Осень — традиционное время для подведения промежуточных годовых итогов. О том, каким был подходящий к концу 2023-й год для представительного органа власти, рассказал нашему изданию Алексей Марин, председатель Каменского районного Собрания депутатов. Мы поговорили о контроле работы исполнительной власти, о ситуации, сложившейся в теплоснабжающем предприятии, о дорогах, о бюджете и грядущем повышении зарплат чиновникам, о свободе слова и многом другом.

Реакция есть

 — Алексей Сергеевич, что вы можете сказать о работе райсобрания в этом году?

— Наверное, многие считают, что депутаты работают только на сессиях несколько раз в год, а всё остальное время непонятно чем заняты. Сессии, конечно, являются основной формой работы представительного органа, но отнюдь не единственной. В частности, районное Собрание депутатов старается держать на контроле все важные для населения вопросы.

— Как это выглядит на практике? Я имею в виду, что именно в части взаимоотношений с исполнительным кабинетом работа райсобрания как бы скрыта от посторонних глаз — если не считать дискуссии на заседаниях. Есть ли реальный эффект формата «запрос – реакция»?

— Да, мы постоянно обращаемся на адрес районной администрации с письмами, в которых просим решить те или иные вопросы. Иногда наши письма даже приводят к принятию конкретных муниципальных правовых актов.

— Интересно. В чём вы обнаружили «пробелы»?

— Например, в мае мы обратились в администрацию с вопросом: приняты ли на территории муниципального образования Каменский район муниципальные правовые акты, регламентирующие порядок содержания и ремонта дорог местного значения? Вопрос очень важный. Каждый год на ремонт дорог выделяются деньги, а есть какое-то положение о порядке их ремонта и содержания? Так вот, оказалось, что такого Положения нет.

— А вот это ещё интереснее, получается, что де-юре в Каменском районе дорог не существует? А местами, кстати, и физически…

— С последним согласятся многие автовладельцы. Итак, мы направили на адрес главы района обращение, и в июне такое постановление администрацией было принято. Как видите, часть нашей работы — прямое взаимодействие с исполнительной властью.

— И часто приходится брать инициативу в свои руки или, проще говоря, ткнуть носом в недочёты?

— Случай с отсутствующим постановлением о содержании и ремонте дорог — не единичный. Взять, например, ситуацию со сломанным светофором напротив гимназии № 5. Мы написали письмо и попросили администрацию в кратчайшие сроки принять меры к его восстановлению, потому что безопасность детей — это самое важное. Администрация эти меры приняла. Брали на контроль и ситуацию с возможным закрытием второго корпуса детского сада № 8. Обратились в администрацию с вопросом: какова на самом деле сумма экономии средств районного бюджета в случае перепрофилирования здания? Напомним, что планировалось этот корпус отдать под нужды системы дополнительного образования. После нашего запроса выяснилось, что никакой экономии нет и в помине, поэтому закрывать корпус не стали.

— У депкорпуса нет ощущения, что вы делаете чужую работу фактически?

— Нет, такую модель взаимодействия я считаю абсолютно правильной. Суть разделения двух ветвей власти — как раз в том, что одна контролирует другую, и этот контроль конкретно депутатам делегировали избиратели. Мы также постоянно мониторим социальные сети, городские паблики, телеграм- каналы — в том числе Каменские новости, кстати. Наша цель – узнать, какие актуальные проблемы волнуют население. У вас, например, поднимался вопрос о работе грейдера. Мы обратились в администрацию, и нам предоставили сведения: где он работал, на каких улицах. Всю информацию мы разместили на нашей странице в соцсети. Мы там вообще регулярно размещаем все запросы-ответы.

Каменские депутаты подарили городу небольшую зону отдыха в центре

Не пускать деньги на ветер

— Депутаты принимают бюджет. А есть ли какой-то контроль его исполнения?

