В этом сезоне закупочные цены на сырое молоко ведут себя нетипично: ожидаемой традиционной просадки на летнее молоко не было, но не произошло и такого же традиционного подъема с наступлением холодов. В целом ситуация на рынке складывается парадоксально — предложений товарного молока оказалось больше, чем производственный сектор может переработать и, что самое главное, продать. В итоге сельхозпроизводители отмечают некоторые негативные тенденции, среди которых снижение закупочных цен и задержки платежей от якорных клиентов.

По данным Росстата, например, за первые семь месяцев 2025 года цены на сырое молоко выросли на 23,1%. Но к ближе к зиме начался отмечаться спад. Разумеется, закупочная стоимость сырья варьируется в регионах, и довольно сильно, а вот цена на готовую продукцию переработчиков выровнена за счет федеральных торговых сетей. Некоторые эксперты отмечают, что сегодня цены на сырое молоко вальсируют в такт потребительского рынка, и это обстоятельство давит на сельхозпроизводство.

Аграрии видят, что ритейл стремится сдерживать цены на своих полках, отталкиваясь от покупательской способности населения. Однако никто не может опустить планку ниже себестоимости готового товара, а она растёт, и это особенно заметно на молокоёмкой продукции — сливочном масле и сырах. В конечном счёте это давление спускается в самый низ пищевой молочной цепочки.

— Закупочные цены на молоко уже подошли к границам рентабельности, — говорит Дмитрий Окс, руководитель СПК «Белокуриха». — По слухам, стоимость литра сырого молока в ближайшее время снова может снизиться. И у нас уже возникнет серьезный вопрос — что делать дальше с молочным животноводством. Мы реализуем молоко на небольшой маслосырзавод, который выпускает сравнительно небольшие объемы продукции, делая ставку на его высокое качество. Но, насколько я понимаю, закупочные цены на молоко устанавливает крупный производитель.

Какие тренды рынка отмечают сегодня эксперты?

— Дисбаланс спроса и предложения. На фоне снижения платёжеспособного спроса и оживления импорта (например, сыров из Белоруссии) сформировались рекордно высокие запасы готовой продукции, особенно сливочного масла и сыров.

— Давление на цены. Высокие запасы и слабый спрос привели к нехарактерному для осеннего периода снижению закупочных цен на сырое молоко. Наиболее уязвимым стал рынок сливочного масла, где цены значительно снизились в течение года.

— Рост производства товарного молока. В январе-феврале 2025 года производство увеличилось на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что усилило давление на рынок.

Итак, ценам на сырое молоко не дает расти большое предложение при снижающемся спросе.

— На рынке товарного молока сегодня очень много предложения, — говорит Олег Махнаков, директор ООО «Рикон». — Настолько много, что возникают трудности с его сбытом, и даже есть проблемы с тем, как получить оплату от переработчика. А все потому, что падает реализация готовой продукции. И никто не возьмется предсказать, как сложится ситуация после Нового года — будет ли рост цены на молочную продукцию, либо не будет. В любом случае цена на неё в регионах будет более-менее одинаковой за счет присутствия крупных российских торговых сетей, то есть в плане готовой продукции мы живем в условиях общероссийского рынка. А вот с ценами на сырое молоко во всех регионах чуть ли не диаметрально противоположная ситуация — в одном цена выше, в другом ниже. Если обобщить, то вся ценовая модель выстраивается от готовой продукции.

Олег Махнаков, директор ООО «Рикон».

По словам эксперта, в Алтайском крае закупочные цены на сырое молоко ко дню сегодняшнему упали примерно на 5% — это серьезное снижение для сельхозтоваропроизводителя, особенно если учесть рост себестоимости молока в целом и по сезону в частности. В то же время ритейл держит готовую продукцию в границах покупательской способности

— Сколько сегодня стоит килограмм сливочного масла в оптовом секторе? — задается вопросом Олег Махнаков. — Примерно 500-530 рублей. Это цены четырехлетней давности. А ведь затраты переработчика растут, поэтому такая ценовая политика, отталкивающаяся от покупательской способности населения, давит на рынок сырья. Соответственно, цены на сырое молоко тоже стремятся откатиться к уровню, который был несколько лет назад.

В то же время на рынок сбыта готовой продукции влияет импорт. Так, в России в 2025 году действовала квота на беспошлинный ввоз сливочного масла в объеме 25 тысяч тонн. Собственно, её и ввели для того, чтобы сбить цены на этот продукт.

По данным Россельхознадзора на первый квартал 2025 года, наиболее активно нарастили поставки масла в Россию Аргентина и Уругвай. Так, Аргентина ввезла 2 тысячи тонн, что в 5,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти в два раза увеличился ввоз сливочного масла из Уругвая — 1 тысяча тонн против 525 тонн за аналогичный период 2024 года. Есть на нашем рынке сливочное масло и из стран ближнего зарубежья.

— Наводнение рынка импортной продукцией остудило цены на молочку в ритейле, и это давит на цену реализации сырого молока, — отмечает Олег Махнаков. — В вопросе закупочных цен мы сегодня живем одним днем, никогда не известно, что принесет нам завтра.

По мнению собеседника «АК», рынок готовой продукции и, как следствие, закупочные цены на сырое молоко могла бы поддержать интервенция на государственном уровне, по аналогии с зерновой. Получилась бы примерно такая схема (вкупе с закрытием границ для импортной молочной продукции): государство закупает определенные объемы сливочного масла и другой продукции длительного хранения, разгружая склады производителей, на рынке создается дефицит в моменте, который стабилизирует цены.

— Это могло бы немного разрядить обстановку на рынке, создать условия, которые устраивали бы всех: сельхозпроизводителей, переработчиков и покупателей, — считает эксперт. — На данный момент получается так, что потребитель получает товар по более-менее приемлемым ценам, а для производителей сырого молока складываются закупочные цены чуть ли не на грани рентабельности. К тому же, молочная продукция затоваривает склады переработчиков.

С января по июль 2025 года продажи стерилизованного молока снизились на 10,8%, сливочного масла и маргарина — на 10,7%, об этом сообщала Gazeta.ru со ссылкой на данные исследовательской компании «Нильсен». Основная причина — их дороговизна.

Спрос на готовую продукцию снизился, но при этом переработчики должны как-то рассчитываться с поставщиками сырого молока.

— Если сегодня переработчик захочет взять короткий кредит, чтобы рассчитаться с аграриями, то нужно учитывать, что ставка льготных кредитов выросла в сравнении с тем, что было два года назад, — говорит Олег Махнаков. — Раньше, скажем, закладывалось сырье на сливочное масло в кредит под 5 % на год, и производитель мог поднять цену на готовую продукцию на 2,5%. Сегодня кредит дают под 20 %, значит, масло должно подорожать на 10 %. А этого не происходит. Думаю, многие переработчики сегодня задерживают платежи за поставки сырого молока, чтобы таким образом «кредитоваться» за счет аграриев.

Автор: Максим ПАНКОВ.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here