Говоря о столь солидном юбилее этого учреждения, мы подразумеваем историю ДМШ № 1, первая веха которой отмечена в 1957 году. В своей новейшей истории учреждение фактически являлось методической базой для всех музыкальных школ города и района. Именно поэтому в 2017 году ДМШ № 1 стала ядром для слияния всех музыкальных и одной художественной школы в одну Детскую школу искусств. Так что этот год также стал первым юбилеем в обновленной КДШИ.

Корреспондент «Каменских известий» встретился по этому приятному поводу с директором КДШИ Еленой Рутковской. Мы поговорили об итогах масштабной реорганизации пятилетней давности, о том, как приобретаются дорогие и очень дорогие инструменты для школы, и о том, как классическому искусству выжить в условиях современного медиа-пространства.

— Здравствуйте, Елена. Мы у вас впервые за долгое время. В силу специфики школы искусств — а это, согласитесь, академическое и даже элитарное заведение в системе дополнительного образования — о вас не так часто слышно в медийном поле. Как поживает ДШИ последние пять лет, что она из себя представляет в дважды юбилейном учебном году?

— Сегодня Каменская детская школа искусств является одним из самых крупных учреждений дополнительного образования Каменского района, у нас в текущем учебном году обучаются 753 человека. Конечно, такой большой школа стала в 2017 году, когда произошла реорганизация. Суть её заключалась в присоединении к детской музыкальной школе № 1 всех ДМШ района и художественной школы.  Мы ведем обучение по четырем видам искусств: музыкальное, изобразительное, театральное и хореографическое.

— Сельские музыкальные классы после реорганизации тоже стали частью ДШИ?

— Да, на сегодняшний день мы имеем классы в Новоярках, Луговом, Поперечном, Толстовском. До не давних пор также класс был в селе Рыбном, но, к сожалению, сейчас там нет преподавателя. Похожая ситуация сложилась в Корнилове.

— Наверное, в сельской местности непросто найти музыкального педагога?

— Очень тяжело. Я думаю, даже труднее, чем найти педагога для общеобразовательной школы. Ведь в селе музыкальный преподаватель должен быть настоящим гуру во всем, буквально многостаночником. И мультиинструменталистом. В городских структурах ДШИ у нас есть отдельно преподаватели по теоретическим дисциплинам, отдельно преподаватели хора, отдельно концертмейстеры. А в селах преподаватель должен вести и сольфеджио, и музыкальную литературу, и непосредственно предмет. Более того, ребята, которые занимаются по предпрофессиональной программе, должны изучать фортепиано как второй инструмент. К счастью, у нас такие педагоги есть.

— Детям, похоже, тоже непросто? Я имею в виду, что предпрофессиональная подготовка подразумевает полноценную учёбу, постоянную практику и так далее. Фортепиано, конечно, не синхрофазотрон, но все же…

— Да, программы обучения у нас сложные. Мы держали и будем держать марку на высоком уровне, не отходя от предпрофессиональных программ и даже наоборот активно их внедряя. Потому что это определяет качество преподавания. Конечно, мы можем упростить учебный процесс, но что получится в итоге — вместо школы искусств кружок по интересам. Поэтому с родителями, приводящими детей впервые, мы сразу расставляем точки над i  — если ребенок приходит сюда, он должен учиться. Это школа, это целая система, которая предполагает большой труд.

— Есть ли сейчас спрос на классическое искусство? Какие отделения у вас есть на сегодняшний день, какие инструменты и вообще направления искусства пользуются спросом?

— Довольно большой контингент обучающихся  у нас в отделении фортепиано. Спрос есть, дети идут на этот инструмент охотно. Кстати, к отделению фортепиано относится класс скрипки.

— Это чисто организационное решение?

— Да, скрипку у нас преподает Ирина Дорожкина, а она уже много лет единственный в Камне педагог-специалист по данному инструменту. Поэтому мы не можем создать отделение скрипки, и класс отдан в подчинение отделению фортепиано. У нас и народное отделение представлено разнообразными инструментами: баян, аккордеон, щипковые струнные. Конечно, большинство ребят идет на гитару, но не забыты и балалайка с домрой. В свою очередь, из-за большого потока учащихся, некоторым нашим преподавателям-домристам пришлось дополнительно преподавать и классическую гитару.

— Отделение по вокалу — тоже своеобразная марка школы искусств.

— Хоровое отделение всегда пользовалось популярностью, и в бытность ДМШ № 1, и сейчас. Оно тоже разделено по направлениям: академический вокал, эстрадно-джазовый вокал, народный вокал и фольклорный ансамбль.

— Кажется, фольклор всегда был актуален, а сейчас переживает новую волну. С чем это связано? Есть такое мнение, что когда культура переживает упадок, она обращается к истокам, вы согласны?

— Народная хоровая музыка и есть наши истоки, это наша душа. Я искренне надеюсь, что народное искусство сохранит актуальность и всегда будет идти параллельно с классическим, взаимно друг друга дополняя. Тем более мы живем в России, с такой многовековой уникальной историей и культурой.

— А как развивается хореографическое отделение?

