На этой неделе депутаты горсовета собрались на внеочередную сессию, чтобы рассмотреть несколько актуальных вопросов в сфере налогообложения. То, что задумывается как способ увеличения доходов городского бюджета, уже около года не находит поддержки у депкорпуса. Проще говоря, народные избранники отказываются поднимать налоговое бремя для населения.

С одной стороны (парадной), это действительно выглядит как глубокое чаяние об интересах народа и делает нашим трибунам реноме, сияющее, как новенький рубль. А с другой, может свидетельствовать о полном отсутствии рачительности, прагматизма, здравого смысла и понимания фундаментальных основ бюджетной системы.

Кто в итоге проиграет от блокирования повышений налогов на имущество и отказа принять так называемый туристический налог? Разбираемся поэтапно.

НАЛОГ I. НА «БОГАТОЕ» СТРОИТЕЛЬСТВО

Первый «налоговый» вопрос, который вяло кочует из сессии в сессию, связан, в первую очередь, с изменениями в федеральном законодательстве. Более того, он инициирован по представлению межрайонного прокурора, требующего «причесать» решение горсовета о налогах на имущество в соответствии с государственными императивами.

Что предлагает проект изменений: для объектов капитального строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, предельное значение налоговых ставок повышаются с 2 % до 2,5%.

Какие доводы приводит финкомитет, разработчик проекта изменений? Во-первых, это требование федерального законодательства, и несоответствие местного нормативно-правового акта новшествам ФЗ № 176 уже привело к получению прокурорского представления. Во-вторых, принятие этих изменений не коснется ни одного «бедного горожанина», ибо объектов капитального строительства стоимостью выше 300 млн. рублей на территории Камня-на-Оби не существует.

Какие доводы приводят депутаты, не поддерживающие это решение? Маловразумительные. В основном, оппозиционный пул воздерживается от голосования, толком не объясняя своё ни да, ни нет. И это стоическое воздержание наводит на мысль: а всё ли мы знаем об имуществе наших депутатов? Не строит ли кто-нибудь из воздержантов тайком свой Луна-парк с «блэк-джеком и легкомысленными женщинами» за триста лямов?

Как бы то ни было, проект изменений в очередной раз не был принят. И здесь не совсем понятна логика, по сути, это момент прогрессивного налогообложения: чем богаче строительство (и, соответственно, строитель), тем выше налог. Не вылезет ли потом боком горсовету полное игнорирование федерального законодательства и мер прокурорского реагирования? Впрочем, всё это горсовету не впервой.

НАЛОГ II. НА ИМУЩЕСТВО ГОРОЖАН

Вот где главный театр. Часть депутатов, похоже, решила героически продолжать демонстрацию с стиле «все вокруг канальи, одни мы д’Артаньяны». Умудряясь при этом одновременно сетовать на отсутствие средств в бюджете на дороги, благоустройство и проч. и блокировать попытки этот бюджет пополнить деньгами на дороги, благоустройство и проч.

Что предлагает проект изменений: установить налоговую ставку в размере 0,3% в отношении объектов недавижимости (домов, квартир, гаражей и прочих хозпостроек). Действующая ставка составляет 0,1%. Увеличение в три раза, вроде бы, звучит страшно, но…

Доводы инициаторов проекта. В докладе председатель районного комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Ирина Мамонова не скрывала, что повышение налоговой ставки до 0,3 % — это местная инициатива, без всяких законодательных давлений извне, и призвана увеличить доходную часть бюджета за счёт налогообложения горожан.

Для понимания общей картины докладчик привела в качестве примера расчеты для вполне конкретной среднестатистической каменской квартиры. С учетом налогового вычета и того факта, что выход на полную «мощность» налога будет лишь к 2036 году, налоговый гнёт вырастет для среднестатистического каменца — звучит барабанная дробь — на 53 рубля за весь следующий год.

Теперь умножаем цифры. За 2024 год налог на имущество в Камне-на-Оби был предъявлен 2,1 тыс. квартирам и 5,1 тыс. домам. 7,2 тыс. умножаем на 53 рубля и получаем дополнительные 381 тыс. рублей в городской бюджет за счет налогообложения недвижимого имущества.

— Я разговаривал с избирателями на участке, — поддержал докладчика глава города Сергей Гончаров. — Первая реакция на предложение о повышении налогов у всех была негативной. Но как только я объяснил, что в год повышение будет незначительным, что эти средства поступят в доходную часть бюджета и будут направлены на нужды поселения, реакция сразу же изменилась на положительную. Люди говорят, что готовы платить и больше, раз эти налоги идут не куда-то, а на дороги, на благоустройство и другие нужды города.

