Не все герои носят плащи. Некоторые надевают рясу.
15 апреля в Камне-на-Оби произошло историческое событие. Впервые за всю историю в Богоявленском храме был совершен обряд пострига в монахи. Навсегда изменить свою жизнь, отказаться от кровного родства и взять новые имена решили три человека. Двое из них — действующие священники. Один совсем молодой и хорошо известный практически каждому каменцу — отец Евгений Шилин. Батюшка-повар, участник шоу «Битва шефов» на федеральном телеканале. Третий послушник — мужчина со сложной судьбой, который продолжительное время жил при храме Богоявления.
Совершал таинство пострига епископ Славгородский и Каменский Антоний, а поучаствовать в значимом для города событии собрались не только прихожане трех храмов, но и горожане от Церкви далекие.
Что побудило их носить до конца жизни черные одежды? Почему отказались от своих имен и выбрали путь, который не каждому под силу? Когда-нибудь они лично расскажут об этом, а мы после обряда поговорили с епископом Антонием. Также задали вопросы человеку, который уже 32 года не снимает рясу – архимандриту Павлу из города Славгорода.
ТРИ ОБЕЩАНИЯ
Для тех, кто никогда не видел таинство пострига, многое не понятно в этом древнем обряде. Будущие пострижники в белых одеждах в сопровождении других монахов движутся от входа в храм к епископу, который стоит у алтаря. По пути они три раза ложатся на пол с распростертыми в сторону руками. Эти действия символизируют покаяние и смирение.
Когда же подходят к владыке, произносят вслух обещания Богу. Всего их три: послушание, нестяжание и целомудрие. Таким образом, в мирской жизни эти люди отказываются от своей воли, соглашаясь ничего не иметь из материальных ценностей.
Непосредственно перед самим постригом епископ трижды перед каждым из них бросает ножницы на пол. Будущие монахи поднимают их и отдают ему вновь и вновь. Таким образом, тем, кто решил круто изменить свою жизнь, дается последний шанс передумать, отказаться от решения, не поднимать ножницы, развернуться и уйти. После состригается часть волос – это символ того, что человек отдает от себя Богу. А далее – новые облачения. Черная мантия без рукавов символизирующая ангельские крылья. Клобук на голове – словно шлем воина, собравшегося на битву. Четки в руках – духовный меч молитвы.
ВРЕМЯ ЧУДЕС
Стоит сказать, что в Славгородской и Каменской епархии всего два монастыря. Женский расположен в Яровом. Живут и трудятся там шесть монахинь. Четыре из них уже в достаточно преклонном возрасте. Ну а каменский монастырь уже несколько лет как пустует. Последние из монахинь покинули этот мир в силу возраста.
Событие середины апреля многие называют чудом. Сразу трое монашествующих обрела земля каменская, а ведь это люди, которые непрестанно будут молиться за город, за мир и всех нас.
В планах у монастыря ремонт небольшого домика неподалеку от храма. Сейчас он летний, а если утеплить, можно будет жить зимой. Кто знает, может, потянутся в Камень-на-Оби желающие отдать свою земную жизнь Создателю, обоснуются у нас. Так целая армия молитвенников соберется.

«Сегодня у нас очень большое событие произошло для монастыря — пополнение его первыми братьями, которые пострижены именно здесь, в стенах этой обители, — говорит епископ Антоний, — наш храм старинный достаточно, но как монастырь он еще молодой. За все годы существования обители здесь еще не проводилось никогда монашеских постригов.
Мы все видим, как постепенно меняется Богоявленский храм, как восстанавливаются его стены, как он становится красивее. Но стены возродить проще, чем монастырскую жизнь. И вот сегодня мы первый такой шаг проделали.
Для монастыря это большой праздник, большое событие. Для города это историческое событие, потому что появились на каменской земле новые молитвенники. Это для города очень хорошо. Пока есть такие тихие подвижники, мир стоит.