— Оно всегда было многочисленным, дети танцевать любят. Сейчас мы его расширяем, к счастью, два года назад к нам пришел новый специалист, наша же выпускница Наталья Поляничко. С хореографией никогда не было проблем — по крайней мере, с желанием детей этому учиться. Но был период сложностей с преподавателем, когда Римма Стрельцова, много лет ведущая это отделение, уехала из Камня-на-Оби. Отделение работает, а кроме того у нас есть специалист в Новоярках — Светлана Голубкова. Она активно пропагандирует хореографию в родном селе, а в понедельник и  вторник каждой недели приезжает и ведет занятия здесь.

— Кстати, раз уж ядром для нового учреждение послужила ДМШ № 1, для вас внове стало художественное отделение. Как идут дела в этом направлении?

— Мы с радостью отмечаем рост количества учащихся, сейчас  в художественном отделении обучаются порядка ста пятидесяти человек. Работают шесть преподавателей. Среди них опытные педагоги, а также два молодых специалиста.

— Когда-то новым и интересным начинанием в ДМШ № 1 было театральное отделение. Оно существует и поныне?

— Сейчас у нас есть некоторые сложности с театралами.  Долгое время отделение возглавляла Елена Павленко, но в этом учебном году она покинула наш коллектив. Передать весь объем работы на сегодняшний день некому. Для этого дела нужен хороший специалист с  профильным образованием, который театром буквально горит.  Мы сделали все, чтобы не отпустить ребят, которые не успели закончить школу. Даем доучиться, для этого создали класс кукольного театра.

— А профессиональных театралов у нас в городе немного?

— Я бы сказала, что считанные единицы. Но мы ждем и надеемся, что к нам вернутся наши воспитанники, которые сейчас учатся в средне-специальных заведениях и вузах.

— Такое часто случается?

— Возвращение выпускников в роли преподавателей? Да, к нам иногда приходят наши бывшие воспитанники после окончания профильных учебных заведений. Я сама окончила ДМШ № 1, затем музыкальное училище, институт культуры, и в 2008 году пришла в родную музыкальную школу преподавать на отделении фортепиано. Но к нам также приходят молодые специалисты, которые здесь не учились. В этом учебном году на хоровом отделении появился новый специалист не из Камня-на-Оби. Очень хороший старт, достаточно смелый, сейчас она ведет хор и сольное пение, академический вокал.

— Кстати, академический вокал — вещь крайне сложная, а особой популярностью в массовой культуре он не пользуется. Идут ли к вам дети учиться так называемому «оперному» пению?

— Мы очень рады, что академический вокал ещё держится на плаву. Да, это очень сложно, не каждому дано. Поэтому их единицы — ребят, которые достигают профессиональных высот.  Но учим всех, и это прекрасно, что есть заинтересованность. В последние годы у нас были два замечательных выпускника. Например, Александр Усков, он сейчас учится в Новосибирске. Когда он поступал, комиссия была им просто очарована. Ну а Данил Севец не нуждается  в представлении. Он в итоге поступил в Красноярский институт имени Хворостовского, где учился сам великий баритон. А насчет популярности… К сожалению,  телевидение сегодня абсолютно не поддерживает классическое искусство. Есть, конечно, канал «Культура», но у него мало зрителей, особенно среди молодежи. При этом центральные каналы практически не занимаются популяризацией симфонической музыки, оперы, классического искусства вообще. Засилие популярной музыки тоже определенным образом сказывается на нас. Сейчас многие родители выбирают для своих детей короткий путь на сцену — через различные эстрадные кружки и студии. Это прекрасно, конечно, но для более глубокого изучения музыки необходима школа, нужен упорный труд.

— Но не каждому это под силу?

— Да, не из всех детей получится новый Моцарт или Хворостовский. Ну и что? У всех есть «потолок» — и в искусстве, и в спорте. Иногда родители говорят, что раз нет профессиональных перспектив у ребенка, то зачем ему музыкальная школа. А зачем мы читаем книги? Для какого-то внутреннего удовлетворения, чтобы пережить новые ощущения, чтобы развиваться, в конце концов. То же самое — музыкальная школа. Это свой мир, который расширяет сознание. Многие находят здесь друзей, ведь бывают такие ребята, которым в классе сложно найти друзей, а здесь сближают общие интересы. Пусть лучше ребенок занимается музыкой, чем безвылазно сидит за компьютером или в телефоне.

— На чем больше всего сказалось объединение нескольких учебных заведений в одну школу искусств?

— В первую очередь это отразилось на административной работе, её стало очень много. Также немного осложняет положение дел тот факт, что не все отделения и классы находятся в одном здании. В административной работе мне помогают заместители Лариса Федотова и Наталья Поляничко.

— Как вам удается обновлять материальную базу, в том числе музыкальные инструменты?

— С этим у нас особых проблем нет. Отчасти мы справляемся за счет собственных средств, также нам во многом помогает администрация района. По программе развития культурной среды  выделяются средства, и мы можем позволить себе раз в год приобретать какие-то новые инструменты — например, электропианино, гитары хорошего качества. Также в прошлом и позапрошлом учебных годах по федеральной программе мы приобрели три фортепиано «Михаил Глинка», рояль той же марки, скрипку, звуковое и световое оборудование.

Резюмируя, можно сказать, что в Каменской детской школе искусств есть все возможности для качественного обучения основным направлениям в искусстве, программы предпрофессиональной подготовки открывают талантливым ребятам пути для дальнейшего развития в музыке, хореографии, изобразительном искусстве. А главное, есть дети, которые к этому стремятся, и родители, которые их поддерживают.

Максим ПАНКОВ. Фото автора.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here