Ещё на заре существования системы «Честный знак» эксперты увидели заложенные в ней огромные риски для малого бизнеса. Сейчас малый ритейл, особенно уличный, рискует не пережить масштабной цифровизации учёта товаров. Основная проблема заключается в том, что механика системы «Честного знака» не учитывает специфику некоторых видов торговли, а в уличные ярмарки, грубо говоря, вообще вбивает последний гвоздь.
Вокруг поступательного внедрения в реальность правительственного постановления давно гудит информационный шум. В основном в сегменте розничной торговли «Честный знак» интегрировался довольно безболезненно, но, как и в любой большой истории, есть маленькие нюансы.
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ЗНАКА
Так, например, предприниматели, арендующие места в торговых рядах на рынке «Каменский», сейчас буквально разводят руками. Требования постановления об обязательной маркировке товаров оказались технически невыполнимыми. Частный (и, в общем-то, честный) предприниматель теперь, чтобы быть окончательно честным перед законом, может только свернуть свою лавочку.
Интересно, что за всё время постепенного внедрения системы «Честный знак», с постепенным же расширением перечня товаров, подлежащих маркировке, никто не обратил внимание на будущее Каменского рынка — кроме их учредителя в лице МУП «Горпарк». Пока соответствующее постановление правительства РФ вводилось в обиход, вероятно, его ещё можно было скорректировать под все реалии розничной торговли, но для этого нужна инициатива снизу. Однако ни городской депкорпус, ни профильные ведомства администрации в этом направлении даже не дёрнулись.
— Для предпринимателей, которые базируются в здании рынка, нет проблем с системой «Честный знак», — говорит директор МУП «Горпарк» Ольга Уфимцева. — В уличных торговых рядах, то есть на единственной нашей городской ярмарке, совершенно другая картина. Нанесение маркировки — это задача самого производителя товара, а вот вносить штрих-код в базу данных программы должен продавец. Авторы законопроекта об обязательной маркировке, видимо, упустили из виду, что в нашей стране есть ещё уличная и даже нестационарная торговля.

По словам директора Горпарка, торгующие за уличными прилавками предприниматели смогли худо-бедно организовать онлайн-кассу, хоть она и требует периодических «танцев с бубнами». С внесением маркировок в базу программы «Честного знака» всё гораздо сложнее — нужен не только сам сканер, но также компьютер с необходимым софтом и выходом в интернет.
— Сами понимаете, что организовать работу в системе за уличным прилавком практически невозможно, — продолжает Ольга Уфимцева. — Даже если мы сможем организовать на ярмарке беспроводную раздачу интернета для предпринимателей, то как они будут устанавливать необходимое оборудование и оргтехнику? С начала года пошла третья волна «Честного знака», и теперь система маркировки затронула всех без исключения предпринимателей на ярмарке.
СПИСОК ШИЛЬДИКОВ
С 1 января 2026 года полностью запрещена продажа немаркированных товаров лёгкой промышленности, подлежащих учёту в системе «Честный знак», а с 1 марта сего года список продукции, на которую нужно наклеивать (и регистрировать при продаже) шильдики с заветным штрих-кодом, будет снова дополнен.

Ранее под «Честный знак» попали все виды одежды, затем в список занесли всю текстильная мелочь: чулки, носки, перчатки, галстуки, ремни и прочее. Более того, немаркированные товары, которые сейчас хранятся на складах, после 1 марта окажутся вне закона.
— Перед торговлей вещами и так стоит много вызовов, — говорит Ольга Уфимцева.
— Не только уличная торговля, магазины в целом чувствуют серьезное конкурентное давление от многочисленных маркетплейсов, то есть ритейл всё прочнее обосновывается в сети. А теперь ещё и «Честный знак». Я понимаю, какими соображениями руководствовались законодатели, но ведь и нюансы нужно учитывать. Например, сделать для уличной торговли исключение или как-то упростить им обращение с системой. Для понимания: за прошлый год с нашего рынка ушли шесть предпринимателей из 22 остававшихся. Они не просто ушли с территории, они ликвидировали свои ИП. А вы ведь наверняка помните, как ещё совсем недавно в торговых рядах было не протолкнуться, особенно летом?
