Воспоминания ветерана Александра Нечаева, пережившего расцвет спорта в Камне-на-Оби

0
1455

Зима. 6 утра. Разбудил телефонный звонок: «Фаина, буди своих!». Мама растолкала Сашу и Толю, студента, который с ними жил. Петр Цирюльников из Каменского педколледжа на проводе, зовет пацанов срочно лед чистить для конькобежцев на реке Обь. Вставали ни свет ни заря и шли чистить.Так Александр Нечаев с юных лет приобщался к спорту.

Конькобежцы тренировались в районе горпарка прямо на очищенной ледяной глади. Тут же каждую зиму ставили два отапливаемых вагончика для них. В Камне в то время очень хорошо был развит конькобежный спорт. Были свои чемпионы края, призеры Сибири, выступали на первенстве РСФСР среди средних учебных заведений. Александр и сам неплохо на коньках бегал, хорошие результаты показывал.

Кстати, именно благодаря фронтовику, почетному гражданину города, физкультурнику Петру Цирюльникову раньше новогодние елки устраивали прямо на льду замерзшей Оби.

А футбол! Любимый вид спорта! Александр помнит, как вместе со своей командой, с ребятами, с которыми дружит до сих пор, осваивал азы популярной игры с мячом. В те времена не было видеоуроков, не было интернета, но советские парни выход нашли. Когда в городе появилась первая воинская часть, вместе с ней образовалась команда «Звезда». Играли в ней, в основном, спортсмены из Москвы и Подмосковья. Так Саша с друзьями у них чуть ли не ночевали на поле. Военные научили их мячом владеть, обыгрывать, до чего-то юные каменцы сами доходили в процессе. Те годы он вспоминает словно сказку.

Александр Нечаев показывал хорошие результаты в конькобежном спорте.

В 1972 году сборная команда Камня-на-Оби на базе ремзаводской «Торпедо» выиграла путевку в I группу городов Алтайского края и стала играть на краевом первенстве. На трибунах и на крышах яблоку негде было упасть. Их знали все.

На танцах, когда в зал заходила «Торпедо», заглушали музыку и объявляли вальс специально для футбольной команды. Разве такое можно забыть?

Может ли он забыть времена, когда сборная каменских футболистов играла по сельским районам и становилась четырехкратными чемпионами региона?

А как объездил весь Советский Союз, будучи тренером по баскетболу? Как на краевых первенствах к ним в раздевалку заходил Евгений Парфенов, первый секретарь горкома КПСС, – где-то хвалил, где-то ругал, но соревнования с участием земляков старался не пропускать.

А еще он помнит, как пролетало детство на стадионе «Спартак». С утра до темна дети играли, тренировались, знакомились. Саша ведь буквально за забором от стадиона жил и, не успев толком проснуться, уже мчался на поле вслед за кожаным мячом. На «Спартаке» он познакомился со своей супругой, с которой живет уже 56-й год.
Он помнит все – как менялась страна, и мода на спорт стала уходить на второй план после развала Союза. Как постепенно практически исчез в Камне-на-Оби взрослый спорт.

«Стадион в детстве для нас был центром мира, а сейчас смотрю на родной город и вижу, что, кроме детского спорта, который держится на фанатах — тренерах, взрослого спорта вовсе не осталось. От этого мне очень обидно, — говорит Александр Васильевич, — сейчас практически, кроме волейбола, спортивных игр нет. Со смертью Гельвиха, заслуженного тренера, и баскетбола не стало.

Футбола тоже как такового нет. Хоккей еле-еле шевелился. Где спорт для взрослых? Везде сейчас в основном засилие силовых единоборств — бокс, кикбоксинг, бои без правил. И смотрите, как девчонки-то идут на силовые виды спорта. Даже тренер по боксу Игорь Шагов уже не знает, как с ними быть. Девчонок на боксе больше, чем пацанов. Наверное, все хотят научиться за себя постоять.

Кстати, когда я директором спортшколы работал, Аня Аэдма мне говорила: «Александр Васильевич, я буду олимпийской чемпионкой». И была бы, если бы нас пускали на международные соревнования.
Есть такая наука — теория и практика физической культуры, где спорт делится на детский, массовый, профессиональный и спорт высших достижений. У нас высшие достижения были, но единицы, вот как сейчас Анна Аэдма, чемпионка России. Для высших достижений нужен сверхталант, и я очень горжусь, что таких ребят на своем пути встречал».

