Под конец года районный депкорпус провел две сессии подряд, на которых стремительно решились два ключевых вопроса — выборы нового главы муниципалитета и принятие бюджета на следующий год. В казенном доме наметились две отчетливые тенденции. Во-первых, явно закончился период «невхожести» районного главы к княжьему двору. Во-вторых, заметно смягчилась линия разлома между исполнительной и представительной ветвями власти. Что-то из этого станет постоянным, что-то окажется временным, но пока обе стороны держат выжидательный нейтралитет.

О том, как проходили выборы главы Каменского района и первая сессия муниципальных депутатов с обновленным президиумом — в нашем политобзоре.

АТИПИЧНЫЕ ВЫБОРЫ

Выборы главы, прошедшие ещё в пятницу прошлой недели, особого шума не наделали, хоть и были во всех отношениях нетипичными. В течение пяти без малого лет исполнительный кабинет и оппозиционный пул районного депкорпуса провели на ножах, и именно ко дню выборов напряжение остыло до абсолютного ноля. Однако буквально за месяц до часа «Икс» вырисовывались хоть какие-то интриги.

Итак, какие расклады оказались на столе на выборной сессии 19 декабря. Три кандидата из пяти ранее заявленных дошли до финишной прямой. Никто из них не представляет действующие (официальные или не очень) фракции в депутатском корпусе.

Вообще, первая и главная «атипичность» нынешних выборов кроется в следующем. Напомним, что экс-глава района Иван Панченко, который отправился в добровольную отставку за несколько дней до назначенных выборов, ранее объявил, что не пойдёт на второй срок. Это вполне ожидаемое решение — в депутатских рядах поддержка Панченко упала до критического минимума, рейтинг среди населения катастрофически упал. Здесь, конечно, ничего удивительного, сегодня каждый вновь пришедший муниципальный руководитель должен понимать, что политическая репутация — это односезонная одёжка. Обыватель никогда не будет разбираться в нюансах дефицитного бюджета. Набережную смывает, дороги разбиты? Главу на мыло. Эту «монументальную ментальность» не пошатнет никакой пиар, никакая просветительская работа. Если рассуждать здраво, экс-глава Иван Панченко был на этом посту не лучше и не хуже своих предшественников, но пальто всё равно в пятнах.

Но дело даже не в этом, когда стало ясно, что последняя политическая песнь Панченко спета, про-административный пул не подыскал и не выдвинул кандидата, который мог бы гарантировать безболезненный транзит власти и сохранность нынешних политических элит.  По-английски хлопнув дверью, экс-глава решил «сбросить» высшее исполнительное руководство до дефолтных настроек.

«ЧТО Ж ТЫ, ФРАЕР, СДАЛ НАЗАД»

Но, что самое интересное, в итоге оппозиционный пул, который в течение пяти последних лет точил копья и натирал до блеска доспехи, так и не бросился в финальную «окаку». Группа депутатов, движимая чуть ли не ненавистью к экс-главе района, не смогла вывести в финал свою кандидатуру на пост руководителя муниципалитета.

Что это — досадный просчёт или тонкий расчёт?

Напомним, что в исходных списках, представленных на суд специальной комиссии по отбору кандидатов, значился Василий Железовский, якобы негласный  лидер районной оппозиции и «антикоррупционный рупор». Но буквально в последний день работы отборочной комиссии кандидат-оппозиционер выложил в сеть видео, в котором (путь не пятистопным ямбом, но очень красноречиво) рассказал о том, что получил отказ по якобы надуманным и формальным основаниям. Мол, придрались к тому, что справка об отсутствии судимости просрочена, и отклонили весь пакет документов. Мол, комиссию возглавляет не кто иной, как представитель краевого внутрипола, а правительство региона боится и не хочет допускать к власти столь ярого оппозиционера.

Рассуждать о законности или незаконности решения комиссии отклонить кандидатуру Василия Железовского мы не будем. Но вот что интересно — в течение десяти последних лет на пост главы района приходят люди, которым так или иначе приходится бороться с краевым административным барьером. И они так или иначе его преодолевали. Второе пришествие Найдена — с его кандидатурой в крае смирились, но не особо приняли. Иван Панченко — смирились, но не до конца приняли.

Похоже, в отношении глав муниципалитетов краевой внутрипол ведет политику в духе «Неуловимого Джо». Того самого Джо, которого никто не ловит, потому что он на хрен никому не нужен. То есть, если и ставятся какие-то административные блоки, они на поверку оказываются легко преодолимы (спросите двух предыдущих глав).

Итого, что мы имеем — оппозиционный кандидат, который подозрительно легко сдался после первого же косяка с документами, мнимого или реального. А это наводит на мысль: было ли вообще намерение дойти до конца, до непосредственного дня выборов? Если бы оппозиционный пул вообще не представил своего кандидата, то вся их борьба выглядела бы пустым бездеятельным сотрясанием воздуха. Но и выходить на выборы опасно — не факт, что поддержки среди коллег по депкорпусу окажется достаточно. Да и в случае успеха тоже возникает один досадный нюанс. Любой здравомыслящий человек понимает, что на посту главы района его ждёт болезненное разочарование от столкновения ожидания и реальности.

