На прошлой сессии депутаты райсобрания приняли изменения в порядок формирования и использования дорожного фонда Каменского района. В нем добавился ещё один источник, который позволит увеличить бюджетные ассигнования на ремонт и содержание дорожно-транспортной сети на 7,5 млн. рублей уже в этом году, добавив к 11-ти уже существующим.

МИМО НАШЕЙ КАССЫ

«За что мы платим налоги?» — это, пожалуй, самое распространенное (из цензурных) восклицаний водителей, подпрыгивающих вместе со своим авто на очередной колдобине. Таким же вопросом водители задаются, когда в очередной раз загоняют машину на СТО чинить «ушатанную» ходовку.

И вопрос резонный — число плательщиков того же транспортного налога растет. Так, например, за прошедший год в Алтайском крае, по данным ФНС, транспортный налог составил почти 3 млрд. рублей (2,4 млрд. — с физических лиц, 0,5 млрд. — с юридических). При этом доход с «физиков» вырос на 4,2 %, с «юриков» — на 9 %.

Ключевой проблемой является то, что транспортный налог — это региональная подать, которая идёт напрямую и в полном объеме в бюджет края.

О реформировании транспортного налогообложения с разной степенью интенсивности ведутся дискуссии уже много лет. В частности, предлагалось его отменить, заменив на акцизный сбор с продаж ГСМ. Мол, в таком случае государственный побор «отвяжется» от голой мощности мотора и «привяжется» к непосредственно интенсивности использования транспортного средства.

Но, судя по всему, в обозримом будущем транспортный налог отменять не будут. В то же время власти начали задумываться о его «адресности». Так, в прошлом году спикер Госдумы Владимир Володин предложил зачислять его напрямую в бюджеты муниципалитетов.

«У нас есть транспортный налог, но считанное количество регионов отдали его муниципалитетам, а на самом деле это именно должно быть так везде», – подчеркивал Володин на парламентских слушаниях по совершенствованию налогового законодательства.

По его словам, в таком случае муниципалитеты «будут ремонтировать дороги уже окрашенными» средствами от налоговых поступлений. «И человек, который зарегистрировал в этом муниципалитете транспорт, живет там, будет понимать – эти деньги идут на его дороги в его городе. Если мы будем целевой характер учитывать, у нас многие вопросы будут решаться», – добавил на тех слушаниях Володин.

А параллельно в Госдуму внесли-таки на рассмотрение законопроект о полной отмене транспортного налога, который ныне числится в документации парламента под номером 1149361-7. Впрочем, многие скептики считают, что транспортный налог — это вечное бремя, и в интересах регионов его вряд ли отменят.

СВОЯ ЛЕПТА

Из чего формировался муниципальный дорожный фонд Каменского района до принятия решения, которое наполовину в шутку, наполовину всерьез авторы проекта называют «историческим»?

Во-первых, это акцизы на бензин, дизельное топливо, моторные масла, подлежащие зачислению в местный бюджет. Во-вторых, это плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования большегрузами.
Кроме того, дорожный фонд может пополняться за счет межбюджетных трансфертов — то есть краевых и федеральных средств, а также безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц и т.д.

Новая редакция порядка формирования дорожного фонда предполагает дополнительный доход в размере 35 процентов от госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями. Принятие данного решения позволит пополнить дорожный фонд уже в этом году на 7,5 млн. рублей. По прогнозам, в 2027 году эта статья принесет 8,1 млн. рублей.

— Данные цифры основаны на параметрах бюджета муниципального образования Каменский район Алтайского края на 2025 и на плановый период 2026 и 2027 годов, — говорит Алексей Марин, председатель районного Собрания депутатов и один из авторов проекта. — А главное, что это прогнозируемое увеличение доли собственных средств в бюджете дорожного фонда, что позволит заранее планировать ремонт дорог.

БОЛЬШЕ ЗАПЛАТ

Изначально в дорожный фонд на 2025 год было заложено 11 млн. рублей. Вместе с зачислениями доли от госпошлин он составит 18,5 млн. рублей. С одной стороны, лишние 7,5 млн. могут показаться каплей в море в масштабах нынешнего дорожного бедствия, но для сравнения: на сегодняшний день ямочный ремонт на нескольких городских улицах осуществлен за счет двух траншей из муниципального фонда в общей сумме в 4,4 млн. рублей.

Резюмируя, отметим, что законопроект, реформирующий транспортный налог, стал одним из самых «долгоиграющих» в истории Госдумы. По крайней мере, предложение его отмены встретило волну критики от правительства и профильного «думского» комитета. А предложение переадресовать его в муниципалитеты тоже осталось висеть в воздухе. Мол, всё это «приведет к возникновению выпадающих доходов и разбалансировке бюджетов субъектов РФ, что существенно ухудшит их финансовое положение и негативно повлияет на их финансовую самостоятельность. При этом источники компенсации выпадающих доходов субъектов РФ законопроектом не определены».

В общем, транспортный налог в том виде, в каком он существует, может остаться постоянным бременем для российских автомобилистов.

К слову об «адресности» этого обременения, ранее Каменское РСД выступало с законотворческой инициативой, внеся в АКЗС предложение оставлять часть транспортного налога в муниципалитетах. Но безрезультатно.

— Мы внесли законопроект, согласно которому в местных бюджетах должно оставаться 50 % транспортного налога, — говорит Алексей Марин, председатель райсобрания. — Логично, что часть этого налогового сбора должна направляться в бюджет субъекта РФ, так как владельцы транспорта передвигаются не только по дорогам в своем городе или селе, но и по трассам краевого значения, которые также нужно содержать в надлежащем состоянии. И сочли такую долю, 50 на 50, вполне справедливой. Однако Минфин края вынес отрицательное заключение, видимо, сочтя, что денег муниципалитеты получают достаточно.

То есть в ближайшем будущем транспортный налог останется региональным. Тем значимее поиск источников собственных доходов в муниципальный дорожный фонд. На новый кафтан не хватит, но можно залатать побольше дырок.

Максим ПАНКОВ. Фото Константина ЗЯТЬКОВА.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here