В конференц-зале администрации Каменского района 11 января состоялась встреча с участием депутата Госдумы Ивана Лоора.
О земледельцах на селе, о том, стоит ли алтайским аграриям опасаться нашествия крупных холдингов. А также о предстоящих выборах, функциях и задачах депутатов любого уровня, о том, почему избиратели должны критиковать своих избранников и почему избранники не должны давать пустых обещаний рассказал в своем интервью «Каменским известиям» депутат Государственной Думы.
Стоит отметить, что Иван Иванович никогда не отказывает журналистам в общении. При этом, не избегая острых вопросов, отвечает на них прямо.
«Мне лично всегда очень импонирует то, что «Каменские известия» вопросы ставят достаточно жесткие, но интересные», — сказал он перед началом нашей беседы.
О СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ И ЛПХ
— Иван Иванович, сегодня вы встречались с руководителями сельхозпредприятий Каменского района. Но хотелось бы замолвить слово и о людях на селе, ведь Алтайский край уникален и имеет специфику – почти половина населения проживает в сельской местности, где ЛПХ — порой практически единственное средство заработка. Вопрос касается пресловутого запрета на забой скота на частных подворьях. Достаточно споров по этому поводу было в прошлом, а итог в том, что многие вынуждены были избавиться от скотины, так как ее разведение в малых количествах стало нецелесообразным, частное поголовье сократилось. Тема продолжает оставаться больной. Стоит ли сельчанам окончательно смириться с ситуацией или есть надежда, что что-то изменится, особенно в условиях санкций в отношении России?
— Хотелось бы, чтобы в этом вопросе мы отсекли забой, в общем, и забой, который идет на реализацию. Ведь что касается забоя для собственного потребления, никакого запрета не было. И что касается КРС и свиней – к забою на реализацию подходить нужно более цивилизованно.
Кстати, хочу привести в пример Панкрушиху. Там сделали убойный цех с идеальными условиями. И если человек планирует мясо к реализации, он звонит на бойню, к нему приезжают, сами забирают скотину. И при этом цены на услуги не драконовские, а минимальные.
Лично мое мнение – я этот закон не очень приветствую, но отменить мы его не можем. Он принят. Но и до маразма его доводить не стоит. Если, допустим, несколько куриц, кроликов или гусей зарубить нужно будет. Вести их для этого на бойню – это уже перебор. Мы этот вопрос поднимали перед Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и договорились, что по этому направлению не будет никаких жестких решений.
Еще нужно сказать, что Алтайский край реализовал этот закон в числе последних регионов. Сам ФЗ был принят более десяти лет назад. Ну, если правде в глаза посмотреть, ну давно же стоял вопрос. Но мы все думали, оттягивали, ждали, что он «рассосется». В итоге, в регионе все-таки начали строить бойни. И уж если Панкрушихинский район смог, то и Каменскому это сделать под силу. Тем более, Камень и Панкрушиха – весовые категории разные.
— В этой связи, наверняка, вы слышали разговоры алтайских фермеров, да и на селе об этом в открытую поговаривают. Что запрет на забой скота на подворьях – постепенная «подводка» к приходу на Алтай крупных агрохолдингов, которые сведут на нет последние трепыхания личного подсобного хозяйства. А к холдингам в Алтайском крае отношение, мягко говоря, не совсем ровное после уничтожившей последние совхозы «Изумрудной страной». Есть ли повод бояться и кто защитит алтайских фермеров и крестьян от нашествия крупных корпораций?
— Конечно, бояться стоит. Мы уже имеем опыт с «Изумрудной страной», которая оставила очень нехороший след на каменской земле.
Кстати, в Америке 6% крупных агрохолдингов производят 75% всей валовой сельскохозяйственной продукции. Но там и в голову никому не приходит разрушать мелкие хозяйства. Они защищены законом. Поэтому в сложившейся ситуации я понимаю людей, но ведь есть и другой момент. В Бурлинском районе, например, вообще, никого не было. Десятки тысяч гектаров были брошены. Потом зашли на территорию новосибирцы. Я бы тоже был бы за то, чтобы бы эту землю свои местные хлеборобы возделывали, но их не нашлось.