Александр Нечаев с горящими глазами перебирает старые черно-белые фотографии. Вот он молодой, черноволосый вместе со своими воспитанницами — баскетболистками в детском лагере «Восток». Так раньше назывался «Солнечный берег» в Дресвянке. С ними на снимке космонавт Василий Лазарев. Специально в Каменский район приехал, чтобы перед ребятишками выступить, пообщаться.

Визит космонавта в детский лагерь.

Третий лагерный сезон в советские времена всегда был за спортшколой. Вывозили в лагерь по триста юных спортсменов.
А вот на снимке 1978 года турнир по футболу памяти Кири Баева. Тогда в город на Оби съехались 16 команд со всей Сибири. На фотокарточке – сибирские тренеры.
Многих уже нет в живых, а те, кто живут, тоже помнят, как было.

«Есть и сейчас люди, которые могли бы отдельно рассказать о коньках — это Валерий Малахов, Наталья Митрошкина, преподаватель педколледжа. Они сейчас на пенсии. Про лыжи может рассказать Иван Черников, — говорит наш герой, — а если уж говорить о футболе, я могу собрать ребят, которые ещё живы — нас осталось несколько человек из команды «Торпедо». Я, Александр Шишкин, сын первого редактора «Строителя коммунизма». Геннадий Шевляков по прозвищу Хурцилава. Почему Хурцилава, потому что раньше славился игрок сборной Советского Союза по футболу, защитник Хурцилава. Мы с него брали пример. Также в нашей команде играл Вася Терентьев, брат Юры Трофимова, тренера по боксу. Эх, как было интересно!».

СПОРТИВНЫЙ УНИКУМ

Александр Нечаев окончил школу № 8, что рядом со «Спартаком». После восьмого класса поступил в Каменское педагогическое училище на учителя начальных классов. Их было на потоке 15 пацанов, и они закрывали все виды спорта: лёгкая атлетика, коньки, лыжи, баскетбол, волейбол, конькобежный спорт.

Они не знали начальников, и кто спортом руководит в городе, лишь участвовали в бесконечных соревнованиях. Только на лыжные гонки собиралось более трехсот человек всех возрастных категорий: малыши, средние классы, студенты, взрослые, городские коллективы и организации.

«Где-то с седьмого класса я захотел быть учителем физкультуры. Вот пошёл на начальные классы в пед. После меня распределили в Крутиху. Я там до армии четыре месяца отработал, а когда из армии пришёл, в пятой школе освободилось место учителя физкультуры, — вспоминает Александр Васильевич, — пятая школа славилась спортом. И до меня и со мной выигрывали практически все соревнования в городе по всем видам спорта, какие были. Я вёл баскетбол, лёгкую атлетику, хоккей.
Потом друг мой Коля Плясов сбил с толку, и мы с ним поступили в институт на исторический факультет.

В итоге спорт я так и не бросил. В принципе образование и спорт очень созвучны, близки, поэтому 52 года отработал в образовании и в спорте.

В 1957 году открыли спортивную школу в Камне. Сейчас того здания нет – находилась школа там, где сейчас сбербанк, в горпарке. Открыли отделение лёгкой атлетики, гимнастику. Работали там тренеры — профессионалы, готовили хороших спортсменов. В гимнастике были большие успехи, было очень много мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта.

В 1975 году открыли новую спортивную школу. Гимнастики там не было, но появились лыжи, баскетбол и классическая борьба. Сейчас, конечно, видов спорта больше, но это все детский спорт.

Тогда в городе существовало добровольное спортивное общество «Спартак», добровольные общества «Динамо», «Труд», «Трудовые резервы» и «Урожай». Все они проводили свои первенства города.

Сборными командами выезжали в Бийск, Барнаул и другие города, выступали весьма успешно.

В конце 60-х годов государство ввело соревнования «Кожаный мяч», в которых участвовали школьные и дворовые команды. Все лето играли. Это было очень массово. Футбол для нас было чудом и счастьем.

