Старенький дом на съезде с улицы Громова, у самой насыпи, практически за обочиной. Во дворе аккуратно и чисто, но видно, что усадьба переживает небольшой упадок — побелка  на фасаде облупилась, забор местами клонится к земле. Тяжелой походкой, с трудом переставляя ноги, к нам выходит хозяин дома — он тоже чьим-то решением оказался за обочиной жизни, без работы за три года до пенсии. Валерий Яблонский, бывший дворник стадиона «Спартак», уверяет, что его целенаправленно «выжили» с работы.

На судьбу бывшего дворника стадиона «Спартак» обратили внимание депутаты — ветеран спорта, в прошлом глава города Юрий Трофимов и экс-руководитель Каменской спортивной школы Василий Железовский. Их обеспокоило не только исчезновение трудолюбивого и ответственного работника с объекта спортшколы, но и явное наличие «мёртвой души» в образовательном учреждении. По совпадению в той же сфере. Добавить к этому стоит также и ситуацию в целом, которая сложилась в районном спорте: катастрофа, иначе не назовёшь. Взять хотя бы провальный ремонт главного здания КСШ.  Но главное — это люди, отдавшие годы школе. Люди, которых, оказывается, легко выбросить за обочину, как ненужный балласт, в силу их социальной незащищенности.

«ИЗМЕРИТЕЛИ» КПД

— В спорте происходит невесть что, — говорит Юрий Трофимов, бывший тренер отделения бокса. — Но больше всего поражает отношение спортивного руководства к людям.

Эту беседу мы ведем, стоя у калитки и ожидая хозяина, которому сейчас трудно передвигаться. Никто не сомневается в том, что странный недуг поразил пожилого человека на почве стресса и нервных переживаний — ведь, по мнению многих сотрудников КСШ, его попросту выжили с работы.

Валерий Иванович отработал дворником на стадионе «Спартак» около двадцати лет.

— Еще бы работал, но случилась беда с ногами, — сетует он. — И врачи не знают, почему они отказываются служить…

— Иваныч, да это всё стресс, — переживает за пожилого мужчину Юрий Трофимов. — Хорошо хоть, от таких волнений  тебя инсульт не хватил!

В больницу, куда Валерий Иванович попал едва ли не при смерти, с катастрофически низким гемоглобином, ему толком не помогли. В неврологии, говорит он, тоже только развели руками.

Переживать нашему собеседнику было с чего: однажды руководство спортшколы решило перевести дворника стадиона на полставки. Что это значит в чисто материальном смысле — вместо четырнадцати тысяч рублей в месяц он стал получать вдвое меньше. При том же объеме работы.

— Выжил он меня (видимо, имеется в виду директор спортшколы, — прим. редакции). —  Сказал, что я якобы не справляюсь с работой.

— «Не вырабатывает часы»,  такой вердикт вынес директор КСШ Сергей Шабалин, — возмущается Василий Железовский. —  Какие часы, если речь идёт о дворнике! У него есть подотчетная территория, так называемая «выработка» определяется площадью, за которое отвечает сотрудник. Любой работник, а также дети, занимающиеся в секциях на территории стадиона, и их родители подтвердят, что Валерий Иванович прекрасно справлялся со своими должностными обязанностями.

Мы неофициально пообщались и с теми, и с другими. Все подтверждают: пока работал Валерий Иванович, на стадионе и на прилегающей территории царила чистота.

— Моя работа — следить за порядком, — сильно волнуясь, говорит наш собеседник. — Я должен был привести в порядок территорию до того, как все придут на работу и тренировки, и поддерживать её в течение дня. И вдруг выясняется, что я слишком мало работал. И что «нарабатываю» всего  на семь тысяч рублей — как жить на такие средства? И я решил уволиться. Тем более, когда забрали полставки, от переживаний ухудшилось здоровье, начались проблемы с ногами. Да ещё постоянно заставляли таскать футбольные ворота. Они тяжелые, мне уже не по годам. А я такой человек, не могу отказать, если просят.

