Эх, годы, годы. По молодости тянутся они бесконечно, но, повзрослев, понимаешь, что летят они со скоростью света. И кажется, что Парад на Красной площади в 1945 году был еще вчера, и маршировавшие там солдаты были так молоды, и переполняло их немыслимое счастье, что выстояли и победили в страшной войне. Такие мысли пролетали в голове Дмитрия Алексеевича Бакурова в третий раз теперь уже в 2000 году, когда он готовился выйти на главную площадь России. Он ощущал плечи таких же ветеранов, стоявших с ним в одном ряду, и еще сильнее сжимал их руки, как бы желая тем самым подбодрить однополчан. Перед глазами стояли страшные сороковые, когда вся страна билась с немецкими захватчиками …
«Расчет орудия, стоявшего на маленьком плоту, упирался ногами в скользкие от воды бревна. Руки перебирали трос, загодя натянутый разведчиками. Ночь 25 сентября, 3-я армия форсирует Днепр. На противоположном берегу серыми точками рассредоточивается уже переплывшая пехота. Слишком часто эти точки падали на землю и больше не вставали, так плотен был заградительный огонь. Переправлявшимся так же приходилось несладко. Немцы обстреливали переправу из орудий и минометов. Грохот взрывов, потоки воды, крики раненых. Уже неважно, верующий ты или нет, инстинктивно крестишься, а губы шепчут: «Пронеси, господи!». Справа взметнулись в воздух бревна, человеческие тела и детали орудия — прямое попадание вражеской мины. Но об этом уже не думаешь, поскольку в нескольких метрах песчаный пляж.
Мгновение — и плот уткнулся в него. «Ну, мужики, взяли!» — Бойцы перекатывают пушку на берег. Сразу же наводчик начинает крутить колесо, выбирая цель. Остальные делают свою работу.
«Огонь!» — Орудие дернулось, зашипела упавшая в воду гильза. А подающий вставляет на ее место уже новую болванку. Выстрел, и захлебнулся сеющий смерть пулемет. В пылу боя не замечаешь, что расчет поредел, что соседнее орудие уже лежит на боку, а тела бойцов уносит течение. Горевать будем потом, а сейчас необходимо продвигать вперед стреляющую махину, поскольку подплывают уже следующие плоты, за ними еще и еще…»
Дмитрий Алексеевич открыл глаза. Строй готовился печатать шаг. Сибиряки, идущие в составе Ленинградского фронта, брались за руки: таков был наказ генерала, муштровавшего ветеранов перед парадом.
— Ну, братцы, пошли помаленьку! — Колонна двинулась по площади мимо трибуны, где стоял глава государства В. Путин. Мимо зрителей, Мавзолея… Как это было 55 лет назад.
— Дмитрий, наверное, уже родился героем, — говорит его супруга Екатерина Михайловна (кстати, участница Парада Победы 1995 года). Он и в школе был впереди, и в играх. С детства «болел» армией. Увидит самолет — буду летчиком. Встретит моряка — пойду на флот. С годами эта тяга не прошла, он и возраст себе прибавлял, и упрашивал признать его годным к службе (по здоровью он не проходил). Своего добился и попал в строй. После войны, уже когда стал командиром дивизиона, из армии не ушел. Дослужился до полковника, демобилизовался в 1965 году. Думаете, на «гражданке» успокоился? Как бы не так! Занимается военно-патриотическим воспитанием молодежи. Работает заместителем председателя совета ветеранов Новосибирской области. Когда на приеме в Кремлевском дворце Владимир Путин спросил у него, что нужно им, старым воякам, ответил Дмитрий Алексеевич коротко и просто: «Чтобы все ветераны жили хорошо.»
Сейчас Герою Советского Союза 77 лет. Он поставил на ноги четверых детей, воспитал шестерых внуков. Нянчится с правнуком. Чета Бакуровых в Камне была проездом в родное село Новоярки.
(Бакуров Д.А. скончался в 2019 г., прим. ред.)
А. УФИМЦЕВ. Из книги «Каменцы во имя Отчизны», 2001 г.