Я поздравляю всех каменцев. Надеюсь, что пример наших братьев послужит тому, что у нас появятся новые насельники, будут приходить люди, тянуться в эту обитель, и она будет дальше возрождаться не только внешне стенами своими, но и жизнью своей, внутренним содержанием.
— Владыка, какие требования к тем людям, которые хотят стать монахами?
— Для этого желание нужно, прежде всего, и Божие призвание.
— А готовиться к постригу нужно долго?
— Вообще в монастырях обычно достаточно долгий путь проходят. Человек сначала трудится в монастыре в течение нескольких лет, потом становится послушником также на несколько лет, потом принимает сначала иноческий постриг, потом уже постриг монашеский. Очень много времени дается на то, чтобы передумать.
Монашество — это цель. Монашество — путь воссоздания в себе образа и подобия Божия. Для этого нужно трудиться.
У нас вообще в Церкви семь главных таинств: крещение, миропомазание, соборование, покаяние, причащение, священство. Постриг в монашество мы тоже считаем одним из таинств. Человек как бы перерождается, становится другим. Ему дается другое имя, даются одежды, которые напоминают ему о его монашеском служении.
ДАНИИЛ, СТЕФАН, ПИМЕН
Архимандрит Пётр несет послушание священником Никольского храма города Славгорода. Монах он уже 32 года.
Говорит, что момент совершения пострига — это всегда волнительно, трудно свои чувства передать словами.

«Очень трудно женщине рожавшей рассказывать не рожавшей о рождении ребенка. Трудно воину, который прошел боевые действия, рассказывать о фронтовых буднях тому, кто не служил в армии, — рассказывает собеседник, — так и в этой ситуации. Особенно, когда вспоминаешь момент своего пострига, таинства, после которого ты рождаешься с другим именем.
— Что побуждает человека так круто все изменить?
— Я могу только о себе говорить. Вера, желание быть иным, когда ты понимаешь, что, кроме Христа, нет ничего вечного. А еще понимаешь, что этот путь не половинчатый, тут должна быть искренность. Нет экивоков, нет каких-то решений, каких-то запасных парашютов, надо быть предельно честным перед самим собой и перед Богом. Наверное, с этого и начинается все.
Конечно, мы не святые, грешные, пока живём, мы несовершенны. И там, где человек, там всегда грех. Нет из нас ни одного святого. Нет ни единого, все согрешили.
— А монашество — это путь лишений, аскетизма или это путь радости?
— Наверное, одного без другого не бывает. Нам Священное Писание говорит: «… дай плоть, получишь дух…». Без самых малых подвигов не бывает духовной радости. Без усилий над собой не бывает побед.
— Я читала, что пока есть монахи, люди, которые молятся за этот мир, Господь милует мироздание, несмотря на все ужасы, которые творит человечество.
— Это основное назначение монаха – глубокие молитвы.
Сегодня во время обряда Владыка читал об отречении даже от родственников по крови. Представьте себе, с сегодняшнего дня для них все люди братья и сестры, не только те, кто кровные.
А вообще, мы не можем винить жизнь, жаловаться на нее, винить обстоятельства. Мы творцы этой жизни, не правда ли?
Если мы малодушествуем, если мы трусливы, если мы боимся сказать правду сами себе, вокруг нас такая же выстраивается жизнь.
Есть такое присловие народное: глаза боятся, а руки делают. Тебе страшно? А ты положись на Бога. Святитель Феофан Затворник говорит, что грешника за одно желание исправиться, Бог целует.
Владыка призывал сегодня всех прихожан молиться за новых монахов, потому что им трудно будет какое-то время, и уныние будет, у кого-то бывает отчаяние, кто-то терпит поношения от людей. У всех по-разному. Духовные скорби — они будут, через это горнило скорби Господь ведёт человека.
Дай Бог новопостриженным отцам Даниилу, Стефану и Пимену спасение, а вашему городу благословение!
Юлия РАССКАЗОВА. Фото Константина ЗЯТЬКОВА.