Да тут заблудиться можно, петляя разными ходами с этажа на этаж по коридорам и лестницам. Какой необычный лабиринт времен советской эпохи. А какой огромный зал на 300 посадочных мест! «Браво!», «Бис!», — кричали зрители, стоя в проходах, когда мест всем желающим не хватало. На крыльце во время антрактов будто бы все село собиралось, нарядившись в самую парадную одежду. Оглушительные овации и удивительно отменная акустика, которой даже каменский Дворец культуры похвастать не может. Так было 35 лет назад в сельском Доме культуры села Поперечного… Отблески активной культурной жизни сохранились и двадцать лет назад. А потом пришло запустение…
В 2021 году попереченский СДК отпраздновал 35-летний юбилей. И вы не поверите, культура в этом селе не просто выжила вопреки всем обстоятельствам – она развивается стараниями всего трех человек, не считая главы сельсовета. Причем, развивается очень успешно. В 2022 году «Творческая мастерская» попереченского СДК получила диплом I степени краевого фестиваля театральных коллективов «Театральный разъезд» за спектакль по пьесе Михаила Хайфеца «Не забудьте расписаться». Попереченские театралы своим дебютом попросту поразили жюри, чем вывели Каменский район в несомненные лидеры. До этого ребята получили диплом в номинации «Новаторство и оригинальность» за эту же постановку в районном фестивале «Калина красная».
Про то, как судьба свела актеров из разных городов в Поперечном и про их новую постановку «Телемутация», мы уже писали в публикации «Прага-Стамбул-Камбоджа-Поперечка». Но нынешним летом театралы удивили снова: впервые за многие годы в Каменском районе был поставлен детский спектакль с разновозрастными актерами. Мало того, после успешной премьеры ребята отправились в небольшие гастроли в соседний район и планируют принять участие в краевом конкурсе «Яркий образ».
О том, каким чудом попереченской культуре удалось не просто выжить и существовать, но и двигаться вперед, добиваясь успехов, приобщая молодежь к творчеству, в нашей сегодняшней публикации.
ШОК
Аншлаг! За последние годы ни одно культурное мероприятие не собирало столько зрителей. Поначалу, незаметно выглядывая из-за кулис, дети были спокойны: 10-15 человек в зрительном зале, все, как обычно, бояться нечего. Но когда поднялся занавес, юные дебютанты оторопели – почти 60 человек. А среди них не только родители и родственники, но и одноклассники, односельчане. «Главное, не опозориться, не забыть слова, чтобы не засмеяли», — вертелось в головах юных героев сцены. И ведь все получилось! А самое удивительное в том, что премьера проходила в разгар школьных каникул – спектакль «Сказка о жареных петухах» Владислава Панфилова впервые увидел зритель на земле Каменского района 30 июня. Репетиции шли полтора месяца, иногда включая выходные дни. Дети вместо отдыха и летних игр трудились в поте лица с огромным интересом. Причем, уже сейчас ждут не дождутся следующей постановки со своим участием.
«Изначально обсуждали с ними: беремся или не беремся. Смогут ли они месяцем лета пожертвовать, месяцем каникул. А читка сценария прошла у нас весной – 8 мая, — говорит Ирина Дворских, режиссер, руководитель «Творческой мастерской».
До этого я работала со взрослыми, и мне просто захотелось попробовать поработать с ребятишками. Некоторые из них видели, что мы со старшим поколением уже поставили два спектакля, кто-то из детей даже бывал на «взрослых» репетициях из любопытства, другие до этого участвовали в театрализованных представлениях, например, к Новому году. Кто-то из них уже пробовал себя в роли ведущего. Но серьезных детских постановок у нас не было никогда.
Стоит сказать, что когда я выбрала пьесу, определенных детей уже знала – они всегда за любой кипеж, как говорится. Им любую роль дай, они с удовольствием возьмутся за дело, остальных мы вместе с ними и добирали в нашу актерскую трупу. И я могу сказать, что все они справились в итоге, они большие молодцы! Мало того, что у них был дебют на большой сцене, так мы еще перед выступлением решали вопрос: где находиться режиссеру – за кулисами, где я могу им как-то помочь и подсказать, либо в зале. Дети сказали, чтобы я была в зале. Они были абсолютно одни перед зрителями, и каждый знал свой выход, все действия».