В футболе в 60-е, 70-е, 80-е годы на первенстве города играло около 12 команд. Стадион был всегда переполнен, на поле выходили за одни соревнования больше десяти команд: «Спартак», две команды от ремзавода – «Мотор» и «Торпедо», ПАТП имело собственную команду, железная дорога, мебельная фабрика, воинская часть, летная часть, комбинат бытового обслуживания. Когда строили мост, появилась команда СМП.

В наше время уроки физкультуры были очень качественные. Программа была чётко организована. Первая четверть — лёгкая атлетика и гимнастика. Вторая четверть — спортивные игры, третья четверть — лыжная подготовка обязательно, четвертая четверть — легкая атлетика, футбол на улице.

И самое главное, если нам сообщали, что учитель физкультуры заболел и урока не будет, мы чуть не плакали. Сейчас говорят: «Физкультуры не будет», и дети хлопают в ладоши, кричат: «Ура!». Понимаете, какие две большие разницы?

Когда я перешел в пятый класс, уроки физры вел грамотнейший преподаватель Горшкова Маргарита Ивановна. Она окончила Омский институт физкультуры, в то время это было очень престижно. Маргарита Ивановна была лыжницей, вела уроки великолепно.

В тот период времени в каждой школе работали спортивные кружки по лёгкой атлетике, по лыжам, по футболу. Очень хорошо была организована спартакиада школьников. Множество соревнований проводилось, причем в субботу и воскресенье. И никто ни из учителей, ни из учащихся не жаловался, что приходилось выходить в выходные».

ИГРАЙ КАК ЛЕГЕНДА

В новую спортивную школу, которую ввели в эксплуатацию 50 лет назад, Нечаев пришел тренером по баскетболу. Отдал этому виду спорта 14 лет своей жизни. Как сам говорит, отдал всю душу.

Объездил с соревнованиями всю страну. Результаты были. Дважды его команда была чемпионом Алтайского края. В общем, за это время ни разу ниже третьего места не опускались.

«Сборной командой города на основе моих выпускников выигрывали кубок Алтайского края. В олимпиадах малых городов были шестикратными чемпионами, а среди сельских районов — девятикратными чемпионами олимпиады. Вот такие успехи были, — говорит спортсмен-универсал,- мои девчонки массово играли, входили в состав сборной региона, и объездили мы с ними всю страну от Улан-Удэ до Ярославля. Были во Фрунзе и в Алма-Ате, в Усть-Каменогорске. Где только не бывали.

Еще хочу сказать, что у нас жесткий отбор проходил. Чтобы получить хорошую команду, я просматривал 100−120 человек и отбирал из них 10−12 девчонок. В баскетболе ведь важен рост, скорость и так далее. Сейчас баскетбол изменился, в наше время он был мягче, а сейчас всё взрывное.
И ведь во всех видах спорта Камень тогда отличался и на высоте был. Лыжные гонки тоже были очень прекрасные благодаря тренерам Владимиру Корчаку, Черникову, Владимиру Клокову. В 70-е и 80-е годы наши лыжники не проигрывали ни одного соревнования в Алтайском крае. Да мы зимой практически дома не жили. Все время на сборах — то в Свердловске, то в Москве, то еще где-то катались.

Легкая атлетика тоже у нас была прекрасная. В то время даже впервые был каменский чемпион РСФСР в беге на 800 метров — Анатолий Зайцев, воспитанник 3-й школы».

В 1990 году Александр Нечаев вернулся в родную пятую школу директором. В 2004 году стал председателем комитета по образованию. В 2017 году — директором спортшколы.

«Я предлагал нескольким прошлым главам Каменского района создать общественный совет при спорте, чтобы совместными усилиями возродить взрослый спорт, — говорит он, — я как вижу эту ситуацию — пригласить директоров предприятий, руководителей государственных ведомств, организовать футбольные команды. Молодежь набрать из десятых, одиннадцатых классов, студентов. Обуть их, одеть, и они будут играть. И так по любому виду спорта.

Далее — возобновить спартакиады средних учебных заведений, хоть у нас их три осталось. Раз у нас сейчас район, давайте организуем спартакиаду сельсоветов. Деревни будут играть!».

ПОЧЕМУ?

— Почему так получилось, что в городе остались одни тренеры энтузиасты, благодаря которым еще жив хотя бы детский спорт?

