Иван Пырьев – настоящий самородок, который благодаря своим выдающимся способностям и трудолюбию смог стать знаменитым режиссером. Предпосылок для такой карьеры не было никаких. Он родился 17 ноября 1901 года в бедной семье крестьянина в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии.

Много в России мест, с названиями которых ассоциируется тот или иной знаменитый человек. Например, мы произносим Ясная Поляна – и сразу вспоминаем Льва Толстого, Константиново – Сергея Есенина, Сростки – Василия Шукшина. Нам, жителям г. Камень-на-Оби тоже очень повезло, что у нас есть свой великий земляк –Иван Пырьев. С его именем связана целая эпоха советского кино и культуры.

В истории нашего кино Пырьев и человек, и миф одновременно, в том смысле, что отдельные страницы его биографии многими поколениями кинематографистов пересказывались на разный лад в виде бесчисленных наполовину правдоподобных историй и баек. Ещё при жизни Иван Пырьев стал почти былинным персонажем, вошедшим в кинематографический эпос под именем «Иван», которое произносилось непременно почтительно и уважительно независимо от содержания и жанра истории».

Иван Александрович Пырьев, народный артист СССР, заслуженный деятель культуры РСФСР, 6 раз получал Сталинскую премию разных степеней, обладатель Международной премии мира, награждён двумя Георгиевскими крестами за участие в первой мировой войне, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Трудового Красного знамени. Обладатель многочисленных наград различных международных кинофестивалей. И все эти награды он получил, абсолютно заслуженно. Ведь это благодаря ему появился Союз кинематографистов СССР, это он весьма успешно руководил Мосфильмом и творческим объединением «Луч». Он создал и руководил Высшими режиссёрскими курсами при Мосфильме, основал студийный музей.

Два его первых фильма — мелодрама «Посторонняя женщина» и сатирическая комедия «Государственный чиновник» были раскритикованы цензурой как «не отвечающие духу современности». Например, «Государственный чиновник» был задуман как сатирическая лента, но ответственная комиссия пришла к выводу, что сатире «не место в социалистическом обществе».

От работы над третьим фильмом «Деревня последняя», повествующий о начале создания колхозов, Пырьев и вовсе был отстранён уже в процессе съёмок с формулировкой «противопоставление интересов картины интересам государства». Оказалось, что художественные ценности режиссёра пошли в противоречие с идеологией ленты. Фильм доснимал другой постановщик, а на экраны он вышел с другим названием: «Понятая ошибка».

Пырьев был уволен с киностудии и оказался безработным. Он недолго поработал в Ереване, но затем вернулся в столицу и, как казалось, ошибку свою понял. Он поставил «идеологически верную» драму «Конвейер смерти» о тяжёлой жизни рабочих в условиях капитализма. Но снова «перегнул»: пострадало качество. Фильм около года «пролежал на полке», а когда вышел на экраны, как сказали бы сейчас, «провалился в прокате» и совершенно не имел успеха у зрителя.

Многие начинающие режиссёры после такой серии неудач забросили бы самостоятельную работу. Но упрямый и жёсткий характер Пырьева не принимал капитуляции. И тут сработало правило «не было бы счастья, да несчастье помогло».

В 1936 году упрямый Пырьев выпустил свой пятый фильм «Партийный билет» о враге советской власти, который проникает в ряды активистов. Тем не менее, режиссер сумел в приключенческо-политическую форму добавить свойственный ему драматизм и даже детективную напряженность. Фильм дарит Пырьеву первый всесоюзный успех, но дирекция «Мосфильма» снова была им недовольна. Одной из претензий было то, что главный антигерой ленты — собственно, диверсант — был «слишком обаятелен». На этот раз на Пырьеве решили поставить крест и уволили его с «Мосфильма».

Вот тут-то и вмешался его величество случай. «Зарезанную» цензурой картину «Партийный билет» увидел Сталин. Он считал кино важнейшей частью культурной жизни и смотрел большинство фильмов, даже те, что уже ранее отбраковывали и не пускали в прокат. Работа режиссёра в «Партийном билете» настолько понравилась Сталину, что он лично распорядился выпустить ленту на экраны. С таким мнением не могли бороться никакие цензоры, которые раньше отправляли картины Пырьева в архив, а его самого отстраняли от съёмок.