Впрочем, у оппозиционного пула насчет этого нашлось иное мнение. Депутаты Адам Костоев и Сергей Сергиенов выступили резко против увеличения налоговой ставки на имущество, а последний назвал это даже «залезанием в карман» горожан. И, мол, негоже так делать в трудные времена.

А затем вообще выразил мысль, которая может свидетельствовать о полном отрыве от реальности: доходы, полученные от налогов горожан, пойдут на содержание администрации. Вот и получается, что человек за четыре года работы в представительном органе власти так и не осознал в полной мере, в каком именно органе он сидит. Как в том анекдоте про Брежнева: «Идея… Идея нахожусь…».

Для более ясного понимания реальности: средства на зарплаты районным чиновникам закладываются в районный бюджет. Местные налоги, взимаемые в поселении, идут в бюджет поселения. Сотрудникам администрации, которым, по мнению городского депутата платить зарплату не надо, от городского бюджета ни холодно, ни жарко.

А вот лишние «копейки» для городского бюджета лишними не бывают по определению.

НАЛОГ III. ТУРИСТИЧЕСКИЙ

Именно введение на территории Камня-на-Оби туристического налога стало главной политической песней года. Напомним, что туристический налог в России ввели с 1 января 2025 года на смену курортному сбору, и его ставка составляет 1% от суточного проживания в гостинице, но не менее 100 рублей в день.

В Камне-на-Оби основные трения по этому вопросу возникают вокруг группы студентов, которые в силу нехватки общежитий вынуждены проживать в гостинице «Обь». Депутаты, которые выступают против введения нового сбора, апеллируют к тому, что их месячные траты вырастут на непомерные 3000 рублей. И что это нанесет такой удар по системе среднего профессионального образования, что примерный доход городского бюджета в 2,5 млн. рублей меркнет на фоне этой драмы.

Интересно, что туристический налог подразумевает систему льгот. Например, гостиница не включает его в счет гостей, относящихся к льготным категориям, указанным в Налоговом кодексе РФ  — это Герои СССР и России, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды первой и второй групп, дети-инвалиды и т.д. Более того, местные власти могут расширять этот список на своё усмотрение.

На первых сессиях депутатам предлагалось принять налог и сразу же, в одном решении, добавить в перечень льготных категорий студентов-очников — это позволило бы пополнять доходную часть бюджета и на корню вырезать проблему, которая не дает покоя ряду депутатов. Но в итоге оппозиционный пул хранит по этому вопросу долгое натужное воздержание. Почему? Потому что гладиолус. Не хотим и всё тут.

Не приняли туристический налог и на последней сессии. От нового сбора освободили не только три десятка студентов, которые приезжают, отучиваются и уезжают, но и весь гостиничный сектор Камня-на-Оби, который в ближайшее время будет дополнен различными гостевыми домами и посуточными квартирами.

Интересно, не планирует ли кто-то из депутатов, блокирующих этот вопрос, отстроить гостиницу стоимостью больше 300 млн. рублей? Это, хотя бы, всё объясняло.

ДИВАННЫЕ ЭКСПЕРТЫ

Плавает в тонкостях бюджетной системы и местного самоуправления не только депутат Сергиенков. Его коллега по цеху Денис Колесников после сессии (на которой не был) разродился постом в своем телеграм-канале, в котором написал, что на сессии рассматривался вопрос о введении туристического налога в Каменском районе. Если что, у горсовета полномочия ограничены уровнем поселения, и налог рассматривался для Камня-на-Оби. Более того, в большинстве сельсоветов Каменского района он уже введён.

Но гораздо интереснее пост г-на Колесникова, который предшествовал заседанию ГСД. Это был длинный опус о трёх частях, в котором собрано очень много мыслей, на практике мало связанных между собой. Слегка перефразируя классика, «всё смешалось в думах Облонских».

Сначала г-н Колесников называет прогнозные цифры туристического сбора в 2,5 млн. рублей «очень оптимистичным», полагая, что:

— из-за лишних ста рублей за суточный чек едва ли не весь сектор HoReCa ломанётся в теневой бизнес;

— часть средств неизбежно уйдет на администрирование этого налога: ведение отдельного учета, отчетности и его перечисление.

Специально для «телеграм-экспертов»: туристический налог не платится напрямую постояльцами гостиниц. Он включается отдельной позицией в чек, а оплачивается организацией, предоставляющей услуги по проживанию. То есть и администрирование налога берёт на себя юрлицо.

Далее он пишет, что основными плательщиками налога в Камне-на-Оби станут «не мифические туристы, а наши собственные граждане, для которых гостиница не место отдыха, а место временного или постоянного проживания», среди которых пресловутые студенты, командированные и т.д.