— Все это пошло с начала перестройки, с 80-х годов. Практически не стало денег, спорт ушел на второй план. В 90-е годы вообще загнали его в угол в таких маленьких городах, как Камень-на-Оби.

— А где вы учились баскетболу, как вы могли такие результаты показывать без специального обучения?

— Все мы, наше поколение 60−70-х годов, — самоучки. Не было профессиональных тренеров, кроме учителей физкультуры.
Я не был великим баскетболистом, как наша звезда – Владимир Шевелёв, но я любил этот вид спорта. Конечно, вначале было тяжеловато, но потом начали участвовать в первенствах края и я начал учиться у других команд. Прошел три группы подготовки — в Омске месяц учился профессионализму. В Новосибирске у «Динамо», которая становилась пятикратными чемпионами Советского Союза. Кстати, динамовцы к нам на соревнования Кири Баева в Камень приезжали. Так и учились – ото всех по немногу. Последняя моя учеба перед самым уходом из спорта была в 1989 году — двухмесячные курсы в Московском институте физкультуры. Теоретических знаний было достаточно.

— Вы говорите, что не многое зависит от личности председателя спорткомитета. Но есть же такое утверждение, что один человек очень много может, если он заинтересован. Один человек способен мир перевернуть, по сути.

— Я за личность, но такие выдающиеся тренеры, как Кузьменко, Шагов, Рахманов не пойдут на должность спортивного чиновника. Они фанаты своего дела. И на должность председателя нужен фанат.

Допустим, экс — председатель спорткомитета Алексей Семёнов пришёл руководить в свое время, но сюда нужно приходить не только руководить, а в первую очередь пахать, работать, организовывать, понимаете?

— Вы многими видами спорта владеете, а какой любимый из них?

— Конечно, футбол. Я еще не сказал, в свое время мы дважды играли с ветеранами Москвы.

— А сейчас за какую команду болеете?

— С шестого класса за «Спартак». Раньше всех знал по именам, кто в «Спартаке» играл, а сейчас смотришь — три человека русских выходят, остальные негры,, но все равно болею.

В баскетболе болею за «Зенит» ленинградский. ЦСКА недолюбливаю, потому что в советское время ЦСКА самых лучших себе насильно забирал.

А ещё болею сейчас за «Уралмаш», до этого болел за «Автодор», потому что там играл и играет наш воспитанник Саша Петенёв. Он из Закавряшино. Его нашёл Виталий Гельвих. Когда он его привёл, я говорю, ты что его взял-то? А он мне: «Васильич, это будет звезда!». Он видел его будущее, а Саша в итоге сначала попал в юношескую сборную России, выступал на чемпионате Европы в Париже. По позапрошлому году знаю, что он был кандидатом во взрослую сборную России.

— Как вы думаете, важен талант в спорте, или это все-таки упорство и труд?

— Талант нужен обязательно. Без характера, без спортивной злости никак. Когда я в московском институте физкультуры практику проходил, там психологи рассказывали, что очень много в юношестве людей, которые подавали большие надежды, но бросили спорт, не выдерживали просто-напросто.

— У вас есть кумиры?

— В первую очередь сейчас мне нравится баскетболист Алексей Швед, он уже тоже на закате. В футболе мне очень нравятся Игорь Нетто, бывший капитан сборной России, Виктор Понедельник, чемпион Европы.
В коньках — это, конечно, Лидия Скобликова, пятикратная олимпийская чемпионка, в гимнастике — Турищева.

Я скажу по секрету, что в 1980-м году был на Московской Олимпиаде, как турист, как спортсмен. То, что я там увидел, было прекрасно.

— Как получилось, что всю жизнь со спортом связали? Откуда такая любовь?

— Я уже говорил, что жил рядом со стадионом, а еще пример учителей тех времен. Вообще, я всегда выделял для себе две науки — физкультуру и историю. Спорт — это моё. Как говорят, тренером часто бывает средний спортсмен. Я звездой себя не чувствую, но неплохим был футболистом и баскетболистом, знал всё изнутри.

— Какое у вас в жизни самое большое достижение и самое большое разочарование? Чем вы гордитесь и из-за чего больше всего расстроены?

