На этой неделе увидело свет представление каменского межрайонного прокурора на адрес городского Совета депутатов об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции. Под такой формулировкой обычно кроются непорядки в декларации о доходах, которые обязаны подавать народные избранники.
А «героем» представления прокуратуры стал председатель горсовета Евгений Чернышов, депутат, избранный депкорпусом из своего состава. Нарушения главы поселенческого представительного органа изложены на нескольких листах представления Каменской межрайонной прокуратуры.
«… проверкой достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Чернышовым Е.П. за отчетные 2021-2023 годы, установлены факты ненадлежащего исполнения им требований ч. 4 ст. 12.1
Федерального закона Nº 273-ФЗ, ч. 1. ст. 11.1 Закона Алтайского края Nº 46-3С, выразившиеся в представлении недостоверных и неполных сведений за отчетные 2021-2023 годы», — значится в документе.
Публикуем тезисно некоторые моменты.
— Чернышовым Е.П. в разделе 1 «Сведения о доходах» справки о доходах за 2021 год не указаны сведения о полученном доходе от сдачи имущества в аренду в размере 465 720,00 руб., а в справках о доходах за 2022, 2023 годы недостоверно указан доход от сдачи недвижимого имущества в аренду — 472 726,31 руб. Вместе с тем по данным межрайонной ИФНС России Nº 4 по
Алтайскому краю в 2021, 2022, 2023 годах Чернышовым Е.П. получены доходы в размере 465 720,00 руб. (ежегодно) от сдачи имущества в аренду. Таким образом Чернышовым Е.П. представлены недостоверные сведения о доходах, полученных от сдачи недвижимого имущества в аренду за 2021, 2022, 2023 годы, выразившиеся в неуказании в 2021 году дохода в размере 465 720,00 руб. и завышении суммы дохода за 2022, 2023 годы на 7 006,31 руб;
— В справке о доходах супруги за 2021 год Чернышовым Е.П. в разделе 1
«Сведения о доходах» занижена сумма дохода, полученного от вкладов в банках и иных кредитных организациях на 574 820,68 руб. (по данным налогового органа указанный доход в 2021 году составил 1 009 563,84 руб., в справке отражен доход в размере 434 743,16 руб.). В 2022 году также занижена сумма дохода, полученного от вкладов в банках и иных кредитных организациях Чернышовой Е.В. на 27 001,52 руб. (по данным налогового органа указанный доход в 2022 году составил 2 174 454,54 руб., в справке отражен доход в размере 2 147 453,02 руб.). Таким образом Чернышовым Е.П. представлены недостоверные сведения о доходах, полученных супругой Чернышовой Е.В. от вкладов в банках и иных кредитных организациях за 2021 — 2022 годы в виде занижения суммы указанного дохода на 601 822,2 руб.
— Сопоставление сведений, указанных Чернышовым Е.П. в справках о доходах за 2021-2023 годы, со сведениями ГУ МВД России по Алтайскому краю показало, что Чернышовым Е.П. представлены недостоверные сведения о доходах, полученных от продажи транспортных средств в 2021-2022 годах. За 2021 год Чернышовым Е.П. указаны доходы от продажи легковых автомобилей Ленд Ровер, 2013 г.в., в размере 2 135 000,00 руб. и Тойота Land Cruiser 200, 2006 г.в. в размере 250 000 руб. В соответствии с данными налогового органа в 2021 году Чернышовым Е.П. получен доход от реализации транспортного средства ЛЕНД РОВЕР RANGE ROV, 2013 г.в. в сумме 2 890 000 руб.
Таким образом Чернышовым Е.П. занижена сумма дохода от продажи ЛЕНД РОВЕР RANGE ROV, 2013 г.в., в 2021 году на 755 000,00 руб.
– При этом вызывает сомнение доход в размере 250 000,00 руб., полученный Чернышовым Е.П. от продажи в 2021 году Тойота Land Cruiser 200, 2013 г.в., так как средняя рыночная стоимость автомобиля данной марки в 2021 году согласно данным сайта https://auto.drom.ru/region22 составляла 2 800 000,00 — 3 350 000,00 руб. В архивных объявлениях данного сайта размещено объявление Nº 40284100 от 25.08.2021 о продаже в г. Камень-на-Оби автомобиля Тойота Land Cruiser 200, 2006 г.в., стоимостью 1 550 000,00 руб.
— По данным налогового органа в 2022 году Чернышовым Е.П. получен доход в размере 10 000 руб. от продажи транспортного средства LADA 11940 LADA KALINA, 2009 г.в. Однако информация о полученном доходе от продажи данного транспортного средства в разделе 1 «Сведения о доходах» справки о доходах за 2022 год не указана. Кроме того, средняя рыночная стоимость автомобиля данной марки в 2022 году согласно данным сайта https://auto.drom.ru/region22 составляла 165 000,00 — 220 000,00 руб.
В представлении межрайонного прокурора указаны и другие несоответствия поданных в декларации сведений с действительностью. Есть вопросы и к общему финансовому положению семьи Чернышовых. Так, «при изучении представленных Чернышовым Е.П. справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и свою супругу Чернышову Е.В. установлено, что доход Чернышовой Е.В. за 2021-2023 годы составил 16 995 790,2 руб., его супруги — 10 024 359,5 руб» (редакция публикует дословную цитату из представления, возможна опечатка в имени, — прим. авт.).
При этом за 2021-2023 годы на счета супруги Чернышова Е.П., официально нетрудоустроенной, поступили денежные средства в размере 265 462 698,26 руб., на счета Чернышова Е.П. — 36 226 862,24 руб., сообщается в представлении.
Требования прокуратуры звучат так: «безотлагательно рассмотреть настоящее представление на ближайшей сессии депутатов с участием представителя Каменской межрайонной прокуратуры, принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, недопущению их впредь, а именно: рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий главы города Чернышова Е.П. в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 Nº 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 06.10.2003 Nº 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Посыл понятен, есть практика, когда депутаты расставались с мандатами и за меньшие «косяки» с декларациями о доходах. В то же время не совсем понятна формулировка требований — отставка в связи с утратой доверия; поселенческий глава является таковым как депутат на не высвобожденной основе. Логичнее в представлении указывать о необходимости досрочных полномочий депутата в связи с нарушениями «антикоррупционного» закона — а статус главы города отвалится автоматически.
В то же время, сегодня именно депутаты решают, насколько серьезные нарушения в декларациях допустил их коллега, и какого наказания он заслуживает. Практика именно Каменского района показывает, что мандата лишают за несопоставимо меньшие просчёты, если депутат неугоден. Можно предположить, что с «угодными» поступают с точностью до наоборот.
Подробности в новостном выпуске Вести-Алтай в понедельник, 25 ноября.
Максим ПАНКОВ.