Валерий Яблонский: «Такой я человек, не могу отказать, если просят».

Юрий Трофимов, тоже немало лет проработавший в системе детского спорта, подтвердил, что Валерий Иванович всегда был добросовестным работником:

— В семь утра он как штык на рабочем месте. К началу рабочего дня вся территория уже буквально вылизана.

Как говорят некоторые сотрудники КСШ, после  увольнения Валерия Ивановича долгое время дворника во плоти на территории стадиона никто не видел. Хотя по слухам, руководство спортшколы сразу же кого-то «пристроило».  Недавно постоянный дворник всё же начал работать по документам и в реальности. На освободившиеся ли полставки, или на  полную — пока не известно.

Василий Железовский добавил:

—  Ставка дворника исчисляется не по часам работы, а по площади, за которую он отвечает. На территорию стадиона положена полная ставка дворника. Нормировать работу дворника часами невозможно: он должен прийти рано утром и навести порядок до того, как придут остальные работники. Поддерживать его в течение дня и убраться вечером. Если пошел снег, он должен выйти и в выходной, и в праздничный день. А Валерий Иванович никогда не смотрел в календарь и на часы — надо, значит надо.

В сентябре Валерию Ивановичу исполняется 60 лет, до пенсии остается ещё как минимум три года. И он остался без работы, на обочине жизни. Многие сотрудники Каменской спортшколы считают, что практика «выживания» в учреждении имеет место быть, а вместе с ней — кумовство. Оно же — первопричина всему происходящему.

— Ведь это не единичный случай, — говорит Юрий Трофимов. — Раньше работала делопроизводителем женщина, прекрасный специалист. Мы полагаем, что её попросту «выжили». Сегодня на её месте работает жена председателя спорткомитета.

ЧЕЛОВЕК-НЕВИДИМКА

В распоряжение редакции «КН» попало фотофаксимиле любопытного письма, направленного группой сотрудников КСШ на адрес депутатов — С. В. Сергиенкова (горсовет) и В. Н. Гомзякова (райсобрание). Всего четырнадцать подписавшихся. Приводим цитату:

«… вопрос в том, почему в штате школы числятся люди («мёртвые души»), которые не выходили на работу в течение года, а заработная плата им начислялась».

Чудовищность ситуации заключается в том, что данная «мёртвая душа», по информации сотрудников спортшколы, — это дворник, закрепленный за главным зданием по улице Красноармейской. То есть, с одной стороны мы имеем  пожилого работника, отдавшего два десятка лет учреждению, ответственного, работящего, но выброшенного из учреждения, как ненужный хлам. С другой стороны, как утверждают сотрудники КСШ —  пристроенный на синекуру человек, который получает зарплату за чисто формальные «восьмерки» в табеле и которого никто из опрошенных корреспондентом сотрудников не видел в глаза. Более того, изучение соцсетей легко наводит на мысль о родственной связи дворника-«невидимки» с (вы не поверите) директором спортшколы.

Кстати, Валерий Иванович говорит, что в течение пары месяцев, ещё до того, как пошатнулось здоровье, он ходил убираться и на территорию главного корпуса КСШ. При формальном наличии там дворника.

Куда же «ушли» полставки дворника стадиона? Например, по информации опрошенных нами сотрудников спортшколы, 0,25 ставки дворника (не известно, какого именно объекта), числится за специалистом районного спорткомитета, который по основной своей должности должен находиться на работе с 8 до 17. Не исключено, конечно, что данный специалист вооружается метлой на рассвете (или, наоборот, на закате). Однако сотрудники, настроенные предать ситуацию огласке, говорят, что никогда за наведением чистоты его не видели. Ни ранним утром, ни вечером после работы. «Может, ночью трудится», — иронизируют наши собеседники.

О бывшем дворнике Валерии Яблонском переживают многие сотрудники КСШ.

Анна Аэдма, тренер отделения бокса:

— Мы спрашивали о Валерии Ивановиче у Шабалина, почему у него забрали полставки. Ответ поразил: «Он не вырабатывает КПД».