Радости и детским улыбкам предела не было, когда мы встретились с ними в стенах родного СДК. Да и мне было сложно скрыть удивление, увидев перед собой такую редкость – не гаджеты и интернет интересовали их последние полтора месяца, а ежедневная отработка сценария. Поистине редкие дети в современном мире. При учете того, что младшему из них Максиму Анищенко, выступившему в роли «Цыпленка», всего семь лет миновало. Кстати, несмотря на самый юный возраст, «Цыпленок» к предложенной ему изначально роли отнесся серьезнее всех – сказал, что даст свое согласие или откажется только после того, как ознакомится со сценарием. Ему, по словам режиссера, досталась одна из самых сложных задач – каждую репетицию сидеть в специально сшитом мешке, таскали его по сцене туда-сюда. Максиму в это время нужно было проявлять огромное терпение, чтобы высовываться из мешка по сценарию, вовремя. Впрочем, у каждого в спектакле была своя особенная роль, отточить которую нужно было так, что даже если ошибешься или слова забудешь, зритель не должен этого понять. Зритель должен подумать, что все так и было запланировано.
Уже после они, довольные и счастливые, обнимались с родственниками и друзьями, не успев смыть театральный грим, почувствовав себя настоящими звездами. Ведь без преувеличения, этот детский шок от аншлага обернулся огромной радостью, самоудовлетворением и успехом.
ВЕСЬ МИР ТЕАТР, А МЫ В НЕМ?
Но стоит сказать несколько слов о самом сюжете. Излагать его полностью на газетных страницах нет смысла, ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Тем более, посмотреть получасовое видео спектакля можно будет на нашем сайте. Но если вкратце. Основная мысль постановки вроде бы очевидна, как белый день, а в реальности добиться этого не так уж и легко — какими бы вы ни были, в какие бы обстоятельства ни попали – главное, оставаться людьми. В общем, по «легенде» Баба Яга отправляет родителей детей на леденцовое поле, а их отпрысков намеревается превратить в поросят, ежедневно снабжая летающими по небу жареными петухами на берегах молочной реки с кисельными берегами. Цель злой Яги – забрать у детей все человечное, чтобы они отвыкли думать, перестали умываться и следить за собой, росли безалаберными, беззаботными и бездумными, жадными и ленивыми. Уж каким чудом героям удалось справиться с этой напастью, писать не будем – лучше насладиться театральным искусством попереченцев воочию через видеопросмотр. Скажем лишь то, что колдунья своей цели почти достигла – сцена была полна хрюканья. А уж какая реакция самих актеров на это забавное зрелище была на репетициях, и как тяжело было сдержать им смех, когда весь зал взрывался громким хохотом – это отдельная история. Ну, приоткроем еще немножко завесу тайны о главном герое Вовчике – в настоящей жизни Евгении Нечунаеве. Он, как и его юные коллеги по цеху, стал настоящей находкой для режиссера. Парень в роль вошел настолько, что пугал товарищей, когда с визгом отбрасывал от себя заговорившую человеческим голосом волшебную палочку. Даже во время нашей встречи с ребятами, он так естественно начал мысленно возвращаться на сцену и повторять слова своего героя, что к нему невольно присоединялись по очереди все его товарищи. Я попала в спектакль, хоть и сидели мы с ребятами за столом, и действия нужно было представлять, но с таким старанием актеров воображение без проблем рисовало сцену за сценой. При этом Женя знал наизусть слова каждого героя.
«Женечка, твой шепот был слышен на задних рядах, когда ты пытался другим их слова подсказать, — улыбается Ирина Дворских, обращаясь к юному дарованию, — он был, как мамка для остальных, кстати, как палочка-выручалочка».
Еще режиссер отметила, что много слов благодарности потом получила от родителей дебютантов, хотя сама не считает постановку своей заслугой – гордиться здесь нужно ребятами. Да и вообще, разве плохо, что они с малых лет начинают любить не виртуальное, а реальное и немножко позабытое искусство? В чем главные преимущества театра? Понимать себя, выражать себя, понимать людей, правильно выражать эмоции. Это дисциплина и самоконтроль. Ирина Дворских и дальше планирует развивать детское театральное искусство в Поперечном, утверждая, что настоящая командная работа начнется только после второй или третьей постановки, когда дети начнут чувствовать, уважать друг друга, знать свои настоящие способности.
НАС ТРОЕ, НО МЫ В «ТЕЛЬНЯШКАХ»
Маргарита Мацюк, Людмила Украинская и Ирина Дворских – имена тех людей, благодаря которым еще не «умерли» эти нескончаемые лабиринты советской эпохи. Как-то непривычно, что в селе настолько огромный Дом культуры, и это при том, что внушительный по площади зал на втором этаже отрезан от жизни в буквальном смысле этого слова. Вход в него заложен кирпичами, отопления нет, ремонт там проводить пока бессмысленно из-за протечек ветхой кровли. Еще десять лет назад почти все СДК было в таком состоянии: большая часть здания была закрыта от посетителей, отопление перекрыто. Стены на лестничной площадке черного цвета от плесени, запах сырости витал повсюду. Кое-как культурная жизнь села периодически теплилась в малом зале на втором этаже – практически единственном месте, где можно было собраться на праздник.
