Возможность для взаимных скидок на перевозку экспортных грузов по железной дороге обсуждают Казахстан и Россия. Соседи заинтересованы в увеличении поставок угля и руды в направлении Европы, а РФ просит более выгодные условия на транзит зерна. Об этом сообщает сайт ElDala со ссылкой на пресс-службу премьер-министра Республики Казахстан, пишет «Алтайский крестьянин».

Действующий на сегодня железнодорожный тариф по РФ на перевозку угля и железной руды сдерживает увеличение объемов отправок казахстанского угля на экспорт.

Казахстан предлагает российской стороне рассмотреть возможность применения понижающего коэффициента по транзитному тарифу РЖД на перевозки угля и железной руды в направлении порта Вентспилс. Со своей стороны соседи готовы рассмотреть вопрос снижения коэффициента по тарифам КТЖ на перевозки российского зерна по восточной ветке коридора Север-Юг.

В настоящий момент российские поставки, которые идут по железным дорогам Казахстана, облагаются транзитным тарифом — более высоким, чем оплачивают местные грузоотправители. Аналогичная ситуация в России – казахстанские товары перевозятся по российским железным дорогам по более высоким тарифам, чем платят российские грузоотправители.

Вместе с тем, сейчас высокий транзитный тариф сдерживает поставки российского зерна в Среднюю Азию. Если он будет снижен, это снизит и конкурентоспособность казахстанской пшеницы на традиционных для неё рынках сбыта.

По данным Алтайского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна», аграрии региона в 2023 году экспортировали в Казахстан 1,128 млн тонн продукции растениеводства и переработки, что в принципе сопоставимо с поставками позапрошлого года. Основную массу экспорта в прошлом году составили зерновые и зернобобовые культуры — почти 778 тыс. тонн. В частности, алтайские аграрии в 2023 году продали соседям 550 тыс. тонн пшеницы и 7 тыс. тонн гречихи.

Экспорт алтайской сои в Казахстан вырос с 46 тыс. тонн в 2022-м до 79 тыс. тонн в 2023-м, ржи — с 4 тыс. тонн до 7 тыс. тонн. Поставки чечевицы и ячменя почти удвоились: с 6,3 тыс. тонн до 12 тыс. тонн и с 59,5 тыс. тонн до 102,1 тыс. тонн соответственно. Экспорт овса соседям вырос практически в 3 раза: с 2,9 тыс. тонн до 8,3 тыс. тонн.

Экспорт продуктов зернопереработки и технических культур сохранился приблизительно на уровне 2022 года, но с небольшим приростом. Поставки алтайских круп, муки и хлопьев составили 26,8 тыс. тонн (в 2022 году — 24,1 тыс. тонн). В основной массе это мука (9,2 тыс. тонн с приростом в 2,1 тыс. тонн к 2022 году) и гречка (8,1 тыс. тонн с приростом в 3,3 тыс. тонн). Технических культур в минувшем году в Казахстан уехало 255,1 тыс. тонн, что на 7,1 тыс. тонн больше, чем в 2022-м. Главным образом это подсолнечник: 241,6 тыс. тонн (на 9 тыс. тонн больше, чем в 2022 году).

А вот фуражных грузов, фруктов и овощей алтайские сельхозтоваропроизводители отправили в Казахстан значительно больше. Поставки фуража выросли с 27,2 тыс. тонн в 2022-м до 47,1 тыс. тонн в 2023-м. Больше всего соседей заинтересовали отруби, как и годом ранее. Их из Алтайского края уехало 22,8 тыс. тонн (прирост — 7,3 тыс. тонн). Еще более заметен спрос на алтайские шроты. В 2022 году в Казахстан их отправили лишь 200 тонн, а в минувшем —10,6 тыс. тонн.

Что же касается плодовоовощной продукции, то ее экспорт вырос многократно: с 3,6 тыс. тонн в 2022-м до 18,5 тыс. тонн в 2023-м. Во многом этот скачок обусловлен возросшим интересом Казахстана к алтайскому картофелю. Его страна купила у региона 17,6 тыс. тонн, тогда как годом ранее было лишь 3,3 тыс. тонн. Существенно выросли и поставки капусты с Алтая в Казахстан: с 51 тонны в 2022 году до 814 тонн в 2023-м.

Максим ПАНКОВ. Алтайский крестьянин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here