Гораздо эффектнее (и эффективнее) на ровном месте получить терновый венок мученичества — это беспроигрышный репутационный ход без всяких усилий, сам по себе. Или, говоря простым языком, наш Василий, вероятно, разыграл довольно банальную комедию, не представив в комиссию необходимые документы (причем признаваясь, что знал об этом требовании изначально),чтобы  обвинить членов комиссии в предвзятости к его персоне.

СИЛЬНАЯ КАРТА

Ещё один кандидат, который уже добровольно сошел с дистанции — сотрудница комитета по ЖКХ Анна Ковалева. Она первая появилась в списке комиссии и, судя по всему, должна была сыграть роль техподдержки основного кандидата, если для такового больше не найдется конкуренции. По уставу, депутаты не могут выбирать из одного кандидата, альтернатива обязательно должна быть.

В то же время конкуренция набралась, и надобность в дублерах отпала. Итак, в день выборов депутаты РСД рассмотрели три кандидатуры:

— Сергей Карелин, директор Каменской спортивной школы, ранее много лет проработавший в администрации района председателем комитета по физической культуре и спорту и какое то время побывавший в должности директора школы в Новоярках;

— Татьяна Тараненко, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 9.

— Светлана Захарова, на тот момент директор лицея № 2, ранее работала в администрации в должности управляющей делами и имеет большой опыт муниципальной службы.

По сути, именно Светлана Захарова — изначально центральный кандидат, на которую все делали ставку, дама треф во флэш-рояле краевой администрации. Интрига заключалась только в одном — смогут ли депутаты выбрать главу района с первого раза, при том, что для признания выборов состоявшимися один из кандидатов должен набрать простое большинство — 11 или более голосов.

Звёзды могли сойтись по-разному: заветных одиннадцати голосов могло не набраться из-за низкой явки, из-за внутренних противоречий. До конца не было ясно, насколько депкорпус готов поддержать кандидата, по слухам, ангажированного из правительственных кругов. Оппозиционный пул, например, явно не собирался играть в поддавки.

Сессия, на которой выбирали нового главу, началась с короткой, но яркой прелюдии, посвященной бывшему главе. Первым вопросом в повестке дня стояло принятие добровольной отставки Ивана Панченко, который тихо откланялся за три дня до выборов. Депутат Василий Железовский возмутился, что экс-глава не пришёл на сессию, и высказал своё негодование на этот счёт — мол, негоже так, по-английски, нас покидать. Кому именно направлялись претензии — не совсем понятно. Докладчик по этому вопросу, руководитель аппарата РСД Андрей Сиротенко, пытался урезонить коллегу: «Панченко ушёл в отставку, всё, он больше не является должностным лицом администрации».

Но тень Панченко явно висит (и ещё долго провисит) над оппозиционным пулом, не принося покоя, оставляя сквозняк в гештальте. И, видимо, ещё остро желание плюнуть уходящему в спину, пусть даже он давно покинул радиус поражения плевка.

Далее, как водится, каждый из кандидатов выступил со своей предвыборной программой. Подробно на них останавливаться не стоит, во многом они носили декларационный характер и содержали некую лозунговость: нужно ремонтировать дороги, строить объекты социальной сферы, привлекать медицинские кадры.

Светлана Захарова отдельно прошлась по агропромышленному комплексу района, считая его одной из немногих сильных сторон реального сектора экономики. По её мнению, вполне реально сделать акцент на переработке сельхозпродукции, раз уж муниципалитет обладает солидной сырьевой базой (в этом сезоне Каменский район лидировал в Алтайском крае по валовому сбору зерновых и зернобобовых, — прим. автора).

Разумеется, не обошлось без вопросов, депутаты выражали определенный скепсис в отношении инвестиционной привлекательности муниципалитета, развитию бизнеса в целом. Депутат Василий Железовский и вовсе решил, что муниципальный глава в силах решить проблемы сельского хозяйства государственного масштаба — диспаритет цен, стремительное падение рентабельности отрасли и банкротства хозяйств. По крайней мере, этим вопросом он озадачил кандидата Захарову.

Итак, как проголосовал депкорпус. Интересно, что депутаты показали стопроцентную явку, на заседании присутствовали все восемнадцать ныне действующих народных избранников. Странно другое, опустили свой бюллетень в урну только 17 депутатов, два из этих бюллетеней были признаны счётной комиссией испорченными.

Можно, конечно, предположить, что три депутата не смогли попасть: а) бюллетенем в урну, б) галочкой в квадратик. Но больше похоже на молчаливый протест «против всех кандидатов», который в численном выражении совпадает с основной и самой яркой оппозиционной группой депутатов.

Тем не менее, проходной балл был преодолён с первой попытки. Голоса распределились следующим образом: Светлана Захарова — 12 голосов, Сергей Карелин — 3, Татьяна Тараненко — 0.

КТО ВЫ, НОВЫЙ ГЛАВА?

