В Каменской межрайонной больнице по программе «Земский доктор» работает 15 врачей и 7 фельдшеров «скорой помощи». В 2025 году ожидается пополнение.
Перед операцией доктор тщательно моет руки, переодевается, полностью закрывает лицо так, что видны только глаза. Условия в операционной стерильны. Первым за дело берется анестезиолог, чтобы больной не испытывал боли при оперативном вмешательстве. Основная работа на Алексее Хребтове – урологе. В день нашего знакомства он снова оперировал.
Какая по счету это операция за десять лет работы? Не сосчитать. А выбрал он Камень-на-Оби по нескольким причинам. Во-первых, отсюда родом его супруга, она тоже доктор. Во-вторых, здесь он стал участником федеральной программы «Земский доктор», получил денежные средства, которые стали хорошим подспорьем для его семьи. Жалеет ли он о выборе? Нет. Здесь он смог реализовать себя. А главное — все еще впереди.
О семье молодых врачей, о программе, благодаря которой в сельской местности и малых городах появляются медицинские кадры, и почему некоторым специалистам приходится работать в «вечном» ургентстве – в нашем материале.
ВЫБОР
Очень часто приходится слышать о семейных профессиональных династиях. К примеру, есть династии учителей, врачей, художников, музыкантов. Как так складывается, что поколение за поколением люди выбирают одну и ту же работу? Может, способности и таланты передаются на генном уровне, а может, ребенок с детства привыкает к работе родителей, бабушек и дедушек так, что и не мыслит для себя иной судьбы?
Алексей Хребтов пошел по стопам своего дяди, который отдал жизнь медицине. Волей-неволей с детства приходилось слушать специфические рассказы, дискуссии, разговоры. Подрос, стал ходить к дяде на работу. С тех пор и определился, кем станет.
Во время учебы в медуниверситете познакомился с будущей супругой. Она оказалась уроженкой прекрасного города на Оби. Однако после получения высшего образования молодая семья отправилась на работу в рубцовскую городскую больницу. Отработали пять лет и до сих пор хранят теплые воспоминания о годах бесценного опыта, а с коллегами поддерживают связь.
А затем участие в программе «Земский доктор» и возвращение на малую родину супруги Марии – в Камень-на-Оби. С тех пор прошло пять лет и о своем решении не жалеют ни он, ни она.
По словам Светланы Шитовой, главного врача Каменской межрайонной больницы, в период урбанизации всегда сложно обеспечить в малых городах достаточное присутствие узких специалистов и вообще специалистов медиков.
В медицине ургентное состояние — это состояние, которое представляет угрозу для жизни больного или пострадавшего и требует проведения неотложных лечебных и эвакуационных мероприятий.
«Программа «Земский доктор» замечательно нам помогает укомплектоваться, — говорит главврач, — в нашей больнице уже работают благодаря этой программе пятнадцать врачей и семь фельдшеров. Осенью придут еще новые кадры.
Мария Сергеевна, его супруга — врач-эпидемиолог. Эта специальность очень нужна в Каменской межрайонной больнице, до нее не было такого специалиста. В нынешнее время без знаний и умений такого доктора практически не обойтись в таком большом учреждении, как наше. К тому же она – главный врач Крутихинской ЦРБ».
ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ И КАК?
— Алексей Сергеевич, прошло пять лет с тех пор, как вы трудитесь на каменской земле. Не жалеете о своем выборе, о переезде?
— Нисколько не жалею, потому что как в плане профессиональном, так и в личном, я считаю, что у меня всё состоялось.
— А вообще тяжело быть врачом? Ведь в любой работе всегда есть недовольные и благодарные. Как удается не потерять баланс, не принимать близко к сердцу и в то же время быть человечным?
— После того, как я отработал 10 лет, наверное, уже врачом быть не тяжело. Ты входишь в эту колею после первых 3−5 лет, а потом не ощущаешь какой-то особенной тяжести. Это такая же работа, как и у любого другого человека.
