У Луговской средней школы двойной праздник: 95 лет со дня образования и 60 лет зданию школы, в котором она сейчас располагается.
Школа — это живой организм. И это действительно так. Школа имеет свой день рождения, затем она развивается, растёт, достигает зрелости. Для Луговской школы наступил возраст зрелости, ей 95 лет с момента рождения, как образовательной организации.
В далёком 1930 году на центральной усадьбе только что образованного совхоза №51 открывается разновозрастная группа для детей, чьи родители приехали работать в новый совхоз. Так состоялась рождение школы, как образовательного учреждения. В отчетах она значилась как совхозная школа. В одной группе учились дети разных возрастов. Однако уже в следующем, 1931-1932 учебном году, открыли начальную школу, в которой обучалось более 60 детей, да ещё не охваченных обучением числилось 22 ребёнка.
Развитие школы можно проследить по отчётам заведующих школой отделу народного образования. Так в 1934-35 учебном году в школе в четырёх классах уже обучалось 178 детей.
Школа располагалась в саманном бараке в трёх комнатах, поэтому занимались в две смены. Тем не менее, за школой, хотя она и была начальной, было закреплено 2,6 га земли, который засаживали с помощью хозяйства в основном овощами. Часть урожая шла на питание, другую часть продавали и приобретали для школы необходимое оборудование.
В школе работали три учительницы: А.А.Панкова, Максимкина, Седова (имена последних двух установить не удалось). Техперсонал состоял из сторожа и уборщицы. В документах должность уборщицы называлась «поломойка».
В эти годы только шло формирование системы народного образования. Перед школами была поставлена задача: дать начальное образование всем детям от семи лет и старше. Но не все дети могли посещать школу. Порой у детей, подлежащих обучению, не было даже обуви и одежды пригодной для посещения школы. Иногда просто старшие дети присматривали за младшими, так как детсада в селе не было. Все это приводило к большому отсеву учеников. Так по данным отчёта за 1934-35 учебный год из 178 учеников совхозной школы отсеялись в течение года 99 учеников.
В школе была библиотека, которая насчитывала 358 книг. Довольно полную картину школьной жизни даёт всё тот же отчет за 1934-35 учебный год. В нем говорится, что «учебный год закончили 92 ученика. Из них ударников 25 человек, пионеров в школе было 49 человек. Помощь беднейшим ученикам оказана в количестве 12 человек. За счёт родителей были куплены школьные принадлежности и одежда трём человекам на сумму 52 рубля, а рабочком (профсоюз) оказал помощь девяти человекам на сумму 78 рублей.
Учащиеся выписывали газеты: «Юный ленинец»-12 человек, «Октябрятская звёздочка» -12 человек. В школе работало четыре кружка: драматический, затейников, музыкальный, военный.
В отчете указывается, что подготовка к новому учебному году ведется, но дрова пока не заготовили. Дровяника в школе не было и дрова хранились на улице. Также сообщается, что учителя Панкова и Седова работать в школе не хотят, так как жилищные условия очень плохие. Они желают работать в одной из школ Камня, так как там живут их родители.
На самом же деле проблем у школы было ещё больше, чем сообщалось в отчёте. Уроки физкультуры проходили на улице на площадке возле барака. В плохую погоду занимались в коридоре барака.

В 1937 году школу перевели в отдельное здание (сейчас там расположена библиотека. Учащихся было много, а классных комнат было только четыре, поэтому занимались в три смены, а потом стали использовать другие приспособленные помещения.
Очень большой была сменяемость кадров. Так в течение 1932 года в школе сменилось четыре заведующих: Мусина, Миронова, Русакова, Косоротова. К сожалению, в приказах не обозначены их имена и отчества. В 1933 году заведующими школой работали Макарова и Удинцев. В 1934 году на должность заведующей школой назначили Т.В. Морозову, её сменила А. Панкова, проработавшая в этой должности до 1936 года. В 1936 году школой заведовал А.Д. Подзоров, которого в 1937 году сменил Н.П. Мочуленко.
В 1937 году начальная школа была преобразована в семилетнюю, и первым директором школы стал Н.П. Мочуленко. Николай Петрович проработал до 1939 года, затем его призвали в армию. В 1939-1940 годах директором школы работал В.А. Клементьев. В 1940 году его сменила снова А. Панкова. В 1941 году директором школы назначили В.А. Ряполова. В 1942 году директором работал В.А. Мурзинцев, а в 1943 году-С.С. Воронина. С 1944 по 1949 год директором школы вновь был назначен Н.П. Мочуленко, которого демобилизовали после ранения на фронте. Причины частой сменяемости директоров не нашли отражение в отчетах и приказах по школе.
В годы войны на фронт ушли учителя И.Ф. Ревенко, И.Д. Кондратьев, Г.Ф. Епанчинцев, В.А. Клевакин, В.А. Денисов, В.А. Клементьев, Г.К. Бородуля.

