На которой не решился ряд важных моментов. Своеобразный вотум недоверия мундепы выразили к стратегии социального и экономического развития, что в перспективе может затормозить реализацию различных правительственных и региональных инвестиционных программ, а также блокировали «воздержанием» принятие нового порядка начисления премий работникам администрации. Здесь отчетливо прозвучал принцип «вы — нам, мы — вам», при этом робкий шепот налогоплательщиков «а нам?» утонул в общем гаме дискуссии. Ряд вопросов и претензий депутатов звучал вполне справедливо, часть их решений (точнее, «нерешений») показалась странной, а часть — очень странной.
АПЕРИТИВ НЕ ВПРОК
В качестве аперитива в повестке был легкий вопрос — утверждение новой структуры администрации района. Несмотря на кажущуюся легкость, он кочевал из сессии в сессию с самого начала работы созыва. На восьмой сессии депутаты приняли доклад главы района Ивана Панченко благодушно, не вызвало ожесточенных споров даже количество замов, чрезмерное, по мнению некоторых депутатов, тогда как ранее это был чуть ли не камень преткновения, застрявший в ботинке.
Если вкратце, то суть кадровых инноваций касается управленческой вертикали, которая в новой структуре стала чуть короче и чуть вертикальнее, да ещё и экономит на жалованиях чиновников порядка трехсот тысяч рублей в год. На первый взгляд эта сумма кажется несущественной в пироге районного бюджета толщиной почти в миллиард, на второй взгляд вспоминается мудрость народная: «копейка рубль бережет». Её (мудрость) некогда поддержал сам Маркс — экономика должна быть экономной, и желательно по всем фронтам, а ещё желательнее, чтобы сэкономленное экономилось-таки. Но об этом чуть позже.
Депутаты приняли новую структуру единодушно, то бишь лесом в пятнадцать рук. А вот в дальнейшем единства не наблюдалось.
РАЗВИТИЯ НЕ БУДЕТ?
С докладом о стратегии экономического развития Каменского района до 2035 года выступила Наталья Дьяченко, председатель профильного комитета администрации. Проект стратегии укладывается в постулат, принятый на региональном уровне — преобразование аграрной территории в современный агроиндустриальный центр экономического роста.
Подробные выкладки по текущей ситуации в районе, динамике и перспективам были выданы депутатам на руки, и они имели возможность ознакомиться с документом заблаговременно. В связи с этим вопросы появились у депутата Василия Железовского: он счел выкладки неполными, не отображающими реальное положение дел в селе, и вообще назвал предмет обсуждения «сказками Венского леса» (герр Штраус ни при чем). В частности, он отметил действительно тревожные симптомы в секторе АПК: сокращение поголовья КРС и другого полезного зверья, отток населения из сельской местности и многое другое, что, на его взгляд, в стратегию не попало. «Каким будет село в 2035 году и будет ли оно вообще?» — задался вопросом депутат.
Его коллега Виктор Штрак разделил скепсис и назвал документ «типовым», подготовленным финансовыми органами свыше и доведенный до муниципалитета, в связи с чем носит формальный характер.
Формальность проекта экономической стратегии, в общем-то, не отрицалась (и не подтверждалась). Председатель комитета по экономическому развитию ещё в основном докладе подчеркнула, что это, цитируем, «важнейший документ для муниципалитета, без него район не сможет участвовать ни в одном инвестиционном проекте… Подготовлен строго в соответствии с указанием Совета Федерации». Собственно, он и не может быть каким-то иным, поскольку вытянут вдоль всей бюджетной системы РФ — структуры очень вертикальной и весьма бюрократической (в нейтральном смысле).
Иван Панченко также подтвердил, что принятая стратегия служит как бы пропуском во все инновационные проекты, финансируемые из главной «кассы». Тот факт, что он так и не был принят депутатами, станет большим дрыном, всунутым в хрупкое колесо муниципальной инфраструктуры. Так, по крайней мере, трактуют документ в исполнительной власти вообще. Похоже, на этой сессии зародилась новая долгоиграющая пластинка.
КАЛЬКУЛЯТОР ТЕПЛА
О подготовке к отопительному сезону рассказал заместитель главы районной администрации Владимир Баранов. Суть оной мы недавно публиковали, и пока всё звучит довольно радужно и ладно — коммуникации почти готовы, оборудование починено, запас угля греется на солнышке в железнодорожном тупике теплосетей.