Да, мы работаем с людьми, это иногда эмоционально довольно тяжело. Тяжко смотреть на людские страдания, когда понимаешь, что от твоих действий зависит довольно многое, в том числе, жизнь человека. Со временем эти мысли уходят на второй план, и ты просто работаешь. И от этого даже лучше.
—Как вы думаете, такие программы, как «Земский доктор», нужны молодым докторам?
—Однозначно нужны. Поддержка эта довольно серьёзная.
— Скажите, есть какая-то специфика работы в таких небольших городах, как Камень-на-Оби?
— Я как врач-уролог мало чем отличаюсь от среднестатистического врача-уролога города Барнаула. Есть, конечно, какие-то передовые отделения в краевых центрах. Там совсем другой уровень, но если брать в расчёт те условия, в которых мы работаем, то мы свою нагрузку, свое оборудование используем в полной силе. А оборудование у нас довольно неплохое, несмотря на то, что больница небольшая. В современных реалиях та помощь, которую мы оказываем, на довольно высоком уровне. Начиная от кардиологических больных, заканчивая урологическими, нисколько мы не уступаем каким-то крупным городам. Все примерно одинаково.
— А врач должен быть психологом, чтобы находить подход к пациентам?
— Однозначно должен.
— За что любите свою работу?
— Для меня это, наверное, больше призвание, я даже не могу сказать, за что именно я люблю свою работу. Я попал в точку, грубо говоря, когда выбирал специальность. Это по мне.
— Есть какие-то добрые, хорошие, запоминающиеся случаи за карьеру? Может быть, благодарили за что-то?
— Да их на самом деле довольно много. У нас как-то принято в обществе освещать негативные моменты, связанные с медициной, здравоохранением, но почему-то все забывают, что позитивных-то в разы больше. Позитивные моменты — это часть работы, и в принципе благодарность людей — это часть работы. Когда человек уходит здоровым из больницы, мы к этому относимся, как к чему-то само собой разумеющемуся. Это нормально, мы перестаём это замечать со временем.
—Правда ли, что у врачей мало времени на себя, на работу могут вызывать в любое время?
— Да. У нас принцип ургентства в больнице. Есть специалисты, которых могут вызвать в любое время. Когда, допустим, один врач-травматолог на 80 тысяч населения. В принципе, он у нас один и есть. Он в «вечном» ургентстве, то есть его могут из дома вызвать в любое время суток, в любой день недели. Конечно, это тяжело.
Мне проще, у меня коллега уролог, мы делим ургентство пополам. Что касается ночных дежурств, тут у нас в целом примерно у всех специалистов одинаково — одно ночное дежурство в неделю. У кого-то чуть больше, у кого-то чуть меньше.
СЕРЫЙ КАРДИНАЛ
Алексей Хребтов готовился к операции. В это время нам удалось побеседовать с его коллегой и супругой.
Мария Хребтова свой профессиональный путь начала в должности врача-эпидемиолога также в Рубцовске. Сама она родом из Камня-на-Оби, здесь живут ее родные, которые, кстати, помогают молодой паре. В семье двое детей, рабочий график напряженный – тут и выручают родственники.
Дочь родилась, когда они были еще студентами, а сын появился на свет в 2023 году.
«На момент нашего трудоустройства в Каменскую межрайонную больницу, — рассказывает Мария Хребтова, — к сожалению, я не могла поучаствовать в программе «Земский доктор», потому что моя специальность тогда не входила в перечень специальностей, которые могли участвовать в программе. Но есть хорошая новость: в прошлом году врачей-эпидемиологов также включили в этот перечень».
Удивительно, но девушка тоже пошла по «медицинским стопам» — ее мама работает в каменской больнице медсестрой с 1994 года.
«Конечно, мне всегда хотелось быть клиницистом, то есть непосредственно тем, кто лечит людей, тем, чья работа как-то более очевидна, — продолжает врач-эпидемиолог, — то есть пациент у тебя пролечился, выздоровел, ты понимаешь, что сделал собственный вклад в это. Но сложилось так, что я окончила университет на факультете медико-профилактического дела по специальности эпидемиология. У нас небольшой профиль — либо гигиена, либо эпидемиология, мне более близка эпидемиология, потому что при этой специальности ты чаще всего работаешь в больнице с людьми, с пациентами, с врачами. Эта сфера мне больше по душе, нежели работа сотрудника Роспотребнадзора либо Центра гигиены.
