить выделенные временные «квадраты» в собственность. Наверное, ещё на том этапе ни у одной из сторон не было четкого понимания, что есть маневренный фонд, и что временному не суждено стать постоянным. И жильцы, похоже, оказались морально не готовы, к тому, что последний их временный контракт действительно окажется последним. И что уже 1 февраля они не смогут вернуться «домой».
— У меня мама инвалид 3 группы, куда она пойдёт? — переживает Татьяна Бакулина. Ей новое жилье в маневренном фонде не предоставляют. — Я более-менее молодая, смогу найти себе угол. А как ей быть? Когда мы сюда заезжали, нам говорили: делайте всё, как для себя — это в счёт квартплаты. И мы делали ремонты: вставляли новые окна, двери, утепляли, проводили водопровод и канализацию, ставили душевые кабинки. Мы потом пришли в администрацию отчитаться о своих затратах, а нам сказали: «Ничего не знаем». Потом мы выяснили, что приватизировать комнаты тоже нельзя, потому что они в маневренном фонде.
Надежда Коваленко добавляет:
— Надо проверить, как нас всех на самом деле расселили. До весны здесь в 30 квартирах жили, а я примерно посчитала, что расселили 8-9 человек. Мне дали жилье на улице 598-й километр. Вчера градусник унесла туда, сегодня проверила — 13 градусов в квартире. С одного холода нас переселяют в другой. Там линолеум лежит на бетоне. Хотя, конечно, условия там лучше, чем здесь.
«… и мёрзнут пятки; мой дом в упадке»
Дом по Гагарина, 84, официально признанный непригодным к проживанию, физически тоже в глубоком упадке. Во многих комнатах нет даже окон, кое-где подчистую срезаны радиаторы отопления. Не удивительно, что по всем этажам вольготно гуляет зимний ветер. На стенах уже не иней — лёд. Интересно, что некоторые жильцы, съезжая, забрали с собой пластиковые окна, оставив открытые для сквозняков проёмы. В комитете по ЖКХ подчеркивают, что жильцы, в общем-то, вправе забрать всё свое. Но сдать комнаты они были обязаны в исходном виде: дверь входная — 1 штука, окно — 1 штука, стена — 4 штуки.
Жильцы обвиняют отчасти и муниципалитет в постепенном разукомплектовании недвижимости, но при этом сами признают: сейчас, когда дом почти опустел, не обходится без пришельцев. Здесь гостят как граждане без определенного места жительства, так и обычные любители снять всё, что плохо прикручено и можно сдать на чермет.
— Да, бывают у нас «гости», — говорит Татьяна. — Приходят либо что-нибудь стащить, либо переночевать. А мы не выходим — боимся. Недавно обнаружили, что лестница вся в крови. Кто-то кого-то бил.
Люди живут в разрушающемся доме и с ужасом ждут часа икс. Похоже, руководствуются они тем, что даже плохой угол лучше, чем его отсутствие, а от слова «стабильность», как правило, обманчиво веет надежностью.
— Я восьмой году тут живу, — говорит Надежда Толстоухова. — Сделала новые двери, вставила окно, провела канализацию и воду. А теперь что в комнате творится: холод страшный. Болею зимой и летом, сегодня в комнате 10 градусов. Сырость такая, что на подоконнике как-то даже грибы проросли. За свет плачу 3 тысячи в месяц — это обогреватель электричество нажигает. Мы все стоим на очереди в администрации для получения социального жилья, я в этой очереди уже 42 года. В администрации объясняют, что у нас, мол, не строится в Камне социальное жилье. А нам что делать? Где я, пенсионерка, возьму деньги на квартиру? Говорят, берите ипотеку. А какой банк даст ипотеку, если зарплата или пенсия по 12-15 тысяч рублей.
Маневренное значит временное
В администрации района говорят, что выселение арендаторов маневренного жилфонда связано с окончанием действующего договора, а его продление невозможно в принципе — то есть по букве закона. И жильцам это давно известно.
— Здание по Гагарина, 84 является общежитием, и у нас оно внесено в маневренный фонд, — говорит Анжела Карамнова, начальник жилищного отдела районного комитета по ЖКХ, строительству и архитектуре. — Согласно Жилищному кодексу РФ, маневренный фонд предоставляется гражданам по договору сроком на 11 месяцев и в определенных законом обстоятельствах. Если есть возможность, то мы предоставляем жильё и на больший срок, регулярно заключая новые договоры после истечения срока предыдущего. Но в любом случае проживание в маневренном жилье — это время, которое арендатор должен тратить на улучшение своих жилищных условий. И в ЖК РФ прописано, что жилье из маневренного фонда предоставляется сроком до 5 лет. За это время гражданин должен либо произвести ремонт своей жилплощади, либо приобрести новую. Если простыми словами, то маневренный фонд существует только для того, чтобы люди в трудной ситуации могли пережить этот период и привести в порядок свои дела.