А что касается законов — если человек работает на своей земле, то он должен иметь приоритет первичного права на пользование ею. В этом фермеры Каменского и Крутихинского районов на нашей общей встрече абсолютно правильно сказали. Ведь когда внезапно на их землю приходит холдинг и начинает изнутри вырывать паи – это неправильно.
Что касается некого негодования местных аграриев по поводу крестьянского фермерского хозяйства Зайцева, так он тоже зашел на землю, когда в Каменском и Крутихинском районах много пашни не обрабатывалось. Он зашел на то, что было брошено.
— Почему же зачастую федеральные законы принимаются без учета особенностей нашей территории? Алтайский край ведь является зоной рискованного земледелия, мы живем в суровых условиях Сибири. У нас практически все реформы проходят по-особенному, потому что большая часть нашего края – это удаленные друг от друга села?
— Да, есть такая проблема. Думаете, эти вопросы не поднимают? И я вам скажу, что в прошлом созыве Госдумы было не доминирующее число депутатов, которые прошли жизненную школу. В этом созыве таких еще меньше. Поэтому задача – их убедить.
Я в Москве говорю, что не нужно мерять всю Россию аршином Москвы и Московской областью, это совершенно другая территория, совершенно другие условия.
И нам удалось отстоять погектарную поддержку с добавочным коэффициентом для сибирских регионов, ведь в Сибири совершенно другие климатические условия.
— Иван Иванович, вы родом из села Лугового Каменского района. Начинали трудовую деятельность с должности тракториста в совхозе «Плотниковский», став впоследствии его руководителем. Вы видели расцвет сельского хозяйства нашего района в советское время и упадок, наступивший в 90-х. Можете ли дать оценку дню сегодняшнему? Как изменилось сельское хозяйство Каменской зоны, и какие перспективы прослеживаются на будущее?
— Что касается эффективности сельского хозяйства, она поднялась. Что касается валовых объемов, они увеличились. Но в селах стало очень мало молодежи. А ведь село – это не только то место, где производится продовольствие. Это, в первую очередь, люди. Село всегда являлось хранителем духовных ценностей нации. Не случайно Василий Шукшин сказал: « Нравственность города подпитывается деревней».
Я уже сегодня говорил, что думать нужно о круглогодичной занятости населения. И фермеры сегодня не случайно подняли вопрос по самой большой проблеме – отсутствию квалифицированных кадров на селе. Ведь где-то есть хозяйства, где стоит суперсовременная техника, а работать некому. И решение необходимо принимать на уровне государства. Необходимо не только создавать рабочие места с круглогодичной занятостью (например, молочное скотоводство), но и доходность работающих на селе поднимать, чтобы зарплата была не только не ниже средней по экономике региона, но и на 20% выше.
Вы задавали вопрос о том периоде, когда был расцвет сельского хозяйства. Так вот в Алтайском крае в 1990 году среднемесячная зарплата в промышленности была 303 рубля, а в сельском хозяйстве 328 рублей.
Эти вопросы я поднимаю регулярно, но пока имеем то, что имеем.
О ВЫБОРАХ И ПОЛИТИКЕ
— 29 января 2023 года Каменский и Крутихинский районы ожидают дополнительные выборы в Алтайское краевое Законодательное Собрание. Уже известно, какие кандидатуры мы увидим в избирательных бюллетенях. Какое напутствие вы бы дали и избирателям и кандидатам?
— Первое, кандидатам в депутаты я бы дал напутствие, чтобы жителей Каменского района они помнили не только тогда, когда идет предвыборная кампания. Чтобы всегда присутствовали на этой территории.
Второе, хотелось бы, чтобы каждый депутат после себя оставил добрый след. Чтобы не только обещал и призывал, а конкретно делал.
