Уходили каменские мужики, парни и девчата на фронты Великой Отечественной войны, а их иже был не один: Центральный, Западный, Прибалтийский… Докатилось лихолетье до далекого сибирского городка.
В навигацию от пристани отчаливали пароходы «Пролетарий», «Дрокин» с призывниками, и шлепали они колесными плицами до Барнаула сутки, а по зимнику на сборный воинский пункт везли мобилизованных на санях.
Хотя и стоял Камень вдали от российских центров, но про исходившие события не миновали его. В революцию 1905 года крестьянские бунты достигли такого размаха, что для подавления их вызывались регулярные войска. В гражданскую войну Камень был эпицентром партизанского движения, уходили на борьбу с белополяками каменские комсомольцы, в бурных до поздней ночи собраниях проходила коллективизация и было организовано свыше десяти колхозов. Не миновала беда тридцатых лет — голодуха.
Только стал оправляться городок: появились новостройки, крепли промысловые артели, — и снова беда — война. В одной из партий, отправляющихся на фронт, был и Александр Бирюков. Не думали родичи, соседи, что этот небогатырского сложения парень проявит столько мужества, отваги, стойкости и находчивости, которые прославят его на всю страну.
Сибиряк быстро вписался в боевую, строгую армейскую жизнь. Привычен он был к погодным невзгодам. Сибирь не баловала: правда, если согревала летом, то вымачивала, грязевала, вымораживала осенью и зимой. Потому стойко переносил тяжелые дневные и ночные форсированные марши, постовые бдения, когда мороз и порывистый ветер пробирались под полушубок, сон в заснеженной или залитой водой траншее. О таких говорят: с ним пошел бы в разведку.
Не раз Александр уходил с разведгруппой в тыл противника, чтобы по приказу командования добыть сведения о группировке вражеской живой силы и техники, расположении огневых средств или штабов, захватить «языка».
Ночной поиск с вылазкой на вражескую территорию требовал большой сноровки, ловкости, умения ориентироваться в сложной обстановке. Не раз выручал Александр напарников по разведке из опасной ситуации. Шел апрель 1944 года. С боями 105-й стрелковый полк 34-й гвардейской дивизии продвигался вперед. В районе реки Днестр гвардейцы вступили в жестокую схватку.
Отделению сержанта Бирюкова было приказано занять позицию на правобережье реки и отражать контратаки противника. Александр вырос на берегах могучей сибирской Оби, и Днестр по ширине в два раза уступал родной реке. Пришли на ум строки из стихотворения, олицетворяющие сибирскую вольницу.
Здесь знакомы все излучины,
Все затоны и болотца,
Только стоит там аукнуть,
Сразу детство отзовется.
Чужой была река, чужим был вражеский берег. Гвардейцы заняли огневую позицию. Вскоре началось. Гитлеровцы поднялись в контратаку. Схватка была и жестокой, и неравной по численности. Но ничто не могло сломить боевой дух гвардейцев, их порыв самоотверженно биться с врагом.
Отбита первая вражеская атака, гитлеровцы двинулись во второй раз, в третий… В создавшейся обстановке каждый боец был на счету. Однако огневой шквал противника выводил из строя одного бойца за другим.
— Что будем делать, сержант? — обратился один солдат.
— Как что делать? Разве приказа не слышал, ясно сказано — стоять и отражать натиск врага.
Стояли гвардейцы, отражали. За 36 часов было отбито 17 атак гитлеровцев, уничтожено до 250 солдат и офицеров противника. В конце концов остался сержант в одиночестве. Но, как говорится, и один в поле воин. Противник считал, что с защитниками позиции все кончено. Александр, сориентировавшись на местности, рывком кинулся к высотке. Сбив трех фашистов, он прихватил их автоматы и разместился в траншее. Чтобы создать видимость, что он не один, сержант разложил на бруствере траншеи в разных местах автоматы и еще найденные две винтовки. Перебегая от одного оружия к другому, он вел огонь по противнику.
Продержался гвардеец до того как наши наступающие подразделения оттеснили гитлеровцев. И предстал перед командованием, хотя и один, но выполнивший приказ.
Первый осенний месяц 1944 года был для гвардии сержанта Александра Ивановича Бирюкова памятен — ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Годы жизни 1920 — 1973.
В. ШИШКИН
Из книги «Каменцы во имя Отчизны», 2001 г.