— Еще в августе мы написали письмо главе района, в котором попросили принять все меры к рациональному использованию бюджетных средств: провести мониторинг реализации муниципальных программ с целью выявления неэффективных мероприятий, принять все необходимые меры по взысканию дебиторской задолженности в бюджет, не допускать нерациональное использование средств местного бюджета на проведение различных протокольных мероприятий, не допускать осуществление каких-либо работ (ремонтных и тому подобных) административных зданий, помещений в них без особой на то необходимости, установить особый контроль за исполнением муниципальных контрактов, не допуская оплаты по ним в случаях некачественного выполнения работ или оказания услуг.

— Про протокольные мероприятия — это вы в точку. Как и про ремонты, коих было множество, а особо обсуждался ремонт в кабинете главы района. Есть уже какая-то реакция?

— Пока о принятых мерах нам ничего не сообщили, но мы надеемся получить ответ.

— Одна из самых обсуждаемых тем — грядущее повышение зарплаты чиновникам, в особенности это касается зарплаты главы и трех его замов. Глава ссылается на новое постановление, повышающее оклад. Но там же говорится о повышении верхнего предела, а не нижнего, или я ошибаюсь? Какой в итоге будет нагрузка на бюджет, если депутаты поддержат повышение зарплат по максимальной планке?

— Действительно, постановлением правительства Алтайского края от 22.06.2023 № 224 установлены предельные (!) размеры должностных окладов по каждой группе должностей. То есть обозначен предел, за который нельзя выходить. Конкретные размеры будет устанавливать районное Собрание депутатов. К этому вопросу надо подходить, тщательно взвесив все имеющиеся данные. В администрации района работают не только заместители главы или председатели комитетов. Очень много обычных специалистов, у которых зарплата более чем скромная.

Есть ли у вас конкретное мнение по тому, должна ли повышаться зарплата заместителей?

— Я и многие мои коллеги считают, что повышение их зарплаты должно быть оправданным. Заместитель главы администрации — должность, предполагающая наличие определенных навыков, знаний, умений и прежде всего ответственности. Зарплата у замов выше, чем у других должностных лиц администрации. Мы же не зря предлагали главе проводить конкурс на замещение должностей заместителей. Глава счел это нецелесообразным. Вопросов нет. Но не получится ли так, что люди с большими зарплатами не будут нести никакой ответственности? Именно этот вопрос волнует многих депутатов. Что касается нагрузки на бюджет, то как раз сейчас комитет по финансам проводит соответствующую работу, цель которой — найти источники для реализации краевого постановления.

Конфликт — это отсутствие компромисса

— Судя по обсуждениям каких-либо ключевых вопросов и голосованиям на сессиях, так или иначе депкорпус можно условно разделить на «провластный» пул и оппозиционный. Понятно, что мира и согласия по определению не должно быть между двумя ветвями власти и внутри депкорпуса. Бывало ли такое, что конфликт приводил к затягиванию с решениями каких-либо вопросов? Возможно ли согласие внутри депкорпуса?

— Я бы не назвал это конфликтом. Конфликт — это неспособность найти компромисс. У нас такого нет. Понятно, что есть 18 депутатов и у каждого свое мнение. Задача состоит в том, чтобы эти мнения пришли к общему решению. Лично я не делю депутатов ни по партийной принадлежности, ни по их отношению к администрации или главе района. Да, бывают какие-то шероховатости, но это, как и в любом виде деятельности, рабочие моменты, не более. Все вопросы решаются сообща. Помимо сессий, есть заседания постоянных комиссий, да и просто можем собраться и обсудить те или иные вопросы.

— Кстати, один из долгоиграющих вопросов — формирование контрольно-счетной палаты. Почему так долго? Поставлена ли точка? Насколько известно, был даже суд по иску прокуратуры — с чем он был связан?