Ситуация со ставками в Каменской спортшколе в целом возмущает многих сотрудников.

Методисты КСШ (мы говорили с несколькими сотрудниками):

— От нас прячут основной документооборот, некоторые папки в электронной почте школы запаролены. Тем не менее, кое-какие документы попались на глаза — например, списки сотрудников Каменской спортшколы. А также табель учета рабочего времени, в котором номинально числится дворник — этот документ был без подписи, сам по себе он доказательством не является. Однако в приказе о премировании, датированном декабрём 2022 года, есть подпись этого дворника. На недавнем собрании тренеров и методистов мы обсуждали эту проблему. Ни один тренер ни разу не видел его в рабочее время на территории спортшколы, а ведь многие из них приходят рано утром и ведут тренировки до позднего вечера.

КУДА УХОДЯТ СТАВКИ

Вопрос о ставках задал на последнем заседании горсовета депутат Юрий Трофимов. В частности, он потребовал объяснений от директора КСШ Шабалина, выступавшего с докладом, объяснений по своему протеже, тренеру отделения бокса. Депутат Трофимов дал по этому поводу разъяснения корреспонденту «КН»:

— Когда я увольнялся из спортшколы, то подумал, что освободившуюся ставку может взять молодой перспективный тренер и талантливый боксер Ярослав Напалков. Я при личной встрече попросил об этом директора Шабалина. «Даю слово офицера», — ответил он. А в итоге Ярослав получил только полставки, и вынужден совмещать должность тренера в КСШ с работой в Крутихе. Хотя он постоянно просил ставку в КСШ, чтобы не разрываться между двумя населенными пунктами и сосредоточиться на работе в нашем отделении бокса.

Похожая ситуация сложилась с тренером отделения греко-римской борьбы.

Евгений Басалаев, президент Федерации спортивной борьбы г. Камень-на-Оби:

— Работал в спортшколе прекрасный тренер Сергей Непочатов. Мотивируя тем, что в новом учебном году он недобрал группу, у него забрали четверть ставки, и в итоге зарплата упала ниже уровня МРОТа.

Методисты КСШ отмечают, что при этом в спортшколе есть тренер по футболу, у которого занимаются порядка 9-12 человек —  вместо полных четырех групп по пятнадцать воспитанников.  И при этом у него полная ставка, плюс ему же добавили 0,5 ставки инструктора по плаванию.

Всё это похоже на некое  «неровное» отношение руководителей к штату, разделение коллектива на «своих» и «чужих». Ведь тренер отделения борьбы, потерявший четверть ставки, в итоге вынужден был уволиться.

— Если отпустить вопрос правомерности таких действий, как снижение зарплаты тренеру ниже уровня минимального размера оплаты труда, то все равно остается вопрос, — говорит Евгений Басалаев. — Если эта четверть ставки откуда-то убыла, значит, она где-то прибыла?

Методисты спортшколы, согласившиеся на интервью с «КН», полагают, что у сотрудников КСШ, «приближенных» к руководству школы и спорткомитета, в «коллекции» набралось две и более ставок.

При этом, похоже, что руководство КСШ намерено серьезно «сэкономить»  на тренерах. Тренеры по боксу, ездившие в этом году на соревнования российского и мирового уровней, отправлялись руководством в  отпуск без сохранения заработной платы!

ОДНАЖДЫ РВАНЁТ

А ведь раньше такой вопрос даже не обсуждался. Тренер, который везет группу на соревнования или участвует сам, получает  отпуск с сохранением заработной платы. Что логично, ведь это точно такой же труд, плюс  вклад в имидж учебного заведения. Сейчас спортивное руководство муниципалитета игнорирует даже ходатайство Министерство спорта Алтайского края.

Игорь Шагов, тренер отделения бокса:

— Этой весной я повёз сборную Алтайского края, в состав которой также вошли воспитанники Каменской спортшколы. Пришло ходатайство от Минспорта с просьбой выдать мне на время чемпионата и первенства России отпуск с сохранением заработной платы, а председатель районного спорткомитета Семёнов его не подписал, сославшись на то, что «Алтайский ринг» оплачивает тренерам и участникам командировочные. А ведь это та же работа и огромная ответственность, я как главный тренер сборной в ответе за жизнь и здоровье детей в режиме 24 часа.