Естественно, не обошлось без острых вопросов. Депутат Железовский задался расчетами, начатыми им ещё на предыдущей сессии. С помощью калькуляции он пытался вывести кривую, в которой коррелировали бы калорийность угля, КПД котельного оборудования, потери энергии в дороге до батарей, а финальная сумма отражала бы количество произведенного и потребляемого тепла. Во главе данной формулы, по мнению депутата, стоит именно качество топлива, его калорийность — и именно того угля, который закидывается в топку. Представители Каменских теплосетей к данным расчетам отнеслись со скепсисом, отметив, что на практике все сложнее.
Также мундепы поинтересовались финансовым участием администрации района в подготовке МУП «Каменские теплосети» к зиме. Докладчик заверил, что доля районного бюджета в ремонтных работах предприятия равна нулю, а основное внешнее финансирование поступает из краевого бюджета. С другой стороны, субсидии — это своеобразный «подарок» в бюджет района, а он (бюджет) — это «счастье для всех, пусть никто не уйдет обиженный». Львиная же доля расходной части бюджета так или иначе попадает в теплосети.
МЫ — ВАМ, ВЫ — НАМ
Обсуждение нового порядка начисления премий работникам администрации обернулось в борьбу интересов. Собственно, сам порядок не то чтобы делает служащих администрации богаче, а их жизнь кучерявее. Скорее, это элементарное приведение бумажной части в соответствие с законода-тельством, устанавливающим формулу расчета и порядок начисления премий.
Тут, казалось бы, вопросов не должно быть. Однако часть депутатов «продинамила» принятие решение, прямо сказав, что всё это должно решаться одной пачкой (или одним пактом) — вместе с повышением компенсаций депутатов за труды их праведные. Сейчас народные избранники получают на карман тысячу рублей в месяц, что должно возмещать им расходы на депутатскую деятельность, как то: оплата мобильной связи, проезд на автобусе, канцелярия и тому подобное. Одной тысячи целковых некоторым депутатам показалось мало. А если учитывать, что некоторые народные избранники регулярно и самозабвенно прогуливают сессии (скоро мы начнем расписывать таких поимённо), возникает сомнение о соотношении реальных затрат и компенсации даже в нынешнем размере. Напомним, что сама депутатская деятельность не вознаграждается, а если прокатать за месяц тысячу на автобусе — затошнит. При том, что за прошедший год с момента формирования Райсобрания всего набралось восемь сессий.
В дальнейшем мы ещё порассуждаем о фактической деятельности депутатов, а сейчас отметим момент — порядок начисления премий был принят, а вопрос о компенсациях на этой сессии оставлен без внимания. Кстати, кроме повышений компенсаций, поступило предложение ввести часть расходов из бюджета для депутатов «с целью исполнения наказов избирателей». Звучит довольно странно, хотя бы потому, что это прерогатива исполнительной власти. Кроме того, как будет выглядеть отчетность — если даже по компенсациям её нет в принципе? И как это звучит в разрезе экономии бюджетных средств, о которой говорилось ранее?
АЛЛО, МЫ ИЩЕМ ТАЛАНТЫ!
Ещё несколько вопросов движется с тяжелым скрипом. Так, оставляя за собой кривой и глубокий след торможения, продвигается создание контрольно-счетного органа. Дискуссии вокруг него велись крайне долго, из-за чего новый проект устава мурыжился месяцами и в итоге получил «двойку» от рецензирующего органа.
Несколько сессий тому назад насчет контрольно-счетной палаты наконец-то решили, однако по факту движений нет. Специальная комиссия констатирует прискорбный факт — желающих возглавить палату очень мало, а те, кто изъявлял желание, не дотягивали до требований (довольно высоких, надо сказать). К тому же, некую казуистику в законе на этот счет обнаружил руководитель аппарата Райсобрания Андрей Сиротенко. Впрочем, Каменский межрайонный прокурор, присутствовавший на заседании, с ним не согласился и никакой казуистики в означенном законе не увидел. Более того, по мнению прокуратуры, депутаты должны что-то делать для формирования контрольно-счетного органа.
Подробности восьмого очередного заседания районных депутатов можно увидеть в видео без купюр на сайте «Каменских известий». В ближайшем номере читайте о том, как пройдет заседание горсовета, назначенное на 27 сентября.
Максим ПАНКОВ. Фото Александра ЖДАНОВА.
Дармоеды! Группа ППР и в очередь за зарплатой!