Китай и Канада постепенно чинят свой тихоокеанский мост, и на волне дипломатической оттепели в их отношениях алтайские лён и рапс несколько приуныли. Пшеница застряла в одной поре, а вот у подсолнечника есть ещё перспективы роста.

О том, что происходит на рынке этих четырех культур, рассказывает наш постоянный эксперт Василий Стрельчук, управляющий компанией «Сиболеум», входящей в экспортный союз SEUS.

ЛЁН

Рынок льна с осени прошлого года находится в стесненных обстоятельствах. Во-первых, затруднен его вывоз по основному экспортному направлению — в Китай. Как отмечает эксперт, согласование с РЖД на отгрузку происходит медленно и неохотно, лён подчас ставят в самый конец очереди. Во-вторых, его цена на рынке Алтайского края прямо зависит от курса юаня. И в-третьих, это всегда была канадская прерогатива, ещё до того, как Россия начала активно им торговать.

— Сейчас «пошлинные войны» Китая с Канадой вошли в фазу урегулирования, заградительные пошлины взаимно отменяются, — подчеркивает Василий Стрельчук. — В ближайшее время для нас этот рынок может рухнуть. Уже сейчас цена на российский лён в Поднебесной упала на 100 юаней. Курс прыгает в диапазоне плюс-минус 10%, что можно назвать условной стабильностью. Цена для фермеров на данный момент сформировалась в районе 31-32, реже 33 тыс. рублей за тонну. За эти деньги трейдеры готовы взять лён, хоть им и придётся в итоге очень долго ждать свои деньги.

ПШЕНИЦА

Пшеница третьего класса с момента уборки практически застряла в Алтайском крае. За пределами домашнего региона нет такой цены, которая устроила бы (точнее, меньше огорчала) сельхозпроизводителей. Исключение — период действия субсидии на ж/д перевозку зерна, когда алтайская «тройка» вполне могла себе позволить тур по стране, в рамках действия льготного тарифа.

— Цена, которая сформировалась на пшеницу третьего класса ещё перед новогодними праздниками, за всё это время не изменилась, местами даже припала, — говорит эксперт. — Предпосылок для роста пока нет: «тройки» для переработчиков пока достаточно, а Казахстан, от которого все так ждут закупа российского зерна, пока в качестве клиента на рынке не появился. По нашим данным, 3 класс у ворот мукомолов в среднем стоит 11-12,5 тыс. рублей за тонну. Это стартовые цены для ГОСТовской «тройки» с числом падения от 250 с.

Четвертый класс — преимущественно экспортная тема южных портов, подчеркнул собеседник «АК». При этом цена на Черном море практически не меняется.

— Подорожала логистика, что могло бы повлиять на стоимость «четверки» для продавца, но при этом субсидия, наоборот, её разгоняла, — отметил Василий Стрельчук. — Некоторые компании давно закупились зерном по льготным транспортным тарифам и не поднимали цены на рынке закупа, некоторые стремились заскочить в последний вагон и действовали с точностью до наоборот. Какое-то время цены двигались разнонаправленно. Субсидия закончилась, и эти две параллельно существующие цены начали выравниваться. Сейчас «четверку» можно продать от 8,5 до 9 тыс. рублей за тонну. Причем это, условно говоря, хорошие цены, потому что на волне исчерпанной субсидии закупка в итоге схлопнется.

По словам эксперта, четвертый и пятый классы скоро сравняются в цене. Одна из причин — пятый класс в последнее время также стал экспортным, и обычно он отгружается через Крым, а в этом направлении ещё действует субсидия на железнодорожные перевозки.

— «Пятёрка» догоняет четвертый класс по цене, — говорит Василий Стрельчук. — Но, когда прекратит действие и эта субсидия, снова произойдёт разрыв. Сейчас пятый класс можно продать в районе 8,5 — 9 тыс. рублей за тонну.

РАПС

Сохраняются тенденции прошлого года: вывоз рапса в виде рапса сильно «опошлен», поэтому сырьём он не едет за границу. Участники рынка смотрят на рапсовое масло и жмых.

— Рапсовое масло в Китае — это биржевой товар, — напоминает эксперт. — А на бирже оно падает на волне новостей об отношениях Поднебесной с Канадой. Уже первые партии канолы (канадский аналог рапса, прим. авт.) Китаем закуплены и, якобы, скоро он будет полностью ей завален. Производство рапсового масла становится неинтересным для российских маслоэкстракционных заводов. Маржа ушла, все работают близко к нулю. Есть небольшой проблеск надежды в свете того, что рапсовый жмых потихоньку пошел вверх по цене. Но дороже рапс не будет, все, наоборот, стараются снизить закупочные цены, чтобы хоть немного начать зарабатывать.

Давление на цены оказывает и тот факт, что довольно скоро в Китае начнут убирать рапс нового урожая, напоминает Стрельчук. А значит, цена просядет не меньше, чем на 1 тыс. рублей за тонну.

— Пока мы все смотрим на курс, — добавляет он. — Если курс пойдёт вверх (а у аналитиков на этот счет полярные мнения), возможно, это хоть немного отыграет снижение цены. В целом же в ближайший месяц рапс-сырьё будет падать в цене.

ПОДСОЛНЕЧНИК

Осенью, ещё в процессе уборки, сформировались две цены: на качественную семечку, соответствующую ГОСТу, и на «кислотную».

— Качественный подсолнечник постепенно растёт в цене, так как его не очень много, — говорит Василий Стрельчук. — Для наших переработчиков его достаточно, но интерес к алтайской семечке проявляют маслоэкстракционные заводы из других регионов, где с запасами не так хорошо. С семечкой с высоким кислотным числом всё намного сложнее. Даже внутри этих объемов есть серьезный разбег по качеству.

По словам эксперта, некоторые производители уже утвердили формулы, по которым скидывают на закупе цены за те или иные отклонения от нормы.

— В среднем кислотный подсолнечник за месяц добавил в цене около 600 рублей за тонну, — отмечает собеседник «АК». — Это произошло потому, что переработчики поменяли технологии специально под не ГОСТовскую семечку, плюс поднялась мировая цена на подсолнечное масло. Но это краткосрочные тренды. В дальнейшем роста на «кислую» семечку не предвидится, а качественная будет добавлять 500-600 рублей в месяц.

Максим ПАНКОВ. Алтайский крестьянин.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here