Гордость каменского спорта Анна Аэдма в этом году приняла участие в чемпионате мира по боксу, добилась выхода в финал и блестяще выступила, удостоившись серебряной награды. Будучи тренером КСШ, она тоже могла рассчитывать на оплачиваемый отпуск на период сборов и самого турнира, однако по возвращению в Камень она обнаружила, что её зарплата за месяц составила… 200 рублей. Что должен испытывать в такие моменты великолепный спортсмен и тренер? Обиду, разочарование? Анна отнеслась к ситуации философски, однако такое отношение к тренерскому составу, выводящему воспитанников в мастера, считает несправедливым.

Юрий Трофимов:

— Пока Аня ездила на сборы и выступала на чемпионате, тренировочный процесс не останавливался ни на минуту. Дети брошены не были, нагрузку взяли на себя другие тренеры — это по-товарищески и просто по-людски. Если руководство школы посчитало, что тренеру, который участвует в чемпионате мира, платить зарплату не надо, то нужно было выдать эти деньги другим тренерам, правильно?

Вопиющее отношение к тренерскому составу происходит на фоне кадрового дефицита — не только в отдельно взятом Камне-на-Оби, а в детском спорте вообще. Ставить под угрозу финансовое благополучие тренера — это как сесть на мину замедленного действия. Однажды рванёт.

А катастрофа уже проявляет себя во всей красе. Проваленный ремонт главного здания КСШ повлек за собой вал проблем. Одна из них — отсутствие в Камне-на-Оби сертифицированного спортивного зала, имеющего разрешение на проведение соревнований. Единственным таким местом был большой зал Каменской спортшколы, который на сегодня так и брошен с загадочно исчезнувшим напольным покрытием. Кстати, наши инсайдеры  из КСШ утверждают, что из спортшколы вслед за полом исчезли металлические конструкции — шведская стенка, турники и рукоход. В письме депутатам, на которое мы ссылались выше, также озвучивается, что в разборе пола участвовал не подрядчик, а лично директор КСШ Сергей Шабалин и несколько сотрудников школы. Вероятно, тому есть свидетели.

Что имеем в итоге? Турнир по баскетболу памяти В.В. Гельвиха впервые за свою десятилетнюю историю географически покинул город и был проведен в Барнауле. Невозможны и другие соревнования краевого уровня, внесенные в календарный план. Нормальная работа Каменской спортшколы «забуксовала» на неопределенное время. Добавить отношение к старейшим работникам образовательного учреждения и к молодым дарованиям — и получится, что детско-юношеский спорт в обозримом будущем может накрыть коллапс.

Возникает впечатление, что руководству школы и муниципалитета в лице спорткомитета спортсмены нужны для совместных фото, когда они возвращаются с победами. Это очень украшает личное реноме, хотя в триумфах спортсменов —  заслуга их самих и их тренеров. А за кулисами открывается истинное отношение спортивного руководства. Причем, мы описали лишь несколько моментов из имеющейся у нас информации.

PS. Источники сообщают, что на сегодняшний день прокуратура проводит опрос сотрудников КСШ, подписавшихся под письмом депутатов. По всей видимости, надзорным ведомством инициирована проверка по факту «мёртвых душ» и ситуации в спортшколе в целом.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

2 КОММЕНТАРИИ

  1. А когда уже разрешат футболистам на стадионе играть, а не тащиться на другой конец города, на стадион 66 училища, который не пригоден для нормальных игр?

  2. Какой-то беспредел творится в Камне, когда уже за всех возьмутся. Неужели всем всё равно? Давно бы петицию подписали видео прилагая и отправили на Федеральные каналы там любят такие дела. Хорошо помню этого дворника, замечательный человек, слово нам детям в жизни плохого не сказал, на соревнованиях всегда смотрел игры и болел за нас.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here