Потом случилось так, что в 2022 году предыдущий главный врач Каменской МБ предложил мне должность главврача в Крутихинской ЦРБ. Я согласилась, мне это было очень интересно. Конечно, было страшно, я говорила главврачу, что не знаю, что делать, когда приду на рабочее место. Он успокоил меня, что ничего страшного нет, все придет со временем».
И со временем все пришло. Мария Сергеевна благодарит за это коллектив – команду медиков и административный корпус. Говорит, что нет у них моментов, которые нельзя решить. А когда ты чувствуешь отдачу от коллег и сотрудников, интерес к работе не пропадает.
«Наверное, самыми главными функциональными обязанностями врача-эпидемиолога является соблюдение санитарного законодательства непосредственно медицинскими работниками в наших организациях. Эта работа не настолько видна, потому что пациента вылечили, прооперировали — вот она показательная работа, которую видно. А у меня работа некоего серого кардинала.
Вообще о врачах и эпидемиологах очень активно начали говорить во время появления новой коронавирусной инфекции, когда мы открывали инфекционные госпитали, смотрели, чтобы никакой зараженности среди медицинских работников не было. Поэтому работали наравне с другими врачами, которые оказывали медицинскую помощь больным ковидом.
Что входит в наши обязанности, чем непосредственно мы занимаемся? Контролируем дезинфицирующие растворы, смотрим внутрибольничную заболеваемость, заболеваемость по краю, вакцинопрофилактику контролируем, профилактика грязных рук – тоже наша обязанность. Это очень важные моменты.
Также работа с медицинскими отходами тоже под нашим контролем, потому что отходы класса Б, которые непосредственно после контакта с пациентом образовываются в медицинских организациях, должны дезинфицироваться правильно. На счет этого тоже имеется определенное санитарное законодательство».
СЕМЕЙНОЕ
— У вас есть свободное время, чтобы потратить его на какие-то семейные развлечения, хобби? Что вы вообще любите делать вместе?
— Мы в последнее время играем с семьёй в PlayStation — улыбается глава семьи.
— Наверное, потому, что папе нравится, — улыбнулась супруга, — правда, дочери тоже.
— А вообще город же накладывает свои предпочтения к увлечениям, — продолжает Алексей, — охота, рыбалка — на данный момент моё. У супруги увлечение танцами появилось.
— Ребятишки не изъявляют сейчас уже желания пойти по стопам родителей?
— Дочь недавно изъявила желание стать доктором, — отвечает Мария, — я не знаю, почему, но она сформулировала свою будущую профессию, как военный врач по специальности хирургии. Мы, конечно, ей предложили сходить с папой в операционную, когда подрастет.
— А есть мечта семейная какая-нибудь?
— Конечно, есть мечта попутешествовать по России, — отвечает молодой уролог, — но основные мечты связаны с обеспечением детей в будущем.
Наверное, все родители, это проходили: вот сейчас мы детей как-то маленько поднимем, потом начнём жить для себя. А чаще всего наверняка получается, что детей поднимаем, а там уже внуки появляются.
138 миллионов рублей и расширенные условия предоставления господдержки получат в этом году участники программ «Земский доктор» и «Сельский фельдшер» в Алтайском крае. Также правительство расширяет условия земских программ. В учреждениях стремятся закрепить новые кадры.
Сегодня узкие специалисты также получают выплаты. В список добавили аллерголога-иммунолога, остеопата, сердечно-сосудистого хирурга. Условия земских программ в правительстве обновляют постоянно.
Медицинский работник вправе в пятилетний срок однократно изменить место работы, не возвращая деньги. Пока в региональный Минздрав таких заявок не поступало.
Между тем первичному звену по-прежнему нужны фельдшеры, педиатры, терапевты. В этом году по федеральной квоте участниками программ в регионе станут 86 врачей и 41 средний медработник.
Юлия РАССКАЗОВА. Фото Константина ЗЯТЬКОВА.