Но поначалу даже положительное мнение Сталина не могло полностью преодолеть негативное отношение к Ивану Пырьеву со стороны ряда чиновников. Не давать ему снимать они не могли, но мешать мешали. Всенародную популярность нашли его музыкальные комедии.

Фильм «Богатая невеста» (1937) был встречен зрителями с большим энтузиазмом, определив для Пырьева выбор жанра и темы на годы вперед. Это история о счастливой жизни украинских колхозников Павло и Маринки и о счетоводе-авантюрист, строящем козни молодой паре.

В 1939 году на экраны вышла музыкальная комедия о жизни и труде колхозной молодежи «Трактористы», которая была отмечена Сталинской премией.

В дни ноябрьских праздников 1941 года состоялись премьерные показы нового музыкального фильма Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». В прессе было не так много откликов на эту картину, что вполне объяснимо. Уже в Алма-Ате, куда прибыли в эвакуацию многие кинематографисты, Пырьев часто слышал от коллег нелестные отзывы о фильме: мол, не ко времени всё это». А ведь фильм оказался как раз ко времени. Картина «Свинарка и пастух» широко демонстрировалась и в тылу, и на фронте. И везде она имела просто фантастический успех. Смотреть фильм некоторые зрители ходили по десять раз. Пырьев стал мешками получать письма от благодарных зрителей, которые увидели на экране разрушенную вторжением фашистов счастливую жизнь. Глядя на экран, бойцы отчётливо понимали, что должны собрать все свои силы, всё мужество и волю в единый кулак, чтобы дать отпор врагу и защитить своё право на эту утраченную мирную жизнь. Фильм «Свинарка и пастух» действовал людей ободряюще, придавал На уверенности и решительности. А мелодичные душевные песни, написанные Тихоном Хренниковым и Виктором Гусевым, моментально уходили в народ.

Дальше Пырьев снял комедию «Кубанские казаки», романтический музыкальный фильм «В шесть часов вечера после войны»(1944). Эта картина стала знаковой для советских людей. На момент её создания шёл ещё 1944 год. Советские войска только вышли к границам Союза, шли упорные бои, а Пырьев показывал с экрана празднования в честь Победы. Он верил в эту победу и хотел, чтобы измождённые тремя годами ужаса люди тоже поверили в её скорое приближение. В 1948 снял «Сказание о земле Сибирской».

Все, кто работал с Пырьевым, отмечали, что он был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но при этом отличался обаянием и привлекал к себе людей. Тем не менее, на съемочной площадке режиссер был очень строгим. В последние годы жизни режиссер работал буквально на износ. 7 февраля 1968 года, вернувшись со съёмок фильма «Братья Карамазовы», скончался во сне. Медицинское освидетельствование установило шесть инфарктов, перенесённых «на ногах», во время работы.

  • В память о знаменитом режиссере названа одна из улиц на западе Москвы.
  • На доме в Москве, где в последние годы жизни жил и работал режиссёр (Смоленская улица, дом 10), установлена мемориальная доска.
  • 14 ноября 2001 г. состоялось торжественное открытие мемориальной доски, посвященной И.А. Пырьеву, на фасаде здания кинотеатра «Звезда» в Камне-на-Оби.
  • На базе кинотеатра «Звезда» в 2017 году был создан Центр имени Ивана Александровича Пырьева. В этом центре можно не только познакомиться с лучшими фильмами отечественного кинематографа, но и с материалами, музейными экспонатами, посвящёнными легендарному земляку.
  • На набережной Камня-на-Оби установлен бюст режиссёра.
  • К сожалению, не сохранился дом в котором провел детские годы Ивана Пырьева, он находился на пересечении улиц Ленина 222 и Республики.
  • Один из переулков в нашем городе носит его имя.

По информации Каменской центральной библиотеки имени Борисова.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here