«Наверное, целое десятилетие Дом культуры постепенно приходил в запустение, — рассказывает во время небольшой экскурсии Маргарита Мацюк, заведующая Попереченским СДК, — а потом постепенно начал оживать благодаря стараниям главы сельсовета Светланы Кольченко. И я, став директором клуба, постоянно капала и капала на нервы руководству, что в таких условиях полноценно работать невозможно. Большой зал с огромной сценой закрыт на ключ, из пожилых людей не все могли подняться на второй этаж в малый зал. К тому же там лавочки вместо сидений стояли, все на одном уровне, зрителям плохо видно, что происходит на сцене. Я хорошо запомнила из тех времен, как однажды у нас была небольшая театральная постановка, народу в зале много было. Весна. И во время представления на потолке собрался конденсат в таком количестве, что на людей дождь закапал.
В общем, потребность в культуре у нас большая – ну не просто же людям на лавочках сидеть. Попереченцы любят культуру, есть у нас определенный костяк населения, который посещает все мероприятия. А вот на День молодежи, праздник, про который «Каменские известия» писали летом, я увидела людей, которые к нам вообще не приходили. Празднование Дня молодежи превзошло все наши ожидания по массовости и размаху. Да и, честно признаюсь, не ожидала я, что на детский спектакль рекордное количество зрителей придет».
К слову о Маргарите Мацюк. В этом году заведующая культурным учреждением стала одним из победителей краевого конкурса в номинации «Лучший работник сельского клуба». Благодаря Маргарите Николаевне сельский Дом культуры получил 110 тысяч рублей на приобретение новой световой аппаратуры. Она – единственный педагог в Каменском районе, преподающий музыкальный фольклор. Директор успевает не только организационными вопросами заниматься, но и обучать детей игре на фортепиано, вести два музыкальных коллектива (про которые, возможно, мы тоже когда-нибудь напишем более подробно). Для взрослых – это ансамбль народного пения «Сибирянка», через два года он уже отпразднует десятилетний юбилей. Для ребятишек — ансамбль «Домисолька».
— Маргарита Николаевна, а кто вам помогает обслуживать такое большое здание? Например, если лампочка перегорит, потолки-то высоченные.
— С этим у нас проблема, — отвечает собеседница, — почти все приходится делать своими руками или слезно просить кого-то о помощи. Это в районном Дворце культуре доходы другие – они зарабатывают себе деньги и нанимают работников, чтобы им ремонт делали. А у нас нет выхода. Вот к юбилею ДК готовились всем миром. Пришел наш фермер Василий Анищенко и положил передо мной деньги, подарок от себя. На них я купила три большие лампы, чтобы избавиться от мрака в коридоре и в одном из кабинетов. В общем, проблем много, а финансов и рабочих рук нет.
— Хотелось бы спросить у ваших работников: по вашему мнению, есть ли будущее у культуры на селе?
— Мое личное мнение, что если коллектив хочет работать, он будет работать, «тащить» и привлекать сюда людей. А если коллектив не хочет работать, он тихонечко засядет, и будет сидеть для отчетов, — ответила Ирина Дворских.
А вот и светлый кабинет с пластиковыми окнами и стройными рядами швейных машинок. На стенах висят платья, сшитые девочками специально для дефиле. Это вотчина Людмилы Украинской, работает она в ДК, как и Ирина Дворских, на 0,5 ставки и выбить эти «половинки» руководителю удалось не так давно. Несмотря на это, все костюмы и наряды в Доме культуре сшиты Людмилой Семеновной – их накопилась уже целая гардеробная.
К слову сказать, ремонт в ее кабинете появился лишь в позапрошлом году, его не было здесь тридцать лет. Стены все эти десятилетия были завешаны плотной тканью по типу мешковины. Женщины эту ткань сняли, постирали, да нашили новых костюмов – рубашек да фартуков для артистов. Так сказать вышли из положения и обновили костюмерную, денег ведь никто ни на какой реквизит не выделяет уже много лет, все старенькое.
А еще, по словам директора, Людмила Украинская единственный на весь район педагог, преподающий декоративно-прикладное искусство в СДК.