Что касается напутствия жителям в канун выборов: земляки должны прийти на избирательные участки и отдать свои голоса, не отсиживаясь дома. Ведь каменцы в выборах уже имеют опыт и он далеко не положительный. Очень важно думать и осознавать, напротив чьей фамилии ставишь галочку.
— Наш район уже сменил не одного депутата АКЗС от своей территории. Как работник СМИ, наблюдающий за всем этим со стороны, если быть честными перед самим собой и нашими жителями, скажу – депутаты или кандидаты появляются перед народом только в канун очередных выборов. Мы их практически не видим и не слышим весь срок избрания.
— Это да. В этом вы абсолютно правы — я помню подобное, по крайней мере, последние 25 лет.
В этой связи, кстати, мне тоже вопрос задавали: «Мы после выборов вас увидим?». Я пообещал, что, минимум, один раз в год увидите – это однозначно. А сейчас уже с предыдущим опытом, могу сказать, что все стратегические обращения избирателей отработал.
Кстати, нашел в районной газете свою предвыборную программу. Это был 1996 год. Недавно ее снова просматривал, она ни в чем не изменилась у меня на сегодняшний день, разве только что по масштабам была меньше. Я следую ей, независимо от занимаемой должности. Поэтому тут могу отвечать за себя. Приезжая на территорию, от которой был избран в Государственную Думу, глаза не опускаю перед людьми, смотрю прямо.
— В тему выборов хотелось бы затронуть и еще один злободневный вопрос. Как известно, каменцы уже не раз обжигались на протестных голосованиях, когда победившие кандидаты, практически сразу после выборов меняли политическую окраску, переходя в другие партии. Как вы относитесь к такому явлению, как «политические хамелеоны»? Когда для достижения своих личных целей в предвыборной гонке политик готов встать под любое знамя, под любой флаг, а после вмиг «перекраситься»? Ведь подобные действия приводят к разочарованию людей, недоверию к институту выборов, низкой явке?
— А кому от протестных выборов стало легче? А хуже кому стало? Самим каменцам.
Смену флагов и их перекрашивание я вообще не понимаю. И как можно на следующий день перепрыгнуть в другую партию тоже не пойму. Я бы, наверное, после такого также, как и вы, разуверился бы в таких депутатах.
«Политические хамелеоны» встречались у меня в практике. Именно от таких людей, которые говорят одно, а делают другое, мы потом получаем неверие избирателей.
— Вы – политик и депутат с большим стажем. Как относитесь к критике? По вашему мнению, могут ли избиратели давать оценку работе своих избранников — депутатов?
— Да, начинал я с должности депутата сельского совета.
Касаемо критики – народ не только вправе критиковать депутатов, но обязан это делать. И когда меня в чем-то покритиковали, я не ищу причину в других, я ищу причину в себе. Без критики, вообще, никак. Главное, чтобы она не была огульной и не опускалась до бульварной.
Ведь это лучше – сверить свою работу с оценкой тех людей, которые тебе эту работу доверили. И если у тебя что-то не всегда получается, ты честно объясни избирателям, почему у тебя это не получается.
У меня вообще принцип – не обещай того, что не сможешь решить.
— С высоты вашего опыта – как, в идеале должен работать депутат любого уровня? Молча сидеть голосовать «за» или «против» или все же важна инициатива, активное участие в обсуждениях? Насколько важно для народного избранника выражать и отстаивать политические интересы своей партии и избирателей?
— Я не могу за всех отвечать. За себя могу. Я и в период предвыборных кампаний не ездил, как многие, со «свитой». Предпочитаю лично встречаться и выслушивать людей, беседовать с разными категориями граждан. Взять педагогов и образование. Доплата за классное руководство, горячее питание для младших школьников – это все большая работа депутатов на сессиях. И очень горжусь тем, что этот вопрос удалось решить в период моей работы в Государственной Думе. Это законы прямого действия и край от этого получает от Федерального бюджета больше, чем на поддержку сельского хозяйства края.