Куда нам идти? Жители многоквартирного дома по ул. Гагарина, 84 получили уведомления о выселении
В 2022 году по иску жильцов дом был признан судом непригодным для проживания. Примерно в то же время представители администрации начали разъяснительную работу: рано или поздно предоставленные комнаты придется освободить. Суд также обязал муниципалитет произвести капитальный ремонт бывшего общежития профучилища. Однако по заказу комитета по ЖКХ было вынесено независимое заключение: капитальный ремонт нецелесообразен.
— По предварительной оценке, капитальный ремонт в 2022 году обошелся бы муниципалитету в 43 млн. рублей, — говорит Анжела Карамнова. — Нужно ещё учесть, что полтора года назад здание было в лучшем состоянии, чем сейчас. Поэтому мы начали предупреждать жильцов, что необходимо постепенно освобождать комнаты. И заверили их, что массово выселять не будем.
И жильцы, облюбовавшие маневренный фонд, начали потихоньку съезжать: кто-то временно подселился к родственникам, кто-то смог снять или даже приобрести жилье. В общем, для людей появился стимул решить, наконец, свои жилищные проблемы.
— Мы не можем предоставить по договору социального найма жилплощадь из маневренного фонда, — подчеркивает начальник жилищного отдела. — И мы неоднократно давали соответствующие пояснения контролирующим органам, в правительство края и правозащитным организациям. А жилое помещение по социальному найму предоставляется гражданам, состоящим на учете, в порядке очередности по дате подаче заявления. Таких в Камне 1600. В то же время по закону общежития не подлежат расселению. В виде здания по ул. Гагарина, 84 значится, что это именно общежитие.
Кстати, практика перевода общежития в статус МКД существует — так было с пятиэтажным зданием по ул. Карла Маркса, 115 и двухэтажкой по ул. Первомайская, 26. Однако статусу многоквартирного дома нужно соответствовать — как минимум, иметь по одному полноценному санузлу на этаже. Ну а приснопамятной общаге «механки» требуется ремонт, который уже не укладывается даже в емкое понятие капитального.
— Капитальным ремонтом считаются работы, стоимость которых составляют до 50 процентов от стоимости всего здания, — говорит Анжела Карамнова. — Согласно полученному нами заключению, работы, необходимые для того, чтобы сделать это общежитие пригодным для проживания, составят 93 % от его цены. Там целыми буквально остались только стены. А нужно отремонтировать фундамент, цоколь, окна, фасад, кровлю, объединить комнаты, оборудовать санузлы.
У разбитых корыт
Дальнейшая судьба дома сейчас не известна — вероятно, он пополнит неофициальный фонд «заброшек». Но вопрос о выселении жильцов стоит ребром: на то есть официальное предписание, вдоль и поперек изученное надзорными инстанциями.
Как это выглядит на практике: двое из шести жильцов переезжают на ул. 598-й километр, д. 11 — девять квартир в этом здании отданы в районный маневренный фонд. А вот оставшимся гражданам придется искать варианты в кратчайшие сроки. После 1 февраля права находиться в общежитии на Гагарина у них нет.
— В доме по ул. 598 километр мы выделили девять помещений в маневренный фонд, так как в муниципалитете он обязательно должен быть, — отметила начальник жилищного отдела. — И мы отменяем постановление, согласно которому общежитие по ул. Гагарина, 84 было внесено в маневренный фонд. Гражданам, которым положено по Жилищному кодексу временное жилье в маневренном фонде, мы предоставили уведомления о вселении в дом по ул. 598-й километр. А остальных предупредили, что необходимо съехать по истечению срока действующего договора. Подчеркиваю, новые договоры мы попросту не можем заключить — потому что дом признан аварийным и он реально рушится на глазах. Отнестись к данной ситуации можно по-разному, но мы поступаем по закону.
P.S. Встреча с жильцами и беседа со специалистом комитета по ЖКХ состоялась в конце прошлой недели. Пока материал готовился к публикации, ситуация коренным образом не изменилась: в доме по ул. Гагарина, 84 ещё остаются несколько жильцов. В комитете по ЖКХ сообщают, что на словах они заявили о готовности съехать в установленный законом срок. Но это неточно.
Ситуация при взгляде под разными углами так и остается неоднозначной: есть правовая база, обязывающая районную администрацию к непопулярной мере, и есть люди, которые в силу разных причин вот-вот останутся у разбитых корыт. Как знать, может, всё это началось давно, с невыполнимого, но красиво звучащего обещания районного руководства отдать всем в собственность кусочки маневренного фонда — и именно сейчас последствия того обещания обрушились всем на голову.
Максим ПАНКОВ.