Естественно! Более того, именно каменские граждане в Камне живут у себя дома, а селятся в гостиницах в других городах и весях, где в массе своей принят турналог. И платят как миленькие. То есть депутат предлагает ввести бенефиции для приезжих в Камень, а как раз каменцам (его, в том числе, избирателям) — отбашливать по таксе, как полагается. Не кажется ли это абсурдным? Автору этого политобзора, например, который болтается по гостиницам чужих городов раз, а то и два в месяц, очень даже кажется.

А далее депутат предлагает «честно посмотреть на наш город глазами потенциального туриста». И сетует на состояние набережной, зон отдыха, общепита, дорог и т.д. И финиширует состоянием теплосетей и состоянием их долга в 1,5 миллиарда. Как в том анекдоте: «А на хрена тут учитель изо?».

«Состояние наших тепловых сетей, долг по которым превышает 1,5 миллиарда рублей, и критические проблемы с ЖКХ, как на улице Мичурина, красноречиво говорят о приоритетах, которые требуют финансирования. … Сначала нужно создать хотя бы минимальные условия, а уже потом думать о том, как зарабатывать на туризме», — пишет Колесников.

Подождите, так нужны нам в бюджете средства или не нужны? Иронизировать на предмет того, каким боком туристический налог относится к теплосетям, нет ни желания, ни сил. Но вот цель туристического налога — это как раз-таки собрать средства, которые можно будет направить на благоустройство, ремонт дорог и проч.

Но депутат Колесников упорно цепляется за долги теплосетей:

«Давайте снова посмотрим на цифры, которые так не любят в администрации и её рупоре: Проблема: Долг за теплосети — 1 500 000 000 рублей. «Решение» от администрации: Туристический налог — ~2 500 000 рублей/год. … Вы сами-то верите в эту ахинею? Чтобы просто погасить долг за тепло (не ремонтируя его!), городу нужно собирать этот налог 600 лет!»

Логика покинула чат депутата. Никто в здравом уме не будет гасить туристическими сборами долги муниципальных предприятий — для этого есть другие механизмы. Туристический налог — не панацея от всех бед, а просто ещё один источник в доходную часть бюджета. Силами некоторых депутатов муниципалитет просто недополучает ещё хоть немного средств, чтобы залатать дыру в дефицитной казне.

«Это не решение проблем, это плевок в лицо горожанам, которым предлагают залатать дыру в «Титанике» жевательной резинкой», — пишет Колесников.

Когда на судне пробой, экипаж готов запихать туда последние трусы, лишь бы остановить течь. Но находятся умники, которые считают, что это не решит проблему. И держатся за своё исподнее.

  1. PS. Ещё немного весёлого из данного опуса. Почему-то депутат Колесников отдельной строкой прошелся по статусу издания «Каменские новости» (которое, кстати, не имеет никакого отношения к газете «Каменские известия»_.

«Пора расставить все точки над «i» и сказать прямо: «Каменские новости» — это не муниципальная газета», — громко пишет он.

И добавляет, что эта информация важна для понимания позиции издания. Мол, газета, претендующая на роль общественного трибуна (у автора написано именно так, — прим. редакции), на самом деле является коммерческим проектом. Данный факт ставит под сомнение объективность ее материалов.

Напомним, что депутат Колесников тоже является руководителем коммерческого интернет-издания. Означает ли это, что публикуемую там информацию тоже нужно ставить под сомнение? Думаю у нас еще будет случай разъяснить депутату, разницу между двумя разными СМИ и двумя разными хозяйствующими субъектами. Сам, по всей видимости, он этого не понимает. Впрочем, нас это и не удивляет.

PPS. На прошедшей сессии Денис Колесников отсутствовал, поэтому его доводы не были услышаны коллегами и оппонентами из администрации. Видимо, была уважительная причина. Ну, или побоялся попасть в просак. А просак, как известно, это расстояние между прядильной рамой и скручивающим устройством. У ткачей.

 

 

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. » PS. На прошедшей сессии Денис Колесников отсутствовал, поэтому его доводы не были услышаны коллегами и оппонентами из администрации. Видимо, была уважительная причина. Ну, или побоялся попасть в просак. А просак, как известно, это расстояние между прядильной рамой и скручивающим устройством. У ткачей.»
    С ликвидацией ткацкой фабрики в городе вряд ли Колесникову грозит попадание в это просак !
    А вот у медработников есть своё толкование слова » просак» , в который этот депутат с его -то «харизмой» может попасть , как два пальца об асфальт !!!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here