Итак, маркировку «Честный знак» изначально создали для борьбы с контрафактом и теневой торговлей. Однако многие эксперты отмечают, что реализация местами хромает. И как результат, многие изначально честные предприниматели, которые всегда работали прозрачно и с легальными поставщиками, оказались в интересном положении: проще закрыть дело. Система маркировки, не проработанная в деталях, попросту поставила под реальную угрозу целые сектора малого и микро-бизнеса.
КТО ОНИ? ГДЕ ОНИ?
Директор Горпарка отмечает, что предприниматели, торгующие на ярмарочной части Каменского рынка, ещё летом прошлого года забили тревогу. Вопросов было много, ответов — ни одного.
— Первым делом, конечно, они обратились ко мне, — говорит Ольга Уфимцева. — Но для Каменского рынка мы просто управляющая компания, то есть занимаемся вопросами, имеющими отношение к хозяйственной части. Поэтому я посоветовала предпринимателям обратиться со всеми вопросами в районную администрацию, а ещё лучше к депутатам, которые могли бы проявить хоть какую-то инициативу и выйти, скажем, на АКЗС. Полагаю, что постановление об обязательной маркировке — это всё же федеральный проект, но алтайские депутаты, в свою очередь, могли бы выйти уже на Госдуму с данной инициативой, а уж российские депутаты внесли бы необходимые поправки. Всегда думала, что именно так устроена работа государства. То есть, мы имеем дело с системной проблемой, а значит, и решать её нужно системно, начиная с местных инициатив.
По словам собеседницы «КИ», группа предпринимателей обращалась в профильный комитет районной администрации с наболевшими вопросами. Но системного подхода для того, чтобы — пусть хотя бы попытаться — решить проблему уличной торговли, там не нашлось.
Городской депкорпус, которому по статусу положено курировать работу каменских муниципальных предприятий, тоже как-то прошёл, что называется, мимо кассы. При этом на словах народные избранники всеми фибрами радеют за будущее городских МУПов (в том числе экс-МУПов).
— Знаете, что самое странное, — недоумевает Ольга Уфимцева. — Однажды я посоветовала предпринимателям с ярмарки обратиться к своим депутатам на округах. На что получила ответ: а мы понятия не имеем, кто у нас на участке депутат. Представляете? У них уже осенью полномочия истекают, то есть они отработали в своем созыве почти пять лет, а многие избиратели их даже по именам не знают, не то, что в лицо. При этом вопросы о маркировке товаров — это даже не к администрации, что там могут сделать с федеральным законом. А вот депутаты вполне могли проявить инициативу и направить письмо в АКЗС или непосредственно в Госдуму — это в их полномочиях. О проблемах с реализацией «Честного знака» говорят уже года четыре, но никто из депкорпуса не задумался, чем это чревато для малого бизнеса, особенно для уличной мелкой торговли. Сами видите, у нас на рынке небольшие торговые точки, некоторые товары нишевые, вроде валенок, но все они имеют своего покупателя. Кажется, вся депутатская «забота» о МУПах сузилась до каких-то личных вендетт.
Тем временем система маркировки и прослеживаемости товаров в России набирает обороты. Доведение до высшего законодательного органа страны информации о существующих проблемах — это шанс скорректировать проект с учетом провинциальных особенностей. Так в целом работает система.
Пока же, в такой форме, система «Честный знак» может поставить под удар всё мелкое предпринимательство в сегменте ритейла, а уличную торговлю (в том числе продажу вещей с машин по деревням) она практически полностью отсекла. Но, похоже, наши городские депутаты никогда не упускают возможность упустить возможность.
Максим ПАНКОВ.