Светлана Захарова имеет немалый опыт в муниципальной службе, и, будучи молодым специалистом администрации в 2004 году, даже чуть-чуть захватила эпоху Горожанкина. Несколько лет назад покинула казённый дом (по слухам, под давлением экс-главы района), занимая на тот момент должность управляющей делами администрации.

Опыт, умноженный на лояльность краевых исполнительных кабинетов — потенциально эффективная формула власти. Тем более в следующем году ожидаемо оскудеет поток внешнего финансирования, на это недавно прозрачно намекнул краевой министр финансов Данил Ситников. Вероятно, муниципалитеты края в 2026 году, в который РФ заходит с 4-триллионным дефицитом, всё чаще вместо субсидий будут получать сушеные фиги в газетном кулёчке. В этом контексте выстраивания хороших отношений с Правительством региона составят правильный фон.

Тем не менее, ещё в предвыборной речи Светлана Захарова отметила необходимость изыскивать собственные источники дохода, складывая из малого большое. Так, например, она выразила намерения продвигать туристический налог в Камне-на-Оби. Здесь, правда, ей придется «пободаться» с непробиваемой броней и надвинутыми по уши касками другого депутатского корпуса — городского.

Впрочем, настроение у новоиспеченной главы рабочее.

— Решение для меня, конечно, было сложным, — рассказала Светлана Николаевна в небольшом интервью «Каменским известиям» сразу же после избрания. — Я прекрасно понимаю, что проблем очень много. Но при этом считаю, что в Каменском районе живут талантливые, профессиональные люди, и, сплотившись, мы обязательно решим все проблемы. Также я знаю, где просить помощи в решении тех сложностей, которые нам самим не под силу. У нас дотационный бюджет, при этом очень скудный. И уже сейчас известно, что краевые депутаты урезали наполовину программы КАИП. То есть финансирование «ужимается» по всем фронтам. Главное, с чего нам нужно начать — как в любой семье, изучить собственный бюджет. Возможно, где-то финансы попросту утекают, то есть идет нерациональное расходование средств. Так или иначе, нам не обойтись без помощи правительства региона, администрации предстоит грамотно аргументировать свои потребности.

По словам Светланы Захаровой, у неё есть «наметки» по формированию команды на ключевых должностях. И она пообещала, что масштабных «чисток» в рядах не предвидится.

— Администрация должна работать, и мы будем опираться на профессионализм, — подчеркнула она.

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Первая же сессия при новом главе района, которая прошла в минувший вторник, наметила как минимум одну положительную тенденцию. Линия разлома между двумя ветвями власти, которая к концу полномочий экс-главы Ивана Панченко залегла очень глубоко, сегодня несколько смягчилась. Пока чисто на кредите доверия. Причем оппозиционный пул показал, что он (кредит) не очень большой.

Ключевым вопросом последней сессии было принятие бюджета на 2026 год. Ранее главный финансовый документ района ежегодно принимался со скрипом, а нынче прошёл как по маслу. Разумеется, представитель оппозиции Василий Железовский озвучил свое видение извлечения дополнительных источников финансирования социально значимых направлений, оно заключается в радикальном сокращении «лишних» ставок в администрации. Особенно в управлении образования, на которое в уходящемгоду сильно возбудилась районная контрольно-счётная палата.

Светлана Захарова пообещала тщательно проанализировать этот вопрос к февральской сессии и при необходимости скорректировать бюджет дополнительным нормативно-правовым актом. В остальном проект бюджета нареканий не вызвал и был принят единогласным решением депутатов.

— Это произошло впервые за десять лет, — подчеркнул опытный муниципальный парламентарий Виктор Штрак, имея в виду единогласное принятие главного финансового документа.

Но вот что интересно, новый бюджет решительно ничем не отличается от всех других бюджетов, которые с таким тяжелым скрипом принимались ранее. То есть дело отнюдь не в проектировании доходной и расходной частей муниципальной казны, автором которого является всё тот же финкомитет. Проблема всегда была в том, кто представлял исполнительный кабинет, то есть оппозиционный пул, по всей видимости, переносил личное отношение к главе на абстрактные цифры бюджета. Сейчас, когда раздражающий фактор самоотстранился, исчез ключевой барьер.

Интересно, надолго ли? Пока между депкорпусом и руководством муниципалитета выстроился осторожный нейтралитет с такой же аккуратной рекогносцировкой местного политического ландшафта.

В Каменском районе сложилась довольно нетипичная картина, сроки полномочий главы исполнительной власти и обоих представительных корпусов рассинхронизированы. С нынешним составом райсобрания и городского совета новому главе предстоит работать всего девять месяцев, так как новые созывы депокорпусов сформируются на выборах в сентябре 2026 года. Овальный стол администрации ждёт очередная перезагрузка, и кто составит новую доминантную политическую силу, предсказать невозможно. Вероятно, между двумя ветвями власти линия разлома ляжет ещё не раз.

Максим ПАНКОВ. Фото: Константин ЗЯТЬКОВ.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here