Фото с официального сайта школы
В 1949 году на должность директора школы был назначен Ревенко Иван Фёдорович, который закончил семилетнюю школу перед войной и его пригласили вести физкультуру. В 1940 году Ивана Фёдоровича призвали в армию, а в село он вернулся только в 1945 году, пройдя всю войну стрелком-радистом в знаменитой эскадрильи А. Покрышкина. Впоследствии пионерская дружина школы носила имя А. Покрышкина.
Вернувшись с фронта в 1945 году, Иван Федорович Ревенко поступает в пединститут на исторический факультет. В совхозной школе он ведет историю, затем в 1949 году Ивана Фёдоровича назначают директором школы. В этой должности он работал до 1958 года. И, как говорят, пошёл на повышение, его перевели директором Корниловской средней школой, затем заведующим районо. Но он всё-таки в 1964 году решил вернуться в родное село и вновь стал директором школы, проработав до ухода на заслуженный отдых в 1980 году. В период с 1958 по 1963 год, когда И.Ф. Ревенко уехал, школой руководили Полозков В.В., Волочай Л.И., Остапенко Н.И., Епанчинцева К.Д.
Получив статус семилетней, школа стремилась соответствовать ему. Постепенно сформировался профессиональный и творчески работающий педагогический коллектив. Одной из первых в районе школа заложила учебно-опытный участок по всем правилам агрономической науки. И сделала это Говорунова Н.М., молодая учительница биологии и химии. Здесь, на пришкольном участке, впервые сельские дети увидели, как растут стелющиеся яблони, различные сорта ягодных кустарников. На участке был заложен дендрарий, коллекционный участок. Каждому начальному классу выделялся свой маленький участок, где ребята учились ухаживать за растениями с соблюдением агротехнических правил.
С учётом всех требований оборудовали географическую площадку, где велись круглогодичные наблюдения за погодой учащимися школы под руководством учителя географии. Вёл в то время географию В.В.Полозков, который был ещё и директором школы.
Освоение целинных земель значительно улучшило финансирование социальной сферы, поэтому появилась возможность начать строительство типовой школы. В 1965 году 1 сентября состоялось открытие нового здания школы, в котором находится школа до сегодняшнего дня. Право разрезать ленточку предоставили Конинберг (Великовой) Лиде, а первый звонок на первый урок в новой школе подала отличница учёбы Павлова (Гейко) Галя.

Не случайно коллектив школы отмечает и 60-летие здания школы, в котором она сейчас расположена. Новое здание принесло обновление во всю жизнь школы. Школа была оборудована новой мебелью, закуплены новые наглядные пособия, станки в мастерскую, спортивное оборудование. Педагогический коллектив школы внедрил кабинетную систему, которая считалась передовой в то время. Первыми были оформлены кабинеты математики (К.Д. Епанчинцева), русского языка и литературы (Е.В.Соколова), географии (Р.Н.Кондратьева), кабинет трудового обучения (С.И.Носырев). Возле новой школы также заложили пришкольный участок. Постепенно Луговская школа встала в один ряд сильных школ Каменского района, таких как Столбовская, Рыбинская, Корниловская, Новоярковская.
Новая школа была рассчитана на 360 мест, но в первые годы фактически обучалось 420 человек. Учились в две смены. К сожалению, проект не предусматривал открытие столовой в школе, поэтому открыли буфет и организовали горячее питание.
Очень насыщенной была внеурочная работа в школе. Работали кружки: драматический, танцевальный (М.П. Некрасова), гимнастический и спортивные игры (П.Ф. Фольк), хоровой, вокальный. Школа занимала призовые места на смотрах художественной самодеятельности, в спортивных соревнованиях.
Развитие совхоза привело к значительному увеличению численности жителей села Луговое, поэтому встал вопрос об открытии средней школы, так как выпускники Луговской восьмилетки вынуждены были получать среднее образование в школах Камня, Рыбного, Крутишки. В 1971 году открыли среднюю школу и интернат для детей из сёл Обское, Плотниково, Калиновка.
Для того времени здание Луговская школа было вполне современным. Хороший спортзал дал толчок развитию спорта не только в школе, но и в целом в селе. В разные годы внесли свой вклад в развитие школьного спорта учителя физкультуры П.Ф. Фольк, И.Ф. Кислякова, С.Г. Силиванов, В.П. Потанин, В.В. Панфилов, А.Д. Марчуков, А.А. Лактионов, С.В. Мельников. Сборная школы постоянно становилась призером в легкой атлетике, баскетболе, волейболе, лыжных гонках.

Традиции организации внеурочной деятельности продолжила средняя школа. Введение должности организатора внеклассной и внешкольной работы способствовало этому. Первым организатором внеклассной работы стала Р.Н. Кондратьева, обладавшая прекрасными организаторскими способностями. Римма Николаевна выстроила систему внеклассной и внеурочной деятельности, традиции которой сохранились и по сей день. Прекрасной помощницей стала молодая пионервожатая Г.Ф. Распопина (Шушакова), которая впоследствии работала директором школы.
В этот же период начинается организация школьных производственных бригад. Большую помощь в организации бригады оказывал совхоз (В.П. Шимин, А.С. Орлов, Х.Я. Гидион, И.И. Лоор, А.А. Швайцер).
Школа вместе со страной пережила перестройку. Этот период совпал со сменой старшего поколения учителей и директора школы. После ухода на заслуженный отдых И.Ф. Ревенко директором школы были: В.Г. Васильев (1981-1987 гг.), Р.Н. Кондратьева (1987-2001 гг.), О.Н. Баёва (2001-2004 гг.) Г.Ф. Шушакова (2004-2010 гг.), С.В. Мельникова (2011 -2016 гг.), Старкова Л.П.( 2016 -2018 гг.) С 2018 года по настоящее время педагогический коллектив возглавляет Тинякова Н.Н.
Школа отражает все, что происходит в стране: реформа образования с урезанием бюджета, новыми предметами, компьютеризацией, новыми образовательными технологиями, новой нормативной базой и пр. У каждого периода истории школы были свои трудности, которые коллектив педагогов всегда достойно преодолевал.
Для школы и сегодняшнее время является непростыми, а о том, как она живет в настоящее время, можно будет услышать на юбилейном празднике, который состоится 1 ноября 2025 года в 13-00 часов. Коллектив педагогов и учащихся приглашает на праздник своих выпускников.
Примечание: все даты и имена взяты из подлинников архивных документов.
Выпускница школы 1963 года Т. Руденко.