— Во-первых, я горжусь своей семьей. У меня прекрасная супруга — выдержать такого человека, который месяцами дома не живет, это тоже надо иметь характер.
У меня, как у всех сильных мужчин, две прекрасные дочери. Одна живет в Новосибирске, другая в Москве. Три внука, правнучка. Внучка Юленька поступила в этом году в Институт международных отношений на востоковедение, выбрала Китай. Вот сейчас первую сессию сдала.

Разочарования – это людские предательства.

В спорте самое страшное было, когда мы играли в финале первенства края в политехническом институте среди взрослых девчонок. В то время у меня в команде звезды были, такие как Оксана Зубова, Вера Сочина, которая сейчас, кстати, в педучилище преподает.

Значит, играем мы, все нормально. Тогда были по двадцать минут первый и второй тайм. Первый тайм мы выиграли очков двадцать, а потом судьи начали нас душить. У меня осталось 2 человека. Я уже говорю одной из девчонок: зафоли и уходи, один на поле останется – какая уже игра тогда, но судьи сделали все возможное, чтобы нас задушить.

Подхожу к ним, спрашиваю, сколько осталось? Десять минут, сказали. Через десять минут подхожу, сколько осталось? Снова говорят, что десять минут. Уже, вроде, и табло сломалось… Что я потом сделал? Часы с руки снял, об пол их врезал, растоптал, заплакал и ушел. Вот это был момент.

— С кем сейчас из тренеров общаетесь и поддерживаете отношения?

— С тренером по кикбоксингу Александром Кузьменко, с тренером по боксу Игорем Шаговым, с тренером по волейболу Николаем Рахмановым, в хоккее еще был Женя Мягчеев, царствие ему Небесное.
Из друзей я уже вам перечислил нашу шестерку – футбольную команду нашей молодости.

Хорошо, что в городе приглашают практически на все соревнования как ветерана, и довольно часто приглашают в библиотеку как историка. Я им очень благодарен. Первые два года, когда на пенсию в 2019 году пошел, не знал, куда себя деть, честное слово.

Дача спасала, к рыбалке не приучен, на футбольное поле уже не выйдешь в нашем возрасте. В Москву ездили, всю зиму как-то там жили. Зять с дочерью зовут туда переезжать, но это не наше, наше – это город на Оби, родной и такой знакомый. Избитая фраза «Где родился, там и пригодился» нам с супругой очень подходит.

— Самая запоминающаяся ваша командировка?

— Улан-Удэ. Первенство Сибири и Дальнего Востока. Январь.

С чего началось? Мы в Новосибирск приехали на автобусе, а там ждали до вечера самолет. Пошли в зоопарк, на входе было объявление, что дети до 16 лет чуть ли не бесплатно проходят. Я говорю девчонкам — баскетболисткам, чтобы шли, на зверей посмотрели. Однако их отказались пускать из-за большого роста. В среднем у нас тогда 175-180 рост был, хотя им не было 16 лет. Еле-еле убедили, что они еще дети.

Ещё запомнилось, как с командой в Ярославль ездили в 1980 году перед Олимпиадой. Чем запомнилось, сейчас расскажу. Значит, вернулись на электричке в Москву, самолёт в 11 вечера. Естественно, я детей на Красную площадь сводил, потом позвал на ВДНХ. В метро спустились, доехали до нужной станции. Выходим, считаю детей, одного нет! Я к милиции. А мы, говорит, что сделаем? Час ребятишки кругами ходили, я три пачки сигарет искурил. Потом его нашли. Оказывается, он Москву знает. Вышел из метро и нас ждал. Было такое желание ремень снять и отлупить.

— Какое у вас любимое место в Камне?

— Наверное, набережная. В молодости, конечно, это был стадион. Там группировались всегда.

Все вспоминаю случай. Соревнования памяти Кири Баева мы всегда проводили с 8 по 16 июня. Жили все гости в гостинице. Спортшкола, сами знаете, рядом. Участники соревнований каждый день до нее по набережной шли. Так мне мужики говорили: «Слушай, Васильич, ты в раю живёшь, в курортном городе».

Девчонки уже знали, что в Камень едут, значит, купальники надо брать, пляж-то под боком. И культура помогала обязательно — для гостей мы хорошие концерты делали в ДК. Весело, нескучно.

Очень хочу, чтобы и сейчас так было.

Юлия РАССКАЗОВА. Фото Константина ЗЯТЬКОВА.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here