А то, что Камень сейчас попал в программу «Земский доктор», к примеру, — это тоже немаленькая работа. Ведь в одно время получилось так, что Камень-на-Оби лишился статуса города и селом не стал. Городское поселение «вылетело» из нескольких федеральных программ.
Я не говорю, что я один ради того, чтобы исправить ситуацию шашкой махал. Но это удалось решить.
Что касается представления интересов избирателей, небольшой пример приведу. Ко мне обратились из Завъялово с проблемой – необходимо было расчистить местное озеро. Хочу отметить инициативу со стороны завъяловской власти – они оперативно собрали все необходимые документы, сделали все, что зависит от них. Я со своей стороны тоже сделал все возможное, и нам удалось вступить в федеральную программу. То есть в Алтайский край удалось привести дополнительно порядка 257 млн. руб. А вместо одного озера будет расчищено два. Работы уже начались. Если бы так поступал каждый депутат, выбранный от Алтайского края, сколько бы средств нам удалось бы привлечь в регион?
Опять же и от инициативы на местах многое зависит. Я и в прошлом интервью несколько лет назад говорил вам об этом: я рад помочь каменской земле. И ни одно обращение без внимания не оставил. Но инициатива должна исходить от местной власти.
Что касается интересов партии. Зачем вообще существуют фракции и зачем политики в них вступают? Сколько бы ты красиво не говорил, важен результат. Во фракции ты должен убедить коллег и тебя поддержат, тогда и будет результат.
— Насколько важно депутату присутствовать на сессиях? В Камне-на-Оби, например, и в новом созыве и в старых есть люди, которые сессии не посещают. Кто-то ссылается на занятость, кто-то вообще в другом городе живет. А ведь голоса именно этих людей могут быть решающими в каком-то вопросе или необходимыми для кворума. Так и проходит без их присутствия весь срок возложенных полномочий. Неужели нет процедуры воздействия на нерадивых избранников народа, которые не хотят исполнять свои прямые обязанности?
— Это дисциплина и элементарный порядок. Если тебе это дело не нравится, и ты не хочешь или не можешь, то лучше не иди в депутаты. Зачем?
Я лично не могу присутствовать на всех сессиях депутатов, особенно в период предвыборной кампании. А в Госдуме быть обязан. Ты за это получаешь зарплату и тебя никто же наганом не гнал в депутаты. Поэтому, будь добр, свои обязанности исполняй.
Если народный избранник пренебрегает посещениями сессий – это пренебрежение интересами избирателей.
— Иван Иванович, а к вам с личными просьбами обращаются земляки?
— А как же! Конечно. Недавно так получилось, что довольно известный, творческий, интеллигентный земляк попал в онокологию. Потребовалась материальная помощь. Я помог в размерах своих возможностей.
Но как сказал отец Михаил, священник, служащий в Рубцовске: «Милость без корысти есть милосердие». Если будешь рассказывать, как кому помог, это будет неэтично. Помог, и слава Богу!
— Заключительный вопрос. Россия сейчас переживает непростые времена, но федеральное и краевое Правительство делает все, чтобы поддержать экономику и социальную жизнь. По сути, благодаря этому, на жизни рядовых граждан даже санкционный удар не отразился. Можно сказать, что мы живем своей привычной жизнью. По вашему мнению, что необходимо в данный момент нашему обществу, чтобы сплотившись противостоять внешнему давлению, чтобы не получалось у нас, как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука»?
— Важно отметить, что в предыдущий сложный год депутаты Госдумы оперативно приняли законы, которые позволили обеспечить бесперебойное фунцкионирование народно-хозяйственного и сельскохозяйственного комплекса. И поддержку сельского хозяйства мы не только не сократили, несмотря на спецоперацию, но еще и увеличили на сто с лишним миллиардов в целом по стране. Вот это и есть консолидация, когда в трудную минуту объединяется общество и власть. Ничего страшнее нет, чем развал изнутри.
Россия разные испытания проходила. Я надеюсь, что достойно выйдет и из этого.
Юлия РАССКАЗОВА. Фото автора.