— Да, действительно, вопрос с КСП решался долго, но тут нет нашей вины. Прокуратура обратилась в суд, который признал незаконным бездействие районного Собрания депутатов и обязал сформировать контрольно–счетный орган. Мы с этим решением не согласны, в настоящее время оно обжалуется. Много времени занял подбор кандидатур на должность председателя, мы десяток раз в газете печатали соответствующее объявление. Наконец, 21 сентября вопрос решился, председатель КСП назначен, и замечу, что единогласно. Напомню, что контрольно-счетный орган осуществляет внешний финансовый аудит. А его работу, в свою очередь, контролирует представительный орган, то есть Каменское районное Собрание депутатов. В таком ключе и будем выстраивать работу.

— Как реагирует РСД на серьезные социальные проблемы? Взять, например, провальный ремонт спортшколы. Были ли какие-либо действия депутатов по этому поводу?

— Частично на ваш вопрос я уже ответил ранее. Контролировать стараемся все острые вопросы. По ремонту спортшколы — тема действительно важная и общественно значимая. Насколько мне известно, в настоящее время ведутся следственные действия, правоохранительные органы дадут оценку работе должностных лиц. Несколько депутатов взяли этот вопрос на контроль, обращались в прокуратуру, снимали видеоролики. Думаю, подробности лучше узнать у них, из первых уст.

Банкротство — не выход

— Теплоснабжение в городе — отдельная тема для разговора, и непростая. Если взять мнение отдельных депутатов и некое общее — какую оценку дадите прошедшему отопительному сезону и уже начавшемуся новому? Есть ли риск банкротства теплосетей? Что муниципалитет намерен, по-вашему, делать с колоссальным долгом МУПа в бюджет?

— Это, наверное, самый животрепещущий вопрос. Начну с контроля. Формально мы не имеем право ни вмешиваться в работу этого МУПа, ни контролировать его. Предприятие городское, даже кандидатуру на должность директора согласовывают коллеги из горсовета. Нас это интересует, постольку, поскольку теплосети имеют огромные долги перед бюджетом за резервный уголь. Подчеркиваю, огромные! По итогам прошедшего отопительного сезона общий долг перед администрацией и комитетом по ЖКХ составил около 470 миллионов рублей. При этом за два последних года теплосети вернули чуть более 2 миллионов. Год назад задолженность составляла 361 миллион рублей. И это, наверное, самый главный показатель прошедшего отопительного сезона. Добавьте 100 с лишним миллионов долга за уголь.

— А как же претензионная работа?

— Скажу прямо: мы прекрасно понимаем, что бюджет этих денег никогда не получит. Администрацией района и комитетом по ЖКХ иски предъявляются постоянно, но проблема возникает на стадии взыскания, денег у предприятия не хватает. Что касается банкротства, насколько нам известно, в настоящее время Арбитражным судом Алтайского края рассматривается соответствующее заявление ООО «Топливная компания», город Кемерово. И вот главный вопрос — что делать дальше? Банкротить и создавать новый МУП?

— А по вашему мнению, какой вариант наиболее безболезненный — банкротство или дальнейшее существование в долгах как в шелках?

— Хочу отметить, что МУП «Каменские теплосети», являясь предприятием, осуществляющим услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, в любом случае не может просто так прекратить свою хозяйственную деятельность даже при появлении признаков явной убыточности, поскольку конечными потребителями услуг являются граждане. Федеральный закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях гласит, что собственник имущества унитарного предприятия утверждает его бухгалтерскую и иную отчетность. Следовательно, собственнику имущества МУП «Каменские теплосети» — комитету Администрации района по управлению имуществом и земельным правоотношениям — также известно о финансовом положении предприятия, в том числе о размере убытков, кредиторской и дебиторской задолженности и так далее.

— Так все же, если ли выход из почти патовой ситуации?

— Мы еще в мае направили главе письмо, в котором всё это изложили. В идеале решение проблемы — концессия. Но это очень сложно, прежде всего, нужно найти инвестора, который готов вкладывать деньги в наше коммунальное хозяйство. Найдутся ли такие?

— Ну а руководство Каменских теплосетей как-то озвучивает представительному органу свои позиции?