Так и живут «трое в тельняшках». Работа хоть и не денежная, но бросить ее, бросить культуру даже в мысли не приходило, ведь жизнь-то налаживается.
КАК НАЛАЖИВАЕТСЯ ЖИЗНЬ
Это было похоже на праздник, когда открывались запечатанные годами двери изолированного крыла здания. В них снова пришло тепло жизни. В былой пустоте появился фитнес-зал, где проходят занятия спортивного кружка «Тонус-плюс» под руководством Ирины Дворских. В огромном помещении на первом этаже заменили «холодные» окна, глава помогла и с приобретением ноутбука для культработников. По вечерам здесь проходят дискотеки, желающие могут поиграть в фойе в бильярд. Еще бы проектор кто подарил для полного счастья, да оставшуюся часть крыши починить, но это пока лишь мечты.
Отдельно стоит отметить попереченский музей, переехавший из местной школы в ДК. Довести до ума его пока не хватает времени, а ведь в нем есть достаточно любопытные экспонаты. Например, фотоаппарат 1878 года, старинная икона. Образ нарисован на прочной плахе, видимо, какими-то натуральными красками, раз изображение до сих пор видно отчетливо. Хранится здесь журнал из землянки Кири Баева, в этом журнале расписывались пионерские делегации со всего Алтайского края, оставляли отзывы. А однажды старинное зеркало музея попало на видеокадры, когда снималось видео про ДК. И совершенно случайно люди узнали зеркало своей прабабушки. Наверное, сельская культура чем-то похожа на старинное зеркало, которое нужно беречь и передавать из поколения в поколение вопреки времени.
Юлия РАССКАЗОВА. Фото автора.
Денис КОНРАДИ, 11 лет, роль «Славика-баловника»:
«Как-то мы шли с Максом домой уже после премьеры и мечтали. Сначала нас в Плотаву на гастроли пригласили, потом пригласят в Барнаул, потом вПитер и Москву. Так мы с гастролями до самого Китая доедем».
Анастасия КУЛИГИНА, 13 лет, роль «Любашки-замарашки»:
«Самое сложное для меня на сцене были те моменты, когда нужно было хрюкать, в то время, когда мы превращались в поросят. Нас ведь заколдовала Баба Яга. Ну очень смешно было. Особенно сдержать улыбку, когда в зале смех стоял».
Георгий МАЦЮК, 17 лет, роль «Человека-тени»:
«Роль мне досталась случайно. Шел по своим делам. Знал, что у нас в ДК спектакль готовили. Зашел посмотреть, Ирина Анатольевна предложила мне поучаствовать, я согласился».
Татьяна ТОЛСТЫХ, 12 лет, роль «Жорика»:
«Для меня было главным – не забыть слова, не запутаться. Я представляла, что мы одни в зале, как на репетиции. Мы ведь не думали, что столько людей придет на премьеру».
Анастасия ГЕОРГИНА, 11 лет, роль «Зеркала»:
«А мне было очень сложно падать в платье, так как я их вообще не люблю носить, но ради спектакля пришлось надеть».
Максим АНИЩЕНКО, 7 лет, роль «Цыпленка»:
«В мешке сидеть постоянно было не такой проблемой, как по-настоящему схватить Любашку-замарашку за волосы».
Анастасия АНИЩЕНКО, 11 лет, роль «Бабы Яги»:
«Папа был на работе во время спектакля. Мама все записала на видео, и он потом три раза пересматривал. Сложно было озвучивать свою роль голосом бабушки, ходить старческой походкой. А еще, когда закрылся занавес, я хотела поплакать от волнения, но потом поняла, что нам еще выходить, а у меня весь грим растечется по лицу».
Евгений НЕЧУНАЕВ, 13 лет, роль «Вовчика»:
«Согласился на роль с огромным удовольствием. Для меня это была целая жизнь».
Камилла ШАДАРОВИЧ, 10 лет, роль «Ленки-лентяйки»:
«Режиссер меня называет суперновичком в театре. Правда, мне сложно было поначалу вжиться в роль, когда требовалось ползать по сцене от навалившейся лени и спать на мусоре. Мы эти мусорные декорации, кстати, сами делали. Но было очень смешно. Люблю вспоминать наши репетиции».
Ирина Дворских благодарит всех детей и их родителей за постановку спектакля. Безупречно свою работу выполнила и звукорежиссер — пятнадцатилетняя Екатерина Селиверстова. Без запинок, без единой паузы.
Отдельная благодарность за спонсорскую помощь ИП Петру Гедерту и главе КФХ Василию Анищенко.