— Вы сейчас затронули ещё одну проблему — частую смену директоров, точнее исполняющих обязанности. Когда у предприятия каждые 2-3 месяца меняется руководитель, это не способствует нормальной работе. Мы с этим сталкивались: приглашаешь на сессию конкретного исполняющего обязанности директора МУП «Каменские теплосети», а в день сессии оказывается, что там уже другой человек.

Иск о признании «Каменских теплосетей» банкротом продолжает рассматривать Арбитражный суд

Нельзя замалчивать проблемы

— Дорожное хозяйство — тоже больная тема. Как, по-вашему, справляется ли администрация в рамках своих полномочий (и финансирования) с поставленными задачами?

— На самом деле все упирается именно в финансирование. В бюджете 2023 года весь дорожный фонд района утвержден в размере 28 миллионов 218 тысяч рублей. Замечу, что по Бюджетному кодексу, дорожный фонд — это не только ремонт дорог, но еще и дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним. Причем размер муниципального дорожного фонда устанавливается не в произвольном порядке, а формируется из доходов от акцизов на бензин, транспортного налога и так далее. Проще говоря, в Каменском районе невозможно сделать дорожный фонд, например, 100 миллионов рублей. Поэтому остается только надеяться на помощь со стороны правительства Алтайского края. Такую помощь нам оказывают. Тем не менее, денег все равно не хватает, и это логично. Чтобы все наши дороги привести в нормальное состояние, боюсь, недостаточно и всего нашего бюджета. Поэтому главная задача — делать ремонт в условия ограниченных финансов. По итогам года, вероятно, мы сможет дать оценку работе администрации.

— Кстати, весной вы (и мы) слушали отчет главы о проделанной работе. Запомнилась только справка о сельском хозяйстве (урожай, надои и проч.), к которому администрация, в общем-то, никакого отношения не имеет. Некоторые депутаты предложили поставить главе неуд, с этим много позже согласились даже некоторые депутаты АКЗС. Есть ли у депкорпуса вопросы к главе по этому отчету, которые не были заданы на «отчетной» сессии?

— Мы всегда говорим о том, что отчет главы должен быть реальным. Не зря же он называется отчетом о деятельности главы района и администрации, которую он возглавляет. В этом смысле, на мой взгляд, перезагружать его лишней статистической информацией не нужно, ее мы можем запросить и сами. Если помните, то на той самой сессии в марте депутаты задавали много вопросов на разные темы: про собак, про ремонт спортшколы и стадиона, про работу теплосетей. Кто хотел задать вопросы — задал. Отчет, кстати, просто был принят к сведению, никто не признавал работу главы отличной. Наверное, впервые было поставлено на голосование решение о признании работы главы неудовлетворительной. О чем это говорит? Эти симптом того, что не все так хорошо. Мы очень надеемся, что выводы будут сделаны.

— К слову, что вы скажете об отношении к СМИ? Судя по самому факту этой беседы, вы готовы работать с независимым изданием, несмотря на его репутацию в коридорах исполнительной власти. В администрации, кажется, многие настроены с точностью до наоборот. Можете пояснить свою позицию? Вам не кажется, что сегодня муниципальная газета вообще не пишет критику?

— За администрацию я, естественно, сказать не могу, ее отношение с прессой — это их позиция. Мы готовы общаться со всеми, и делить СМИ на «правильные» и «неправильные» не собираемся ни при каких обстоятельствах. Наверное, обсуждать информационную политику другого издания в нашей беседе будет не совсем корректно, однако хочу отметить: в федеральном законе о средствах массовой информации черным по белому написано, что учредитель не вправе вмешиваться в творческую деятельность издания. А какие-либо давления на журналистов и вовсе квалифицируются уголовным законодательством. Нужна ли вообще критика власти? Безусловно. Конструктивная критика дает импульс в работе. Замалчивание проблем, наоборот, может привести к тому, что важные социальные проблемы будут запущены и начнут накапливаться, как снежный ком.

Максим ПАНКОВ.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here